О духовной прополке сорняков

Галина Храбрая
Галина Храбрая

«РАССКАЗ О ПРАВОСЛАВНОЙ ПРОПОЛКЕ ДУХОВНЫХ СОРНЯКОВ»

Мы с мамой, когда решились нашу дачку освятить, то, пригласив священника
из Подмосковной Вереи отца Владимира, и поджидая того, поначалу сбегали
на соседние улицы нашего дачного садового посёлка, предупредив, естественно, 
не без доли запальчивости, маминых сослуживиц — двух Надежд, всё лето мирно
проживающих неподалёку на своих заводских дачках, иначе, как?

Мы освятим, а они, так что ли останутся? Негоже! Вот, это и есть великая
прополка сорняков, значащаяся, не только у себя, но и у соседей:

— Бабоньки, кричит моя мама Ганина Валентина Захаровна, — к нам с Галиной
едет православный священник, у леса нашу дачку освящать, вы, как, готовы
у себя на ваших прудах встретить его после и принять, как полагается?

— А сколько это будет стоить? — спрашивает одна из Надежд.
— Сколько не жалко! — игриво отвечает мама.

— Слушай, Валь, давай с пенсии? — затушевалась вторая сослуживица, — бес-то,
он крепко вцепился, держит душу юной пенсионерки, вот она и заёрзала, — дай
хоть мне немного придти в себя да очухаться!

— Надя, с какой пенсии, ты определись, подруга, с этой, или со следующей?
— Э-э, наверно, лучше с той, что ближе к осени придёт!

— Откуда тебе знать, может, к осени пенсия твоя на гроб пойдёт? Знаешь, не юли,
давай, сегодня с нами вместе освящай, покуда не залихоманило тебя, как в прошлом
году, или ты позабыла?

— Нет, не забыла, а что нужно для освящения дачи? У меня два здания!
— Крестик надеть, образа святые достать из-под кухонного стола, да на восточную
стену их приладить и поскорее: батюшка, того гляди, вот-вот, нагрянет!

— В рясе?
— На машине?

— Зачем ему мои образа, у них икон, что ли в церкви не хватает?
— Глупая ты, глядя на них, он молитвы читать станет, имена сродников спрашивать!

— И что, ноги мои не будут тогда больше болеть?
— Этого точно я сказать тебе не могу!

— Тогда, зачем освящать? И так, и сяк – всё равно, болеть будут.
— Такое БОГ решает, ты в освящённом жилище, данном тебе за твой труд праведный
нашим государством, сама станешь молить Господа о здравии!

— Валентина, ты священника к нам лучше первым направь: мы «всегда готовы,
как юные пионэрки»!
— «Спасителя», «Казанскую» и «Николая Угодника», когда вагонку новую лаком
покрывали вы тоже сняли давеча со стен, я видела.

— Разумеется, сняли, мы же не басурмане какие-то, потом мой зять приехал
из Москвы, и обратно их привесил, — виновато протараторила загорелая дачница.
— Вот, именно, что привесил! Его бы так привесить вверх ногами! Пусть бы тогда
поскулил денёк-другой!

— Он уже всё исправил, Валюша!
— Дай-ка, я зайду, проверю, чтобы не приведи, Господь, снова кверху ногами
не зашпандорил их твой валенок сибирский, он же всю дорогу пьяный у вас,
не поите вы его с дочкой так сильно, не то стыда не оберётесь!

— Зайди-зайди, «попадья не верила: слазила, проверила», — сказала Надя №2.
— Ты поговори ещё у меня: анфас умой сначала, очи, вон, кисляками заплыли,
да ведро помойное вынеси, мочой аж сюда смердит! «Священника к ней первой
направь», – это тебе не стеклотара бьющаяся, не товар ходовой! Что, привыкла?
Отвыкай! Ишь, разбаловалась на заводе, команды раздавать! Знаешь, как сказано
в Святом Писании?

— Там много, чего сказано, всего разве упомнишь?
— А ты постарайся! Запиши себе на ум: «И ПОСЛЕДНИЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ»…

— Это, как понимать?
— Сейчас Галина моя подойдёт, разъяснит тебе!

— А-а, Галину мы любим твою, с ней интересно, а вот и она, легка на помине!
— Здравствуйте, милые тётеньки, чего галдите с утреца?

— Расскажи нам, Галочка, «про первых и последних», что сказано в Библии!
— В нашем лексиконе, дорогие мои тёти Нади, бытует много Библейских изречений,
фраз из Жития Святых и Евангелия, но часто мы толком не знаем ни контекста,
ни первоначального смысла, ушедших в народ, слов. Тут, прежде всего, я говорю
со стыдом для вас, так как в моём понимании человек, по-настоящему образованный,
должен быть сведущим в теологической и религиозной литературе.
Фраза, сказанная Спасителем, взята из Евангелия от Матфея. Слушайте:

Сказал ученикам Своим Господь такую притчу: «Царство Небесное подобно хозяину
дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник и, договорившись,
по динарию в день, послал их туда.

Выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
и тоже сказал им: «Идите и вы в мой виноградник». Те пошли. Опять выйдя около
шестого и девятого часа, он нанял работников. Наконец, выйдя около одиннадцатого
часа, он нашёл других, стоящих праздно, и также сказал им: «Что вы стоите здесь
целый день праздно»? Они говорят ему: «Никто нас не нанял». Тогда Он говорит им:
«Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет вам, то и получите».

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему:
«Позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
Так, пришедшие около одиннадцатого часа таже получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили все по динарию,
и, получив, стали роптать на хозяина дома, говоря: «Эти последние работали один
час, и ты сравнял их с нами, перенесшими зной и тягость целого дня».
 
Он же в ответ сказал одному из них: «Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли
ты договорился со мной? Возьми своё и ступай; я же хочу дать этому последнему
то же, что и тебе; разве я не властен в своём, делать то, чего захочу?
Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

«ТАК БУДУТ ПОСЛЕДНИЕ ПЕРВЫМИ, И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕДНИМИ,
ИБО МНОГО ЗВАННЫХ, А МАЛО ИЗБРАННЫХ»!

— Это, что же получается? Нет, нам такое не понять! Замысловато! Разъясни,
Галина, детка, ты у нас мастерица проповедовать!
— А вот приедет к вам священник, вы возьмите, засеките время, у кого из вас
батюшка дольше пробудет, та из вас пусть заплатит ему больше от щедрот своих!
У вас, к примеру, один час, значит, с вас тысяча рублей, у вас полчаса – значит,
пятьсот! У нас с мамой он пробудет два часа. Мы пару тысяч для него припасли…

— Господи, два часа, вам-то зачем? Чего зря батюшку держать? Или вы благодати
побольше хотите для себя урвать?
— Да, хотим! — иронично подзавела мама заводских подруг, — а почему бы и нет?
У него шестеро детей и матушка хворая с операции только что пришла, разве они
не люди? Священник, он ведь тоже человек! Ему также деньги нужны. Или я не права?

— Давайте так, — стала я рассуждать вслух, — пусть священник пробудет столько
у каждой из нас, сколько сочтёт нужным, а мы все одинаково по тысяче ему дадим.

— Надь, добавь-ка мне триста рублей, — спохватилась вторая Надежда, их было две
с одинаковыми именами, — давай, не жидись, хватит тебе денег на доски, хорош,
кубышку копить. Не прогниёт за две недели твой парник, ничего с ним не случится
аж до самой смерти, а вот с нами может, все мы под Богом ходим! Галя, а тебе
спасибо, детка, за всё! Ты, Валь, чего раньше-то нам этого не объяснила?

— У меня для этого Галина есть, и потом сюрприз вам преподнести хотела,
проверить вас, кого «на боевую готовность», кого «на вшивость», узнать,
кто с «душком» из вас, кто с «гнильцой», и сами вы, чтобы на себя посмотрели
со стороны, да перед детьми своими, внуками не посрамились. С вами, девчата,
иначе никак нельзя, вы же себе на уме! Крысы столичные!
— Да, ну, тебя, не поймёшь, шутишь ты, или серьёзно говоришь,
всегда ты с какими-то своими юморными подковырками!

— Говори, да не заговаривайся, какие подковырки? Думай, чего городишь!
А кто Галину для вас, дурочек столичных, такую воспитал? Твоя дочка Нинка даже
не знает, какой рукой, левой или правой, двери в храм открывать, у неё обеих
грудей из-за прилавка не видать, только нос один торчит: она всё деньги сидит,
казённые считает!
— Я батюшке денег дам, пусть он за Нинку мою помолится, а какой рукой, скажи,
дверь в храм открывать?

— Нинка твоя не инвалид, на обеих ногах стоит крепко, сама сходит и помолится.
У вас в «Филёвском парке» церковь «Знамения» иконы Божией Матери открылась,
вы мимо не проходите – зайдите, ладана понюхайте… Рука правая занята будет,
ею постоянно креститься надо, как только к храму подойдёшь, открывать же дверь
надобно левой рукой, помнишь, как в старину говорили, «одной левой»!
— Девчата, а штаны и бюстгальтер сейчас надевать? Что Галя-то сказала?

— Крестик на шею повесить, как шарик на Ёлку, икону Спасителя и Божьей Матери
на восточной стороне иметь, патлы расчесать и платочек на голову напялить…
— И всё? Это чтоб не напекло? А-а… ещё тысячу рублей дать!

— Растрёпа! Причешись! Да не суй ты деньги в лифчик! Ты разве для этой цели его
надеть собиралась? Давление измерять тоже пока не надо! Это не тот врач! Этому
Врачу, иное измерять придётся. Ему совсем другие показатели нужны!
— Что? Он проф непригодность мою определять будет? Фу! Меня аж бросило в жар!
Наверно «АД» (артериальное давление) опять подскочило!

— А как же ты на Суд Божий пойдёшь? Подумала? Или ты вечно тут на этой дачке
собираешься просидеть, и чтобы Нинка твоя продукты тебе столичные привозила?
— Я об этом, как-то не задумывалась! Идёт жизнь себе потихоньку, и ладно!

— Задумываться надо! Ой, как надо, правда, Галина?
— Главное, прополкой чаще заниматься, тётеньки, и не только летом, но и зимой!
И не только грядок, но души, ума и сердца, а там, глядишь, и совесть проснётся,
пробудит разум, тот вам подскажет многое. У нас ведь четыре поста в году…
вникайте, тётеньки! Вы каждый раз для прополки грядок тяпки в руки берёте,
мотыги, перчатки резиновые надеваете, нос кремом смазываете. Голову платком
повязываете, водичку в бутылочку наливаете. Пусть хоть сто потов с вас сойдёт,
пока не завершите свой труд – не отступитесь. И тут одним крестиком вам никак
не обойтись! Ко всякому труду умение прилагается, знания, упорство ум от суеты
освободить, и ещё немаловажно: лишней трескотни старайтесь не допускать. Следите
за собой ежеминутно. Привыкайте контролировать ситуацию. Не то, проглядите,
и тогда по-новой поползут сорняки Культуру Православную пожирать, да от света
истинного заслонять!

— Ой, Галя, постой, дорогая, уходить не спеши: что отвечать-то батюшке,
коли тот спросит?
— Спросить он может только, вот что: крещёная вы, или нет – это раз.
Второе – вдова вы, или нет, венчана была с мужем, или в блуде детей нарожала?
Третье, какой сегодня Православный Праздник?

— Батюшка, ты мой родной! Какой?
— Не стесняйтесь отвечать правду и ничего не бойтесь. Священник – человек
в высшей степени образованный. Их в семинарии, знаете, как учат! Они людей
спрашивают только с целью помочь им, исправить положение вещей, это вам ни НКВД!
Пытать вас никто не станет! Запоминайте, сегодня 7 июля, Рождество Иоанна
Предтечи. Это тот, кто крестил Спасителя нашего в Иордане, посредством которого,
Дух Святой сошёл к Иисусу Христу. Вы 19 января в прорубь ныряете? Да? Знаю-знаю!
Вот, сегодня, тётеньки, день рождения этого Святого Пророка…

— Золотой он был мужик, по всему видать, раз на такое пошёл! Небось голову
свою незря сложил?
— Именно, сложил, в прямом, не в переносном смысле: голову отсечь ему приказал
царь Ирод, находясь в сильном алкогольном опьянении, вот, отчего Иоанн Предтеча
не допускает выпивки в день его прославления, ибо много, чего совершается
на земле непотребного по пьяному делу: Святого Благоверного Великого Князя
Александра Невского и других военачальников наших, именно так, на пирах басурмане
с супостатами свалили, отравив по пьяной лавочке, всё от широты души нашей
русской, бдительнее надо быть. Пора научиться осознавать, кто перед тобой сидит,
и чего он хочет от тебя, ежели похвалить и загубить, так не слушай, гони его
со двора восвояси, и лучше с дубиной в руках!

P. S.

Первая из Надежд, та, что постарше, у которой была дочь Нинка, таки слегла,
сказавшись больной, но батюшка всё равно поднял её с кровати, подбодрив.

Она при нём уже натягивала на свою ночнушку старую вязаную кофту,
и выносила санитарное ведро, но он и не такое видел!

Православных священников обычно к здоровым людям не приглашают, их к тяжёлым,
лежащим больным зовут, к калекам и прочим истерзанным, к тем, кто на куски
разорван, в кровавых бинтах лежит в полубреду, имени своего назвать не в силах.

Так вот, пока протоиерей освящал жильё, на нервной почве Надю всю трясло мелкой
дрожью, она готова была натянуть на себя даже старую цигейковую шубу,
висевшую без дела в шкафу целых пять лет.

Но, как только священник закончил и ушёл ко второй из Надежд,
первая тут же разделась, ибо ей стало жарко:

— Бабонька, я сдуру сунула ему в руку те бумажки, что у меня были в кармане,
а он даже не посмотрел: «Во Славу Божью», всего-то и сказал, — рассказывала
она подругам за чаем, — я думала, он станет меня ругать, как мой начальник,
но он с таким участием посмотрел на меня, почти как родной отец в детстве,
хотя я старше него по годам, ой, а можно мне ещё раз дом освятить?

— Хм, конечно, можно, хоть каждый год освящай, это не возбраняется!
Духовной прополкой сорняков называется у нас.
— Что, серьёзно? Не может быть, а я-то не знала!
— Ну, теперь будешь знать.

Вторая Надежда, у которой зять был «тупой, как сибирский валенок»,
но зажиточный, как «денежный мешок», тот, кто по простоте душевной,
будучи во хмелю приколотил тёще икону вверх ногами, не разобрав,
что там на ней изображено, ибо сроду не видел икон, накрыла батюшке
пышный стол и накормила его горячим обедом.

С собой ему провизии дала, букет цветов нарезала матушке, детям корзину клубники
собрала, огурцов, помидор, сладких перцев принесла из теплицы, кабачок прямо
с грядки сняла. Зелень и морковку батюшка не взял, сказал, что у него целая
плантация – детишки его сами посадили!

Обе женщины, как могли, показали себя, обнажив человеческие качества
перед простым обыкновенным священником, открывая также себя перед БОГОМ.

Не только показали, но и запомнили, что весьма не маловажно в духовном
делопроизводстве! Все наши обряды христианские меняют человека изнутри,
внешне-то мы себя забываем быстро, из-за частых жизненных перемен.

А вот измениться изнутри и запомнить себя – будет, куда полезнее,
ибо там в сердцевине души, нам никто не даст плохого злого совета,
не вторгнется в святую святых, кроме Ангела Хранителя и Христа БОГА,
с которыми духовники охотно соединяют нас, подгоняя образ каждого
православного человека под исходный Библейский сюжет. Аминь.

* Х *
http://www.stihi.ru/2015/08/05/8605
«Поставь для МЕНЯ Магдалину!»