Голубой мальчик Гейнсборо

Вадим Константинов 2
                Переливаясь...

                И искрясь...

                Подобно редкому
                Топазу...

                И так волшебна
                Эта связь...

                Что в плен нас забирает
                Сразу!..

                Явившийся из ничего...

                И в никуда уйти
                Готовый...

                Он подтверждает
                Волшебство...

                Что где-то рядом...

                Право слово!..
                08.07.2019.


Картина «Голубой мальчик» является одним из самых широко узнаваемых работ Томаса Гейнсборо. Художник создал свой особый стиль и манеру написания портрета. Уделяя особое внимание моделям, он использовал для передачи их настроения и характера окружающую природу.

Помимо немаловажной роли пейзажа в композиции, Т. Гейнсборо использовал не свойственные традиционным канонам холодные цветовые гаммы. Любопытно, что последнее даже стало причиной полемики между ним и его современником Джошуа Рейнольдсом, считавшим, что в основе написания портретов должны использоваться теплые цвета на основе коричневого и красного.

Гейнсборо не стремился вступать с оппонентом в полемику; написав портрет «Голубой мальчик» в изысканных серебристо-голубых и серых тонах, он, тем самым, опроверг доводы соперника.

Джонатан Баттл, который стал прототипом образа, был сыном богатого торговца железными и скобяными товарами. Мальчик не был аристократом, но художник с заранее обдуманным намерением нарядил его в роскошный и изящный костюм. Во-первых, портрет был написан в 1770 году, когда в Британии было модно позировать в костюмах 18 века. Второй причиной было привлекшее внимание Гейнсборо выражение независимости и значимости на лице юноши.

Одежда лишь немного усиливает этот эффект превосходства. Т. Гейнсборо стремился запечатлеть именно такое явление, утверждая, что благородство присуще не только в силу происхождения человека, но характера самой личности. Поза одновременно слишком проста и будто полна вызова, следствием чего служит неспокойное, темнеющее, как перед грозой, небо позади фигуры. Мальчик стоит твердо и уверенно, пристальный взгляд направлен на вас и, пронзая, устремляется дальше за горизонт. Он здесь, озаренный светом и переливающийся, как топаз, серебром и чистым небесным цветом, излучающий безрассудство и грацию. А в следующую секунду он исчезнет, как видение, взмахнув шляпой.

Картина наполнена изяществом, теплотой и легкостью, являясь одной из любимых для самого художника. Кстати, за время работы Томас Гейнсборо стал хорошим другом Джошуа Рейнольдса, который после оставался преданным поклонником его творчества и коллекционировал его работы. Кстати, существует и поздняя версия данной картины – «Розовый мальчик» или «Молодой Николе». Она была написана в 1782 году, но не получила такой же известности и малознакома широкой публике.

В 1796 г. Баттл разорился, и его портрет ушёл с молотка. Сменив нескольких владельцев (среди которых художник Джон Хоппнер), к 1809 году «Мальчик в голубом» стал собственностью семейства Гросвенор, глава которого носит титул герцога Вестминстера. Во время «распродажи Европы», последовавшей за окончанием Первой мировой войны, портрет у герцога купил (через посредство арт-дилера Давина) американский «железнодорожный король» Генри Хантингтон. Цена сделки в $728 тыс. на тот момент считалась рекордной.

Перед вывозом за океан полотно экспонировалось в Лондонской Национальной галерее; директор музея начертал на обратной стороне холста слова прощания от лица англичан. С 1928 года картина служит «гвоздём» собрания Хантингтонского музея в Калифорнии.