Рецензия на книгу похороните меня за плинтусом

Даша Павленкова
Написано для ТМ Единомышьленники http://stihi.ru/2018/08/09/1845


Книга написана  о времени, когда воспитание было, а разговоров о нем не было, то есть в кардинально отличающееся от нас время. И о семье известных и великих в чем-то людей, но которые также допускают ошибки в воспитании и взаимоотношениях. Книгу я прочла с интересом, но он мне показался сродни тому интересу, который бывает при подглядывании за соседями. И книга мне категорически не понравилась.

Главный герой книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» Саша Савельев — отверженный ребенок, который мечтал умереть и быть похороненным в своей комнате за плинтусом, чтобы никому не мешать и тихонько наблюдать за остальными. Книга полна ненависти к отчиму, который украл прекрасную Елену Санаеву у ее сыночка. И деспотических бабуле и дедуле. А я вот не хочу знать о том, что творится за дверями чужих квартир, если это не художественный вымысел. Если цель книги — кинуть камень в родных, а не сделать читателя лучше, чище и внутренне красивее, то такая книга мне не нужна.

Книга была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь». Удостоена премии журнала «Октябрь» за 1996 год, номинировалась на Букеровскую премию. Вот нет у нас достойных книг вообще...

У книги есть официальный сайт...

По книге «Похороните меня за плинтусом» поставлены спектакли в театрах Санкт-Петербурга, Красноярска, Челябинска. Вильнюса, Будапешта. Книга переведена на Французский, Немецкий, Итальянский, Польский, Болгарский и другие языки. В 2009 году на экраны России вышел одноименный фильм «Похороните меня за плинтусом», главные роли в котором исполнили Светлана Крючкова, Мария Шукшина и Алексей Петренко.


Вот вам наобум отрывок из книги. Из главы «На ленточки», которая не вошла в первое издание. Видимо, Павел Санаев решил окончательно «добить» читателя.
«Деревянная "Победа" понравилась мне настолько, что, забыв осторожность, я спросил у бабушки, можно ли мне с ней поиграть.
— С какой "Победой"? — не поняла бабушка.
— А у тебя там, в буфете лежит, деревянная.
— Сволочь! Чтоб ты уже с гробом играл деревянным. Рылся, сука, в буфете?
Я стал рассказывать бабушке легенду про то, как буфет сам открылся, и из него выкатилась машина, но бабушка не поверила.
— Чтоб у тебя глаза выкатились! Еще раз откроешь какой-нибудь ящик, останешься там навечно. Понял?
Я понял, и дал себе клятву прекратить запретные раскопки. Хватило меня на неделю».

На следующей странице:
«— Зефирка в шоколаде, как ты больше всего любишь. Тебе нельзя шоколад, но одну съешь, супрастином заешь потом, спать хорошо будешь. Он же снотворный — супрастин. Уснешь пораньше, меня доводить не будешь. Сашульчик?
Бабушка вошла в комнату, разворачивая на ходу коробку с зефиром, и замерла на пороге.
— Я хотел журнал достать… почитать про науку… про новые лекарства… — залепетал я, но верный способ избежать бабушкиного гнева, изобразив толкового мальчика, действовал только в случае мелких шалостей.
— Нена-а—а-ви—и-стна-а-а-я-я мра-а—а-а-а-а-а-а-а-азь!!! — возопила бабушка и угостила меня целой коробкой зефира разом, запустив ее с размаху в стену над моей головой, — Чтоб ты про последний свой вздох почитал!
— Я случайно, баба. Я хотел журнал достать, а лампа упала.
— Чтоб ты упал и не встал! Когда руки не оттуда выросли, нечего лезть. Подождал бы меня, я бы достала. Что это… Ты разбил стекло?
Бабушка подбежала к тумбочке. Я сжался на полу и закрыл голову руками.
— А-а-а-а-а! Чтоб тебя били головой об землю и разбили на сто кусков, как это стекло! Чтоб у тебя жизнь была разбита, как это стекло! Чтоб ты иссох и стал прозрачным, как это стекло, хотя ты и так уже высыхаешь, сволочь. Рассыпал всю гомеопатию, подлец! Чтоб тебя рассыпали и не собрали. Весь каланхое разлил! А-а-а-а! Залил все анализы!!! Господи, убери от меня эту падаль или меня забери к себе, Господи. Дай мне силы не убить его, не покромсать его в кровь осколками. Уйти, мразь, не искушай, а то убью, правда!»

Может, это и правда. Но я вспоминаю классика: «Зачем мне эта правда о человеке, если в ней нет любви».

На Литкульте есть такое мнение о книге: «книга злая, ближе к концу – мрачная и трагичная. Эти злость и мрачность странным образом уживаются со множеством юмористических сцен, от которых зайдётся хохотом любой читатель. Хотя за поверхностным слоем юмора прячется грустная история: мальчик действительно серьёзно болен и может не дожить до шестнадцати, бабушка многое пережила в молодости, результатом чего стало её сумасшествие». Я с этим согласна, верная оценка. Но общий благостный тон большинства рецензий на сайтах об этой книге мне не понятен.

Вот теперь мы знаем, что бабушка Паши была чокнутая, что Санаев Всеволод был под ее пятой, кичился своими заслугами, и внук ему был безразличен. Елена Санаева была замужем за злобным карликом, как его величает автор книги, и к сыну доступа не имела из-за деспотии своей чокнутой матери. Что мы вынесли из этой книги....

Однако, я рекомендую ее к прочтению тем, кто любит такой жанр