Герметическая книга Тота

Георгий Радуга
Поймандр, редко Пэмандр, Пемандр, Пимандер, Пимеандр, Помандрес (древн.-греч. — "мужественный пастырь мужей и жён" ) — название первого из четырнадцати(7+7) трактатов, составляющих «Герметическую Скрижаль, книгу», сборник текстов, чьё авторство приписывается мифическому Тоту Гермесу Трисмегисту.

НЕМНОГО ЛИРИКИ

Между мною и тобой Строка, Слова и Буквы...

Книга есть мелькающие Страницы, где Буквы и Слова и Строчки поют,
радуются и плачут вместе, окружённые Ясным Светом!!!

В небесах серебристых На весах огневых всё лежит Книга Жизни в небесах золотых всё листочки шуршат, прочитаю прочту Золотую мечту, разверну покрова там где Жива Жива моя жЖивая.... Над горою Звезда* твоя горит как всегда МОЛОДА и от Счастья звенит и поёт и лучится!


Алишер Навои о А. Джами в " Смятение праведных":

" Перелистав страницы мира, он
  Соткал, как облак, занавес времён

  Из крови Сердца, а не из чернил
  соткал он занавес - и Тайну скрыл.

  В его чернильнице сгустилась тьма(мать),
  Но в ней - ВОДА Живая - Свет Ума.
 
  Кто из его чернильницы возьмёт
  Хоть каплю, тот бессмертье обретёт..."   

(в переводе Г. Державина)

СЛОВА (посвящаю Тоту, Гермесу Трисмегисту, писцу Божественной книги, изумрудной Скрижали и своей Любимой, Единственной и Половинке)

Между мною и тобою Слова и Буквы и Строчки,

Как раствор, разделяют и связывают
те Части, которые нас Вместе держат и составляют...

Связать их, написать их в Цвете на страницу,
всё равно что связать наши общие устремления,

понимание тебя и меня до Сути Истины,
одинаковость и родство наше под кожей,

это выше высоких молитв в нас
с тобой бесконечность и вечность творит...

Потому что коль Завтра приходит Сегодня,
если это не капля, то это - Вечность,

сверкающая на кончике моего Жар пера и Кисточки,
когда Краски наших голосов нас окружают и поют и цветут,
словно звёздная Ночь и ясный День,
когда раствор меня с тобою соединил в Вечности в Сердечности.

СЛУШАЕМ!

Звёздная и Солнечная Наша Пристань

Звёздная наша пристань (1976)
Н. Добронравов
Нечего делать юным в мире открытых истин,
Незачем нам скитаться в дебрях банальных слов.
Как ты еще далёко, звёздная наша пристань!
Как хорошо, что путь к ней труден и вечно нов.

Снова в лицо плеснули песен морские брызги.
Шаг этих песен века яростен и упруг…
Каждый, кто сердцем молод, верен путям неблизким,
Верен мятежным ритмам поисков и наук.

В сердце должна быть нежность, чтоб у костра согреться.
В песне должна быть правда, чтобы поверить ей.
Надо ещё учиться чуткое слушать сердце.
Нужен талант, поверьте, чтобы любить людей.

Как ты ещё далёка, звёздная наша пристань!
Сколько ещё мы встретим гордых своих Гренад!
Нечего делать юным в мире открытых истин,
Верное сердце друга — лучшая из наград.

ИТАК,  Словом «Пэмандр» в тексте именуется говорящий с Гермесом Трисмегистом божественный Ум.

В трактате «Пэмандр» Бог определяется как Ум (Ноус), в образе яркого света Огня ясного Солнца, противоположный влажной натуре, происходящей из глубины тьмы колодца.
 Ум порождает из себя Логос (триединым логосом), как свет от света. Ум — это Бог отец, Логос — сын Божий в материи матери.
 «Откуда, — спрашивает Гермес Трисмегист, — произошли стихии Природы?» — Пэмандр отвечает: «Из воли Бога, который, взяв свой Логос и созерцая в нём порядок и красоту, создал мир по этому подобию». И далее: «Ум — Бог мужской и женский — жизнь и свет, рождает чрез Логос ещё другой творческий ум — Божество огня и духа, — который в свою очередь образует семь помогающих духов, обнимающих своими кругами чувственный мир и управляющих им посредством так называемой судьбы».

Гермес являет Истину, Мудрость, Первозданность и Первоисток Знания.
Он изображает Священную Науку под символом Огня Солнца, Звёзд.
Огонь его Науки отражает Свет Луча, прошедший сквозь толщу Времени.
Луч Света, который донёс до нас Слово Мудрости Звёзд.
То, что Истинно - вечно.

Создатель Миров — вот что вечно и неизменно в мире постоянных перемен.

"Чем темнее ночь, тем ярче звёзды. И тем громче будет звучать голос Гермеса Тота".


"Гермес, бродя однажды по пустынной горной местности, предался медитации и молитвам. Следуя секретным инструкциям Храма, он постепенно освободил своё высшее сознание от бремени телесных чувств, и его освобождённая душа открылась таинствам трансцендентальных звёздных сфер. Он увидел фигуру Великого Дракона, с крыльями, закрывающими всё небо, изрыгавший во всех направлениях огонь (Мистерии учат, что Универсальная Жизнь представлена в виде дракона мудрости). Великий Дракон воззвал к Гермесу и спросил его, зачем он размышляет о Мировой Мистерии. Потрясенный увиденным, Гермес смело шагнул к Дракону, прося раскрыть его подлинное имя. Огромное создание ответило, что его имя Помандрес, Ум Вселенной, Творческий Разум и Абсолютный Повелитель всего.
Гермес умолил Помандреса раскрыть природу Вселенной и суть Богов и Богинь. Дракон неохотно согласился, взяв с Трисмегиста слово хранить в уме его образ. Тут же форма Помандреса изменилась. Там, где был дракон, появилось блистательное и пульсирующее Сияние бело-голубой Звезды. Этот Свет был духовной природой самого Великого Дракона. Гермес был поднят в сердцевину этой Божественной Лучезарности, и Вселенная материальных вещей исчезла из его сознания. Наступила Тьма великая, и постепенно поглотила она Свет. Всё вокруг было пропитано тревогой. Вокруг Гермеса крутился водоворот таинственной субстанции, от которой исходил прозрачный дым. Воздух был наполнен шумами, звуками, вздохами и стонами, которые как будто шли от Света, поглощенного Тьмой. Гермес понял, что Свет был формой духовной Вселенной и что крутящаяся воронка Тьмы представляет материальную Вселенную.

И затем из заточенного Света излилось таинственное Святое Слово, которое встало перед дымящимися водами. Это звонкое Слово — Голос ясности Света — поднялось из Тьмы, как столп великий, а за ним следовали огонь и воздух, но земля и вода оставались недвижимыми в глубине. Так воды Света были отделены от вод Тьмы, и воды Света образовали верхние миры, а воды Тьмы образовали миры внизу. Земля и вода смешались и стали неделимыми. Духовное Слово, которое называется Разум, простёрлось над ними, вызвав бесконечное беспорядочное движение. И опять послышался голос Помандреса, но форма Его не открылась при этом: «Я твой Бог, и Свет, Звук, Волна и Ум, которые были до того, как субстанция была отделена от духа, а Тьма от Света. И Слово, появившееся, как столп пламени из Тьмы, есть Сын Бога, рождённый от мистерии Ума. Имя этого Слова есть Разум. Разум есть дитя Размышления, и Разум отделит Свет от Тьмы и утвердит Истину средь вод. Внимай, о Гермес, и глубоко вникни в мистерию. То, что ты видишь и слышишь, идёт не от земли, но от воплощенного Слова Божьего. И говорит Оно, что Божественный Свет обитает в глубинах смертной Тьмы, и что невежество не может разделить их. Союз Слова и Разума ведёт к мистерии, называемой Жизнь. Тьма раскололась вне тебя, Тьма раскололась и внутри тебя. Божественный Чело-Век(чело ученик в веках), который восходит по пути Слова, есть Свет и Огонь, а кто не может взойти, тот смертный человек, который не может приобщиться к безсмертию. Постигни глубоко Разум и его тайну, ибо в нём заключена тайна безсмертия».

Дракон опять явил свою форму Гермесу, и долгое время они смотрели друг на друга, глаза в глаза, так что глаза Гермеса зажглись и засияли перед взором Помандреса. При Слове Дракона небеса отверзлись, и неисчислимый ясный Свет Сил открылся Гермесу, паря на крыльях струящегося огня. Гермес узрел духов звёзд, небесных тел, управляющих Вселенной, и все те Силы, которые сияют лучезарно Огнём — славой лучистого Разума. Гермес понял, что видение явилось ему в результате Слова Помандреса. Слово было Разумом, и через Разумные Слова невидимые вещи проявили себя. Божественный Разум — Дракон — продолжал разговор: «До того как была сотворена видимая Вселенная, была отлита форма. Эта форма называется Первоначало, и это Первоначало было в Верховном Разуме задолго до того, как начался процесс творения. Узрев Первоначало, Верховный Разум был очарован Своею собственной мыслью; поэтому, используя Слово как могучий молот, он выдолбил пустоты в изначальном пространстве и отлил сферические формы, а затем посеял в новые тела семена живых вещей. Тьма внизу, поддавшись молоту Слова, превратилась в упорядоченную Вселенную. Элементы были разделены на порядки, и каждый из них произвёл живые существа. Верховное Существо — Ум — мужчину и женщину, использовав Слово; и Слово, подвешенное между Светом и Тьмой, утвердилось другим Умом, Рабочим Мастером-Строителем или Делателем Вещей.

Вот так все образовалось, о Гермес: Слово находилось в движении, подобно дыханию в пространстве, и высекало Огонь через трение. Следовательно, Огонь называется Сыном Борения. Работник проходит через Вселенную, как вихрь, заставляя субстанции вибрировать и сиять от трения. Сын Борения на этом пути образует Семь Правителей, духи Планет, чьи орбиты связывают Вселенную. Семь Правителей контролируют мир через таинственную силу, называемую Судьбой, которую им дают Огненные Работники. Когда Второй Ум (Работник) организовал Хаос, Слово Бога поднялось из темницы субстанции, оставляя элементы без Разума, и приобщилось к природе каждого Огненного Работника. Затем Второй Ум вместе с вознёсшимся Словом, утвердившим Себя среди Вселенной, заставил вращаться колеса Небесных Сил. Это будет продолжаться от бесконечного начала до бесконечного конца, поскольку начало и конец есть то же самое место и состояние. Затем нисходящие и неразумные элементы произвели существ без Разума. Субстанция не может даровать Разум, потому что Разум возвысился над ней. Воздух произвёл летающие вещи, а вода — плавающие. Земля произвела странных четвероногих и ползучих тварей, драконов, составных демонов и уродливых чудовищ. Затем Отец — Верховный Ум, — будучи Светом и Жизнью, усовершенствовал славного Универсального Человека по образу и подобию своему, но не земного человека, а Небесного Человека, обитающего в Божьем Свете. Верховный Ум возлюбил сотворенного Им Человека и дал Ему управление созданиями и ремеслом.

Человек, желая работать, находит Своё место в сфере порождения и наблюдает работу Своего брата — Второго Ума, — который сидит на Огненном Кольце. И, узрев достижения Огненного Работника, Он так же захотел делать вещи, и Его Отец позволил это. Семь Правителей, чьи силы Он в Себя вбирает, радуются, и каждый из них разделяет с Человеком свою собственную природу. Человек стремится проникнуть на периферию кругов и понять тайну Того, кто сидит на Вечном Огне. Получив власть, Он нагибается и заглядывает через Семь Гармоний и, пробив сопротивление кругов, являет Себя природе, простирающейся ниже. Человек, глядя в глубины, улыбается, потому что Он видит тень на земле и отражение в воде, потому что и тень, и отражение есть Его образ. Человек влюбляется в свою тень и желает спуститься в неё. Совпадая с этим желанием, Разумная Вещь соединяет Себя с неразумным образом или формой. Природа, наблюдая спуск, обволакивает Человека, которого она любит, и они сливаются. По этой причине человек земной является сложным. В нём есть Небесный Человек, безсмертный и прекрасный, без которого человек — лишь природа, смертная и тленная. Таким образом, страдание есть результат влюбленности Безсмертного Человека в Свою собственную тень, когда Он оставляет Реальность во тьме иллюзии. Будучи безсмертным, человек имеет силу Семи Правителей — или же Жизни, Света и Слова, — но, будучи смертен, он управляется Кольцами Правителей — Судьбой, или Предназначением. О Бессмертном Человеке должно быть сказано, что Он Целостный Шар 2 начал, и мужчина и женщина, и вечно бдителен и зорок. Он не дремлет, не спит и подчиняется Звёздным предкам - Отцу и Матери, которые также и мужчина и женщина. Такова тайна, скрываемая до нынешних дней, потому что природа, будучи смешанной через союз с Небесным Человеком, порождает воистину удивительную вещь — семь человек, все двуполые, мужчины и женщины одновременно, статные, каждый из которых разделяет природу Семи Правителей. Они, о Гермес, и есть семь рас. Вот так были порождены семь людей. Земля была женским элементом, а вода — мужским, и из огня и эфира они получили свои души. Природа производит тела по образу и подобию людей. И человек принимает Жизнь и Свет от Великого Дракона Мудрости, и из Света был сделан Его Ум, и из Жизни — Душа. Люди, будучи сложными созданиями, обладая безсмертием, всё-таки разделяют и смертную природу, и продолжают существовать некоторое время в таком состоянии. Они воспроизводят себе подобных из себя, поскольку каждый из них мужчина и женщина одновременно. Но в конце периода узел Судьбы развязывается волей Бога и связь всех вещей ослабляется.

Затем все живые создания-гермафродиты= Целостный Шар 2 начал 2 половинок(герма греч. = подпора столб с изображение Гермеса+ Афродита=Венера,богиня красоты и любви ) были разделены на мужчин и женщин согласно повелению Разума. Затем Бог влил Святое Слово в души всех вещей: «Плодитесь и размножайтесь, мои создания. Пусть тот, кто наделён Умом, узнает о безсмертии, и о том, что Любовь к телу — это смерть, и пусть он узнает все вещи, которые есть, потому познавший себя будет равен Богу». И когда Бог сказал так, Провидение, с помощью Семи Правителей и Гармонии, свело вместе два пола, устроив размножение, и все вещи стали множиться. Тот, кто совершил ошибку возлюбив своё тело, обрек себя на скитание во тьме, а тот, кто понял, что тело есть носитель кувшин  души и духа, достиг безсмертия. Затем Гермес захотел узнать, будет ли человек лишён безсмертия за один только грех невежества. Великий Дракон отвечал: «Невежественным людям тело представляется высшим, и они не способны осознать безсмертия в себе. Зная только тело, которое подвержено смерти, они верят в смерть, потому что они поклоняются этой субстанции, которая есть причина и реальность смерти. Тогда Гермес спросил про правильный и мудрый путь к Богу, на что Помандрес ответил: «То, что содержится в Слове Божьем, скажу и я: Поскольку Отец всех вещей состоит из Жизни и Света, из них сделан и человек. Следовательно, если человек поймёт и изучит природу Жизни, Звука, Красок и Света, тогда он обретет Вечность Жизни и Света».
Затем Гермес захотел узнать о пути, на котором мудрый достигает Вечной Жизни, и Помандрес продолжал: «Пусть человек будет отмечен Умом и познает себя, и мощью своего Ума отделит себя от не-себя, и станет сотрудником Реальности, Настоящего». Гермес спросил: «А если все люди лишены Ума?» И Великий Дракон ответил: «Слушай внимательно, что я говорю, потому что я и есть Ум — Вечный Учитель. Я, Отец Слова, — Искупитель всего человечества, и в природе мудрых Слово обретёт плоть. Через Слово будет спасено слово, Я, Мысль (Тот), — Отец Слова, Ум — вхожу только в сердца тех людей, которые святы и добры, чисты и милосердны, живут набожно, и моё присутствие им в помощь, потому что, когда я снисхожу к ним, они непосредственно знают вещи и боготворят Универсального Отца. До своей смерти такой мудрый философ научится отрекаться от чувств, зная, что они являются врагами его безсмертной души. Я не позволю злым чувствам управлять телами тех, кто возлюбил меня, и не позволю злым эмоциям и мыслям даже войти в них. Я стану стражником и отгоню всякую нечисть, защищая мудрых от их низшей природы. Но злонамеренным, завистливым и скрытным я не явлюсь, поскольку не поймут они таинств Ума, и, значит, для них я нежелательный гость. Я оставляю их мстительным демонам, которые взращены ими в собственных душах, поскольку зло с каждым днём растёт и мучает человека все сильнее, и дьявольские деяния множатся одно к другому, пока не наступит такой день, когда зло само себя разрушит. Наказание за желание — это агония неудовлетворенности». Гермес склонил свою голову в знак благодарности Великому Дракону, научившему его столь многому, и попросил сказать больше о сути человеческой души. И Помандрес ответствовал: «По смерти материальное тело человека возвращается к элементам, от которых оно произошло, а невидимый божественный человек возносится к истоку, из которого он пришёл, — к Восьмой Сфере. Злые возвращаются в место скопления и обитания демонов, а чувства, ощущения, желания и телесные страсти возвращаются к своему источнику — к Семи Правителям, чья природа в низшем человеке ведёт его к разрушению, а в высшем духовном человеке даёт жизнь. Когда низшая природа возвращается к животному состоянию, высшая природа борется за сохранение своего духовного состояния. Она поднимается к семи Кольцам, на которых восседают Семь Правителей, и возвращает им низшие силы. На первом Кольце восседает Луна, и к ней возвращается способность увеличивать и уменьшать. На втором Кольце сидит Меркурий, и к нему возвращаются хитрость, обман и ремесло. На третьем Кольце сидит Венера, и к ней возвращаются похоть и страсть. На четвертом Кольце восседает Солнце, и ему Повелитель возвращает амбиции. На пятом Кольце восседает Марс, которому возвращаются стремительность и смелость профана. На шестом Кольце восседает Юпитер, и ему возвращаются чувство накопительства и жажда богатства. На седьмом Кольце восседает Сатурн, охраняя Ворота Хаоса, и ему возвращаются ложь и дьявольские козни. Тогда, будучи освобождена от всех наслоений семи Колец, душа приходит в Восьмую Сферу, а именно в кольцо неподвижных звезд. Здесь, свободная от всех иллюзий, она обитает в Свете и поёт гимны Отцу голосом, который может понять только создание чистого духа. Смотри, о Гермес, есть огромная тайна в Восьмой Сфере, и Млечный путь — это поле посеянных душ, и они падают оттуда на Кольца и снова на Млечный путь с колец Сатурна. Но некоторые не могут подняться на лестницу Колец о семи ступенях. Поэтому блуждают они во тьме и увлекаются в вечность с иллюзией чувства и земной тягости.

Дорога к безсмертию трудна, и только немногие находят её, остальные ждут Великого дня, когда колесо Вселенной будет остановлено, и безсмертные искры клинка духа будут высечены из ножен души субстанции. Горе тем, кто ждёт, потому что они должны вернуться опять, непонимающие и незнающие, в поле звёзд и ждать нового начала. Те, кто спасены светом таинства, которое я открыл тебе, о Гермес, и которое я хочу через тебя распространить среди людей, вернутся к Отцу, обитающему в Белом Свете, и тем самым к самому Свету, и будут поглощены Светом, и в Свете они станут Силами в Боге. Это и есть Путь Добра, и открывается он только тем, кто мудр. Благословен будь, о Сын Света, из всех людей мною, Помандресом, выбранный, чтобы открыться перед тобою. Я повелеваю тебе идти и стать проводником для тех, кто блуждает во тьме, чтобы все люди, в ком обитает дух Моего Ума (Универсальный Ум), могли быть спасены через Мой Ум в тебе, который станет Моим Умом в них. Утверди Мои Таинства, и не исчезнут они на земле, и поскольку являюсь я Умом Таинств, пока Ум существует, Таинства будут существовать». С этими прощальными словами Помандрес, светясь небесным Светом, исчез, слившись с силами небес. Подняв глаза к небу, Гермес вознёс молитву Отцу Всех Вещей и посвятил свою жизнь служению Великому Свету. Так молился Гермес: «О люди земли, люди, рожденные и сделанные из элементов, но с духом Божественного Человека внутри вас, очнитесь от своего сна невежества! Будьте трезвы и вдумчивы. Поймите, что вашим домом является не земля, но Свет Звёзд. Почему вы отдаете себя смерти, если можете обрести безсмертие? Раскайтесь и измените свой ум. Уйдите из тьмы и разложения навеки. Приготовьтесь к подъёму через семь Колец и облагородьте свои души вечным Светом». Некоторые из тех, кто слышал эти слова, посмеивались и издевались, и продолжали жить, как раньше, и прямиком шли ко второй смерти, от которой нет спасения. Но другие, припавшие к ногам Гермеса, упрашивали его указать им Путь Жизни. И тогда он легко поднялся, не прося ни у кого помощи, с посохом в руке /, и пошёл учить человечество и показывать ему как можно спастись. В разговорах с людьми Гермес сеял семена мудрости и питал их Безсмертными Водами. И наконец настал вечер его жизни, и, когда яркость земного света стала уменьшаться, Гермес завещал своим ученикам пронести его учение нерушимым лучом через века. «Помандреса» он написал для того, чтобы все люди, желающие бессмертия, могли бы найти истинный путь. В заключение своего «Видения» Гермес написал: «Сон тела есть трезвое бдение Ума, и закрытые глаза открывают истинный Свет. Моё молчание исполнено зачинающейся жизнью и надеждой, и исполнено оно добра. Мои слова являются цветами дерева моей души. И это истинный рассказ о том, что я получил от Истинного Ума, то есть Помандреса, Великого Дракона, Повелителя Слова, через которого я приобщился Богом к Истине. С того дня мой Ум был всегда со мной, и в моей душе он родил Слово: Слово есть Разум, и Разум есть моё спасение. По этой причине всей моей душой и всеми моими силами я творю молитву Богу Отцу и Матери Небесной и Жизни и Свету и Вечному Добру. Свят Бог, Отец всех вещей, Тот, Кто был до Первого Начала. Свят Бог+Богиня, Чья воля вершатся Их собственными Силами, которые Они породили в Себе. Свят Бог, решивший, что будет Он познан, и познан Самим Собой, Кому Он открыл Себя. Благословенно Твоё искусство, о Отец! Человек, Тобою отмеченный, будет да благословен, и дай ему силы освятить других Словом и Истиной Твоей».

«Видение» Гермеса, подобно всем произведениям герметического направления, является аллегорическим выражением великих философских и мистических истин, и их скрытое значение может быть осмыслено только теми, кто имеет ключ, кто «поднялся» до Истинного Ума."


Человек есть дитя Отца-Солнца и Матери-Земли.
Мы все и любое земное существо есть соединение земного праха и лучи той энергии Солнца.
Эти два начала : Дух и Материя.(Огонь и вода, воздух и дерево, Солнце и Луна, Юпитер и Венера) - есть Основа Мироздания.
Субстанция Земли - духовная и материальная.
Дух вездесущий - он несёт с собою жизнь.
Космос - дышит духом - сердце дыханием Любви.
Дыхание семи первозданных Драконов Мудрости, образует Космос.


Видение Гермеса. Вариант 2.


Я Пимандр, Высший Ум. Мне ведомо, чего ты хочешь, и я повсюду бываю рядом с тобой.

— Я желаю, — сказал я, — узнать о сущем, понять его природу и постигнуть Бога — вот о чём я хотел бы услышать.
— Так держи всё, о чём хотел бы узнать, в мыслях, — сказал он мне, — я тебя научу.

При этих словах он изменил Облик, и сразу мне все открылось, взору моему предстало величайшее зрелище. Все стало Светом, мягким и приятным, пленяющим мой взгляд. Вскоре после этого спустилась тьма, жуткая и мрачная, завивающаяся в спирали, подобно змеям, как мне показалось. Затем эта тьма превратилась в нечто влажной природы океаном, бурлящее невыразимым образом, изрыгающее дым, как от огня, и издающее какой-то звук, скорбный неописуемый рёв. Потом оттуда раздался нечленораздельный крик, словно голос Света.
Святое Слово спустилось из Света и покрыло Природу, чистый огонь восстал из влажной Природы ввысь, к тонкому миру; он был лёгкий, проникновенный и в то же время действенный. И воздух благодаря своей легкости последовал за огненным языком; от земли и от воды он восходил к огню, к которому он как будто был подвешен. Земля и вода оставались на месте перемешанными настолько, что через одно не было видно другое, и непрерывно получали воздействие дыханием Слова, возносившегося над ними на том, что воспринимает ухо.
— Понял ли ты, — спросил меня Пимандр, — что значит это видение?
— Я узнаю, — ответил я.

— Этот Свет, — сказал он, — это я, Ум, твой Бог, который предшествует   влажной Природе, вышедшей из мрака. Исходящее же из Ума лучезарное Слово — это Сын Божий.

— Что хочешь ты сказать? — спросил я.

— Знай же, что я хочу этим сказать: то, что в тебе видит и слышит, есть  Слово Господне; Ум  есть Бог-отец. Они  неделимы, ибо в единстве их  жизнь.

— Благодарю тебя, — ответил я.

— Сосредоточь же свой ум на Свете и постигни сие, — сказал он.

Сказав это, он довольно долго смотрел мне в лицо, и я сиял от вида его. Потом, когда он поднял голову, я увидел в своей мысли Свет, состоящий из несметного количества Сил, ставших безграничным миром, и огонь, окруженный превеликой силой, достигает своего равновесия. Вот что моя мысль различила из этого видения, ободренная словами Пимандра.
Видя моё изумление, он добавил:
— Ты увидел в своей мысли форму исконную, предшествующую бесконечному началу.

— Из чего возникли стихии Природы? — спросил я.

— Из Воли Божией, — ответил он, — Который взял из неё Слово и, видя в нём стройность и красоту, создал мир по его подобию, со стихиями, извлеченными из него самого и с его собственными плодами — душами.

Ум, Бог, объединяющий мужское и женское начала, который есть жизнь и Свет, сотворил Своим Словом иной творящий Ум — Создателя, бога огня и дыхания, который создал затем семь Управителей, объемлющих в своих кругах мир чувственный и управляющих им с помощью того, что называют Судьбой.
Слово Божие устремилось вскоре от стихий, находящихся внизу, в сию чистую, только что сотворенную часть Природы, и соединилось с Создателем, так как он обладает той же сущностью. А стихии низшие тем самым остались простой бессловесной материей.
Создатель, соединенный со Словом, охватывая круги Управителей и приводя их в быстрое вращательное движение, обратил их на самое себя и направил от их начала к концу, как между двумя недосягаемыми рубежами, так как там, где всё заканчивается, всё бесконечно начинается ( Он начинается, но не заканчивается). Это круговращение, послушное воле Ума, сотворило из низших стихий тварей бессловесных (ведь над ними больше не было Слова). Воздух понёс тех, кто летает, вода — тех, кто плавает. Вода и земля были отделены друг от друга по воле Ума, и земля выпустила из своего лона тварей, которых она в себе содержала: четвероногих, пресмыкающихся, животных диких и домашних.
Но Ум, Отец всего сущего, который есть жизнь и Свет, породил Человека, подобного Ему Самому, и возлюбил его, как Собственное дитя. Своею красотою Человек воспроизводил образ Отца; Бог действительно полюбил свое подобие и отдал Человеку все Свои творения.
Но Человек, увидев в огне плоды творения Создателя, также возжелал творить и получил на это позволение Отца. Войдя в мир творчества, где ему была дана полная власть, он увидел творения своего брата, а Управители полюбили его, и каждый из них дал ему часть своей природы (разделил с ним свою ступень в иерархии сфер). Тогда, познав их сущность и причастившись их природе, он возжелал преодолеть границы кругов и возвыситься над могуществом того, кто властвует над огнём .
И сей властитель мира и существ смертных и бессловесных через всеобщие связи и крепкое устройство кругов, показал Природе, находящейся внизу, прекрасный образ Бога. Пред этой чудесной красотой, где все энергии семи Управителей были соединены в форму Бога, Природа улыбнулась от любви, узрев отражение благолепия Человека в воде и его тень на земле. И он, увидев в Природе изображение, похожее на него самого, — а это было его собственное отражение в воде, воспылал к ней любовью и возжелал поселиться здесь. В то же мгновение, как он это возжелал, он это и совершил и вселился в бессловесный образ (была зачата форма, лишенная ума). Природа заключила своего возлюбленного в объятия, и они соединились во взаимной любви.
И вот почему единственный из всех существ, живущих на земле. Человек двояк: смертен телом, безсмертен по своей сущности. Безсмертный и властелин всех вещей, он подчинён Судьбе, которая царит над всем смертным; высше, чем мировая гармония, он стал его рабом; муже-женщина, как Отец его, и не нуждающийся во сне, ибо он произошёл от сущности, не нуждающейся во сне, он, тем не менее, подчинён телесной любви и забвению…

— Потому что, — ответил я, — жизнь и Свет и Звук составляют Отца, от которого  рождён Человек.

— Хорошие слова, — ответил он, — Бог и Отец, от которого рождён Человек,  есть Свет и Звук и жизнь. И если ты знаешь, что ты вышел из жизни и света и Звука и что ты из них создан, ты вернешься к жизни. — Таковы были слова Пимандра.

— Научи меня ещё, — сказал я ему, — о мой Ум, как я пойду к жизни? Бог  сказал:  «Да познает Человек, обладающий умом, да познает он себя  самого».

— Значит, не все люди наделены умом? Думай о том, что ты говоришь. Я, Ум, присутствую у святых, благих, чистых, милосердных, у тех, кто живёт благочестиво. Моё могущество для них помощь, и им сразу становится ведомо всё сущее, и они призывают Отца с любовью, и посвящают Ему благочестивые деяния, прославления и похвалы, должные Ему, с сыновней любовью. И даже перед тем, как покинуть тело в момент смерти, им присущей, они презирают ощущения, чьи дела они знают; или, скорее, я, Ум, не позволю свершиться делам плоти; как стражник, я закрою дверь на пути дел дурных и постыдных, устраняя сами мысли о них.
Что же касается неразумных, порочных и злых, завистливых и алчных, убийц и безбожников, я далёк от них и предоставляю их демону-мстителю, который, применяя к заслужившему это Человеку огненную иглу, изливает в его органы чувств всепроникающий огонь, всё больше и больше толкает человека на зло, дабы усугубить его наказание, и непрерывно разжигает его страсти ненасытными желаниями, питает их, невидимый враг, и раздувает в грешнике неугасимое пламя, поглощающее его.
— Ты обучил меня всему, — сказал я, — как я и желал, о Ум; но просвети меня ещё в том, каким образом происходит вознесение.
— Сначала, — сказал Пимандр, — разложение материального тела  предоставляет его составляющие для преобразований; видимая форма исчезает, разум теряя свою силу, отдаётся божеству, ощущения    возвращаются к своим источникам и становятся их частью, снова  смешиваясь с энергиями. Отвращение и вожделение возвращаются в бессловесную Природу.

Далее Человек возносится через строение кругов, оставляя в первом из них способность расти и уменьшаться; во втором — лишается своей силы источник злобы и коварства; в третьем — обессиливается наваждение похоти; в четвертом тщеславие власти; в пятом безбожное высокомерие и дерзость; в шестом исчезает привязанность к богатству; в седьмом — лукавая ложь.
И, очищенный таким образом от всего, что произвела совокупность кругов, он входит в восьмую природу, сохранив только свою собственную лучистую силу, и поёт вместе с духами  гимны во славу Отца. Все радуются его появлению, и, став похожим на них, он поёт мелодичным голосом Сил, кои суть выше воьмиричной природы и которые поют хвалы Богу. И тогда они (присутствующие души) по порядку поднимаются к Отцу, и доверяются Силам, и, став Силами, рождаются в Боге. Таково конечное Благо тех, кто владеет Знанием, — стать Богом. Чего ты ждёшь теперь? Ты унаследовал от меня всё учение, тебе осталось только указывать дорогу людям, достойным того, чтобы при твоём посредничестве Бог спас род людской.
Сказав так, Пимандр смешался с Силами. И восхваляя Отца всего сущего и благодаря Его, я поднялся, обретя силу, познав природу Всего в великом видении. И я стал проповедовать людям красоту религии, мистерий , науки и Знания:
«О народы, люди, рождённые из земли,
погрязшие в пьянстве, во сне, в невежестве и в незнании Бога,
отрезвитесь, встряхнитесь от вашего беспутства и чувственного оцепенения,
пробудитесь и воскресните!»