Рецензия на книгу женщина в песках. к. абэ

Даша Павленкова
Написано для ТМ "Единомышьленники" http://stihi.ru/2018/12/20/1699



Учитывая, что я много читаю, люблю Стивена Кинга, Макса Фрая, Франца Кафку, Говарда Лавкрафта, Иэна Бэнкса, то мне есть с чем сравнить испытываемый мной, как читателем, ужас от прочтения той или иной книги. Кобо Абэ умеет напугать, это я заявляю ответственно.
Расскажу о том, как мне попала эта книга. Я живу во Владивостоке, большую часть жизни провела тут, было бы довольно странно не интересоваться японскими авторами. Но читать японистику я стала в довольно зрелом возрасте, и начала не с классиков а с Рю и Харуки Мураками (каждого по отдельности). И потом только, уже через них и цитаты, обращающиеся к классикам, пришла к Кобо Абэ.
Кобо Абэ широко издавался в СССР и переводился на другие языки активно. И теперь переизданий довольно много, так что в библиотеках, в том числе электронных, вы его без труда найдете.
Его романы экранизировались, в частности этот роман получил номинацию на «Оскара». Кобо Абэ  ставил пьесы по своим произведениям в собственном театре. Но самое интересное о нем — это его пристрастие к фотографии, которое многие исследователи творчество считают маниакальным. Это его пристрастие отразилось и на художественном языке произведений, так как сцены в них достаточно тягучи и статичны, а картинки четкие и яркие.
Роман   «Женщина в песках» был награждён во Франции премией, присуждаемой автору-иностранцу за выдающееся художественное произведение.
Как и любой качественный хоррор (например, «Высокая зеленая трава» Кинга, «Процесс» Кафки, «Осиная фабрика» Бэнкса), роман бессюжетен. Вернее, сюжет в нем достаточно слабый. Никто не выскочит с ножом из-за угла, и мертвецы с косами вдоль дорог не стоят.  Эта история о том, как учитель приезжает с целью найти новый экземпляр насекомого для коллекции, в отдаленную деревню. Он остается   на ночлег в доме одинокой женщины.  Лачуга утопает в песке, песок проникает всюду, и женщина держит над головой мужчины бумажный зонт, когда тот ест, чтобы песок не попал в еду, но песок все равно чувствуется во рту, скрипит на зубах, пропитываясь потом, песок налипает на тело. Женщина рассказывает, что во время прошлогоднего тайфуна её мужа и дочь засыпало песком, так что теперь она совсем одна. Ночами ей приходится отгребать песок, чтобы дом не засыпало. Наверху знают, что в её доме появился мужчина: ей спускают на веревке ещё одну лопату и бидоны. Мужчина все ещё ничего не понимает…
Надо ли говорить, что мужчине не суждено выбраться оттуда?
Самое главное и страшное — метаморфозы сознания, описанные в романе. То, что происходит с сознанием жертвы — вот, что пугает и приманивает читателя. Каждый создатель книги ужаса — превосходный психолог. Нравственная деградация личности — это не может не пугать.
Надеюсь, что те, кто не читал роман, получат истинное наслаждение от его прочтения, а те, кто читал раньше — повторно окунутся в магию песка