Из художественного осмысления психологических кате

Виталий Васильевич Бондарев
Понимание эмоции других людей
1. Внешние признаки (Гнев)
У тети Вали зазвонил телефон

- Але

- Да

- Ага

- Ага

Тетя Валя почти ничего не говорила, одной рукой громко мешала ложечкой чай, другой держала телефон, слушала и улыбалась. Нина прервала рассказ о цветке, который она посадила утром, встала из-за стола, чтобы поставить на стол сахар. Она ждала, когда завершится звонок, чтобы продолжить рассказ.

- Ага, хорошо, конечно, пока – тетя Валя положила телефон, вздохнула – так, Нина, что у нас , давай, пьем.

- Тетя Валя, вы же сахар не положили, а мешаете. Вот, держите.

- И что с.. цветком?

- А потом смотрю – три корешка, один оборванный, а написано, что тщательно проверить корень, это самое важное.. – продолжила племянница свой рассказ. Но, посмотрев на тетю Валю, она поняла, что тетя не слушает. Уже во время звонка лицо тети покраснело, немного, но достаточно, чтоб было заметно, взгляд ее довольно резко перескакивал с предмета на предмета, не останавливаясь ни на чем, зубы сжались, на Нину тетя не смотрела, будто боялась встретиться взглядом, улыбалась, кивала в такт словам, даже попадала по смыслу, но очевидно, что если бы Нина начала рассказывать о полете американцев на Луну или цене на прическу, которую давно хотела, тетя так же кивала и говорила – ничего себе, интересно, и?, так, хм, и т.д. Стало очевидно – тетя Валя поплыла после звонка. Уголок рта продолжал дрожать, отгибаясь вниз и обнажая стиснутые зубы.

- Теть Валь, кто это звонил – то?

- Та, так – ответила тетя, залпом допила чай, тяжело встала из-за стола – Давай посуду, сейчас быстро помою, уберем, в семь «Солдаты»

Нина больше не спрашивала, знала, что раз тетя не сказала сразу, что не скажет уже никогда

2. Рациональное (страх)
Звезда – и пробегает мимо, будто презирает, не может сфоткаться. А хотя, так подумать, вот стоишь ты на сцене – все на тебя смотрят, все знают, это же ужас. На улицу не выйти – узнают, и ладно узнают, всегда есть вероятность, и немалая, неадекватного поведения. И вот один подходит, второй, третий, кто-то уже проходу не дает, руки тянет, дотрагивается, что у него на уме, ты же его в первый раз видишь, может гордец с ножом, а если пьяный, а если псих с кислотой, или ревнивая подружка влюбленного поклонника. Может она пробегает, потому что боится? Да, интересная работа, да и не работа даже, развлекуха одна, но это как представлю, просто ад. За внешней мишурой и роскошью чаще всего вечная стесненность в деньгах, продюсер, который обращается с тобой как с тряпкой или собачонкой, орет, звуковик, который разговаривает с тобой, как с недостойной пустышкой, типа он-то настоящих звезд видывал, друзья продюсера, для которых ты просто элитная игрушка, эскорт в лучшем случае, а то и просто часть интерьера, никуда не поедь, ничего не купи, журналисту что сказать – все жестко по схеме, ни шага в сторону от эталона, точно, она не то что презирает людей или считает себя лучше и выше – она просто боится. И пьет, пьет, развлекается – не от хорошей жизни, а от страха. Нелегка жизнь звезды!

3. Интуиция. Вариант 1 (интерес)
- Нормальная девчушка! – думал Иван Иванович, закрывая за новым соцработником дверь. «Девчушке» было за пятьдесят, но для него-то, одинокого ветерана войны, в свое время весьма бойкого мужичка, одно присутствие такой особы в холодной запущенной квартире было радостью.

- Остальные социашки вежливые – сам не замечая, что говорит вслух, думал дед – но как-то формально, а эта интересуется, выспрашивает, любит свою работу, наверное, ох ух выспрашивает прямо о войне, медалях, сказала, что телевидение приедет на 9 мая. Завтра в поликлинику, где направление, опять забыл, эта тоже спрашивала, когда иду, справку вертела, куда же она ее положила, уж не с собой ли взяла.

Дед остановился посреди коридора, нахмурился. - Что за интерес у бабы, и откуда она взялась? - Какая – то тревога закралось, он почувствовал ее интерес, но уже не в радостном, в подозрительном ключе. - Ведь работал же в органах, что, обаятюльку увидел и концентрацию потерял? Медали, неподдельный интерес, новый сотрудник, поход в поликлинику.. Завтра не открою. Хотя, может провести спецоперацию, наверняка группой работают, интуиция меня никогда не подводила, встряхнусь.

Дед заторопился к телефону.

3. Интуиция (Радость)
И вдруг я поняла, что он радуется. Да, да, радуется. Иначе откуда этот энтузиазм, активность, силы что-то делать, всезамечание, всеучастие, вездеуспевание, четкое планирование действий и тонкая организация процесса? Только радующийся человек может так себя вести. Достоевский, кажется, говорил, что на похоронах каждый человек тайком радуется. Даже самый близкий, даже не осознавая этого. Что ж это, правда что-ли? И правда, посмотрите, как он все сделал, и на поминках все прошло без сучка и задоринки, и каждому внимание уделил, и обслуживающий персонал не забыл. А ведь брат все-таки. Сука, да и только.

3. Интуиция. Вариант 2 (печаль)
- Проходите

- Не буду я проходить

- Ну вон же место

- Ну и идите. Я пропущу, но проходить не буду

Троллейбус поехал. Мужик остался стоять посреди прохода. Женщина протиснулась вперед.

- Не надо было затевать этот разговор – думала она - теперь будто бы мяч на моей стороне, надо что-то ответить, чувствую себя мерзко, нахамил мне, надо было молча пройти, да и все. Ладно.

Женщина, посмотрев на него мельком, вдруг почувствовала, что не тот это хамский типаж, что из себя весь, и лицо доброе, и голос был не из тех, что поставлены постоянной грубостью и наглостью – что-то наверняка произошло у него, причем недавно, может узнал что-то минуту назад, потому что он явно не смотрел в ее сторону, и весь их диалог уже забыл, о чем-то другом он думает, и не самом приятном. Ладно, мало ли что в жизни бывает.

Регулирование своих эмоций
1. Посредством переключения эмоции. Вариант 1 (гнев – радость)
В толпе Света старалась не терять господина в пальто, шла за ним уже десять минут, хотя ей надо было вообще в другую сторону.

- Козлина. Ты что думаешь, что я забуду? Со мной еще никто так не обходился, чтобы толкать в очереди, не пускать вперед, да еще и обзывать дурой.

На спуске в переход Света улучшила момент, пошла вплотную с господином, прямо за ним, и плюнула в него. Никто не заметил. Слюна потекла по дорогому пальто. Света развернулась, нырнула во встречный поток и с облегчением пошла обратно.

– 20 минут потеряла, зато спать теперь буду спокойно – радостно думала Света

1 Посредством переключения эмоции. Вариант (отвращение – радость)
Бабушка по соседству совсем сдала. Так еще бегает, но с головой все хуже. Принесла еще кота, сколько их у нее теперь, одним больше, одним меньше, давно уже писк и вонь в доме явления круглосуточные. Терпеть не могу кошек. Может, постучаться и предложить помощь? Точно! Поднять волну, получить грант на благотворительность, организовать приют для котов, завести знакомства, а там и бродячих собак куда-нибудь пристроить. С людьми сложнее – с бомжами возиться и приятного мало, и уровень другой – социалка, законы, но кто говорил, что добрые дела чистенькие и приятненькие, хотела же людям помогать, мир спасти, так что нос воротить – то? И хорошо, что подъезд кошатиной провонял, чудесный стимул начинать работать. Вперед!

2. Посредством умственной работы. Вариант 1 (печаль – интерес)
А вы что думаете я пришел в школу шахмат в 60 лет - говорят, помогает отвлечься от грустных мыслей, способствует разработке умения не чувствовать тяжести бытия и страха надвигающейся немощи. Ведь все болезни от головы, от печальных мыслей, а если голова занята, и думам всяческим грустным в ней места нет. Так ведь и азарт есть, и интересно, сам ход мыслей яснее становится, сидишь над доской, будто дороги какие новые в мозгу протаптываешь, ходы всякие, будто даже умнее становишься, а главное – спокойнее, уже не так переживаешь по пустякам всяким, так как видишь главное и преходящее.

2. Посредством умственной работы. Вариант (печаль – радость)
Вы спросите, зачем я беру учебники внука и решаю задачки за пятый класс? Все просто - помогает отвлечься от грустных мыслей, не чувствовать тяжести бытия и страха надвигающейся немощи. Мне ведь недолго осталось, а если голова занята, и думам всяческим грустным в ней места нет. А вы знаете, даже интересно становится, и светлее, радостнее, будто в детство возвращаешься, даже умнее становишься, а главное – спокойнее, уже не так переживаешь по пустякам и не пустякам. Принимаешь жизнь такой, какой есть. Да и внуку в помощь, все таки он, уча меня геометрии какой-нибудь, сам начинает ее понимать, а мне радость – помогаю, дело доброе делаю, рано, значит на покой-то меня списывать.

3. С помощью физической активности
Когда я учился в школе, была у нас учительница, так она, когда у нее рак обнаружили, не стала лечиться, и не только не ушла с работы, еще ставку технички и полставки дворника взяла. И целый день – все еще спят, а она уже снег перед школой чистит, днем у доски стоит, вечером полы моет. Говорили – отказалась от химии, хочет, чтобы болезнь от диеты и работы рассосалась, самолечением занимается. Не помогло. А вот сейчас я думаю – не самолечение это было. Это был побег. От мыслей, страха, ощущения ненужности, неловкости сочувствия. В работу, деятельность, забитый до отказа график. Говорят – не помогло. А кто знает, что ей надо было, может, забыться, и тогда помогло?

Регулирование чужих эмоций
1. Посредством переключения. Вариант 1
Катя торопилась, она знала, что этот момент наступит. Не всегда же дорогому супругу будет везти. Сегодня он, вратарь сборной области по гандболу, пропустил. И не просто пропустил, вратари пропускают всегда, но на решающем матче, от исхода которого столько зависело… Столько мячей… И самое главное – легкие, детские мячи – то, глупые, необязательные голы, которые любой человек с улице с закрытыми глазами возьмет. И команда, почувствовав брешь в тылу, опустила руки. И тренер, веря до последнего, не заменил. Катя смотрела с трибуны, ушла раньше окончания, она, в гандболе за столько лет уже специалист, знала – чуда не будет. Она знала, что он придет подавленный, неразговорчивый, чуть что будет орать, неадекватное поведение это будет длиться не меньше трех дней, поэтому ей надо было успеть. Улица Гагарина, дом 2а. магазин филателист. Планировала сделать подарок к юбилею, но куда там ждать, за три дня можно столько натерпеться, да и его жалко. Он, страстный коллекционер, давно мечтал об этом Маврикии. И она «вступила в сговор» с продавцом, чтобы, когда марка эта появится, не сообщал мужу, не продавал ее другим, а позвонил ей. Три дня назад он позвонил, она попросила придержать, все-таки цена, и давняя дружба. Но сегодня медлить нельзя. Купить и тут же преподнести. Только это его успокоит, только это обеспечит покой ей и всей семье.

2. Посредством умственной обработки Вариант 1 (гнев – страх)
- Что у вас? – спросил режиссер молодую актрису, которая никак не могла сосредоточиться на прогоне. Он уже знал, что она, по причине недовольства распределением ролей и предполагаемого несоответствия уровня ее таланта открыто заявила о нежелании работать в полную силу.

- Ничего, все в порядке – ответила молодая актриса.

- Хорошо, продолжаем – сказал режиссер, но подумал: нет, не продолжаем. Недовольна, не хочет, думает незаменима, хорошо. По Офелии ее в дубль, на Жервезу буду пробовать Гулю, а здесь надо урезать ее Алхимию до минимума, а потом и вовсе убрать, или сделать тенью. Пусть подумает, как устроено все, и ее теперешнее положение покажется ей небесами.

- Поехали. Свет! Музыка!

2. Посредством умственной обработки. Вариант 2 (страх – радость)
Слушай, что ты будешь сидеть в этой гнусной общаге, мне тут надо новое пальто подобрать, а я не знаю толком ни мест, ничего, а самое главное – никакого вкуса, ты – самое то, что мне нужно. Ты же любишь по магазам ходить, хочешь – тебе что – нибудь купим. Хоть все лето сиди грусти, сделай перерыв, через пару дней начни спокойно повторять, осенью пересдашь, ну не выгонят же тебя на втором курсе. Пошли.

3. Посредством физической активности. (страх – гнев)
В школе у нас в коридорах всегда на переменах вдоль стен стояли ученики, и мой друг всегда боялся проходить через этот «коридор» - его либо пинали, либо толкали, либо обзывали, а чаще все вместе. И я ему сказал, что в следующий раз, когда он испугается эту ораву слабоумков, пусть положит на пути домой в портфель камень и никогда не вынимает его. На следующий день, испытав страх, опять. Прошло несколько недель. Мой друг ходил понурый, таская тяжеленный портфель, а жил он на поселке и каждый день хаживал за несколько километров, одна лямка у него оторвалась, ручка тоже, он носил портфель за пазухой, но каждый раз в один из больших карманов (или отделов) отправлялся новый камень без надежды когда-нибудь быть вынутым обратно. Прошло еще какое-то время. Друг был откровенно зол на меня, на себя, на судьбу и почему-то на директора школы. И вот я его как –то спрашиваю: а что эти говнюки, ты так же их боишься? Друг ответил – да ты что, я их теперь ненавижу еще больше, но больше на них злюсь, чем боюсь. Тогда зачем ты кладешь в портфель все новые и новые камни - спросил? Мой друг посмотрел на меня как лоботомированный, мне стало не по себе, он толкнул меня окрепшими за время ношения камней руками и ушел. Мы не разговаривали какое-то время, потом все забылось. Мой друг стал ходить на штангу, и ни о каком страхе перед всяческими ублюдочными элементами речи уже не шло, хотя… Думаю страх никуда не делся, просто видоизменился, но ведь и камни тоже можно по-разному понимать и представлять..

Понимание своих эмоций
1 (сравнение чувств со словами)
А я всегда гадаю по радио. Не на будущее, на настоящее. Что происходит? Переключаю станции без разбора, зная два языка, без труда понимаю, что говорят мне динамики. И интересно, и прикольно, и весело. И в самом деле, кто его знает, щекочащее в районе груди – что это? «Если ты меня разлюбишь, я умру». Ага, страх. Или любовь? Вообще, конечно, в радио на много-много процентов любовь. «Море, какое горе». А это что? Вроде о горе, но про радость. Поди, пойми этих певиц. А вот утром руки не поднять, ничего не хочется. Включаем. «Я же твоя дура». Ой, про что это поет голос. В общем, глупости все это, раньше вот барышни по «Евгению Онегину» гадали, тоже неясно было, что происходит во внешней среде и во внутреннем мире.

2 Ассоциация – я чувствую то же, что тогда
Я терпеть не могу гостей. Я считаю дом территорией, где никому кроме меня места нет. Настанет время, и буду жить один. Вообще один. Даже если у меня будет семья, дети там, я хочу иметь место, где я смогу время от времени быть один. Но сейчас это невозможно. Я живу в большой семье и в таком месте, где все живут кучей. Прямо как цыгане. Или пчелы. Теща, тетя тещи, моя мама, чья-то еще мама, дяди, племяши, чьи-то жены, какие-то дети, и т.п. С ними-то никак не примириться, а еще гости. Только и слышно: ооооо, привет, как мы давно не виделись, как здорово, что вы пришли! Ну конечно, как же бы мы тут жили без вас, теперь-то точно все чики-чики будет. Ну и вот, когда кто-то приходит, я с недавнего времени не прячусь по щелям нашего коттеджа, а сразу выхожу и начинаю общаться. Да, да, общаться. Казалось бы, что такого, но те кто знают меня, в шоке, потому что на меня это совсем не похоже. А все просто – нежелание скрываться и чувствовать все то, что я чувствую – неловкость, неприязнь, стеснение тем больше и страшней, чем дольше я скрываюсь, на второй час пребывания гостей вообще уже стыдуха показаться, да и эти два часа ничего кроме мучения и потерянного времени не несут. Поэтому я уже знаю – пришли гости, наношу упреждающий удар: выхожу, радуюсь, трусь возле них, стараюсь не втягиваться в разговоры и развлечения, а когда меня уже перестают замечать, сваливаю. Вот так. И все таки, когда же я буду жить один?

3 Интуитивное. Не понял, но знает
Полина похудела. Сначала, когда с полнушки она обратилась в стройняшку, я радовалась. Искренне, открыто. Действительно классно, когда кто-то так может. Потом я завидовала, потому что Полина нашла себе мужика. Но потом что-то пошло не так. То ли психика ее не выдержала, то ли здоровье поломалось. Полина продолжила худеть. За полтора года пышка превратилась в спичку. Говорит, что чувствует себя превосходно, но глядя на нее, почему-то не хочется не радоваться, не завидовать. Тот мужик от нее ушел, появился другой. И вроде и обязанности она свои нормально выполняет, хоть и чаще болеет, но без содрогания на нее не посмотришь. Идет по коридору такая моднючка, а чувствуешь – не то, не так, отвращение да и ничего больше. Потом Полина уволилась, говорят, вышла за индуса и укатила в Гималаи. Вот где можно оказаться, если не есть.

Управление своими эмоциями
Включила другую эмоцию
Влада шла как во сне. Она не понимала, где идет, не видела людей, и если смотрела по сторонам, переходя дорогу, и прикладывала карту при входе к пригородным поездам, то это была не она, а ее физическая память. Все произошло мгновенно как авария – она увидела ИХ вместе. Витя и эта алкашка. Не устроила скандал – обомлела и убежала незамеченной, будто устыдясь чего – то. Мысли напирали, все сразу: «Обещал жениться после каждой встречи, жутко ревновал в подтверждение любви, уговорит переехать к себе, написал все логины и пароли, чтобы она «помогала» вести дела, а на самом деле для ненавязчивого «я открыт, смотри как у меня все чисто, как я тебе доверяю и как я искренен». А сам оказывается.. Витюша, Витюша. Как плохо, как обидно. Он же.. Что теперь делать. Что теперь делать. Ведь я же.. Что же делать. Стоп. Так вот что эта мымра так нахально виляет задом, проходя мимо. И еще так искренне интересуется делами, с таким участием, а у самой желтые искорки в глазах как у кошки. Ничего себе, ревность. Как же плохо. Надо попить. Стоп».

Влада оглянулась. Она в электричке, объявили Москва 3. Значит, она ехала в Софрино к маме. Народу было немного, неподалеку сидел парень, который напомнил Владе соседа Колю. Вот он ее действительно любил – чисто, ненавязчиво, искренне. Почему все так? И до сих пор же любит, их последняя встреча, когда в прошлый раз она гостила у мамы, подтвердила это. Нет, он ничего такого не говорил, да и вел себя обычно, но взгляд… Такое не подделать и не сыграть. Стоп. Влада почувствовала, что она на пороге какого то решения, но еще не сформулировала его, не призналась себе в его наличии, однако она уже знала, как все будет. Не успевала даже осмыслить то, что роилось в ее воспаленном ревностью мозгу, она встала и высунула голову в окно. «Ревность? Хорошо. Ревность. А Витюша значит ревнивый. Не волнуйся, Витюшенька, все будет хорошо.»

Влада услышала: следующая остановка – Софрино. Вагон дернулся, застучали колеса, поезд ехал все быстрее и быстрее, по лицу текли слезы, ветер трепал волосы, шумел в ушах, на сердце было как-то легко и радостно. Влада улыбалась.

Без рубрики
1
А вы знаете, когда я узнал про обвал биржи, я места себе не находил. Три года работы, половина капитала, все насмарку. Утром узнал, весь день места себе не находил, и представляете – вечером пришел друг и говорит – ты что, ремонт сделал? Я не понял, говорю ты о чем, потом смотрю – в руке пакет с мусором, в углу тряпка. Пока думал, что делать – всю хату перемыл, и знаете, я же вообще за порядок, как –то легче стало. Мне всегда, когда чисто и убрано, легче. Так ведь даже не планировал, так, после еды начал мыть тарелку, потом перешел на плиту, стекла, ванная, за шкафами, и т.д. И что самое интересное – пришло решение. Я понял, что потеря трех лет не самая большая потеря, и вообще не потеря, а приобретение, если это позволило обрести понимание, куда двигаться и что делать. Биржа - это конечно прибыльно, да уж очень ненадежно, тем более с моими нервами. Так что на кое – что оставшееся после обвала можно употребить на приобретение домика у моря и магазинчика для серферов, а время использовать для осуществления давней мечты – написания книги.