Посвящения. Часть 2. Литераторы

Борис Бериев
     Читайте 44 посвящений Бориса Т. Бериева следующим литераторам:


         __________           *   *   *          __________               

44.  К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского
 
Совесть русская — Достоевский,
Миру целому прояснил —
В лицемерии — дьявол веский
Аргумент сатанинских сил,

Низводящих на мир невзгоды,
Разрушающие семей
Счастье, радости — для угоды
Горя, ужаса и смертей.

12.11.21г.

         __________           *   *   *          __________               

43.  Памяти писателя-сатирика М. Жванецкого. 1934-2020
 
Сколько лет сатирой нас кормил —
Столько никому не удавалось.
Он воспитывал сатирою, учил
Добродушным юмором на радость.

В залах он, в которых выступал —
Из потёртого отцовского портфеля
Тексты выступлений доставал,
В них и зал глаза раскосо целя,

И читал, читал, читал, читал
С хитрыми ужимками. Казалось:
Век читай и то б не прочитал
Всё, что в том портфеле умещалось.

07.11.20г.
 
         __________           *   *   *          __________               

42..Афанасию Фету

Взмахнула бабочка крылом
На ставне ржавом за окном:
Прекрасный штрих - чудесный взмах
На старине - как на веках;

Я словно пью стихи того,
Кто вечной влагою живой
С названьем - Жизни эликсир
Питает мой духовный мир.

Любимый лирик, мой привет
Я шлю тебе из моих лет.
Прими его в мирах своих
Как чувств признанье дорогих.

15.09.19г.

          __________           *   *   *          __________               

41.  Цицерон
 
Язык оратора - оружье,
(Им Цицерон врагов валил),
Но если с силою не дружен,
То и своих лишишься сил

И враг тебя однажды свалит,
Как поступил Антоний Марк,
Когда Цицерона (вновь в опале)
Схватили воины и в знак

Убийства - Марку отослали
Отрубленную голову и враг
Ту голову присутствующим в зале
Сената выставил и так

Месть совершив над Цицероном
За дар риторики - почёт.
Жена Антония со стоном
Душевной радости колоть

Язык усопшего булавкой
Взялась из мести, словно псих,
За то, что жив когда был - правдой
Он обличал искусно их.

03.08.19г.
 
          __________           *   *   *          __________               

           40. О Солженицыне А. И

       Вскрыл боль людей - архипелаг
       С названьем горестным "Гулаг",
       Когда роман свой написал
       И миру горечь ту предал.

       Никто не спорит - сколько зла
       Система Сталина дала
       Стране Советов, но и дел
       Достойных звания людей

       Свершились много, много в ней,
       Но он про это ни гу-гу
       И ей сподобился врагу
       И писаниною своей

       Нанёс такой громадный вред,
       Какой из пишущих никто:
       Бил в коммунизм, но зло от бед
       России болью натекло.

       Писать лишь только о плохом,
       А о хорошем не писать,
       Значит дела людей плевком
       Неправды грязной покрывать.

       А если нынче хвалит кто
       Вовсю писателя того -
       Значит и в их дела втекло
       Зло ядом миру - скрыть добро.
01/01/19
Борис Бериев, к 100-летию со дня рождения писателя.

_____________________ *** _____________________

           39. О Фаддее Булгарине
 
       Первой частной газеты издатель (1) –
       Известный журналист, и критик, и писатель;
       Фантастики первоначальной
       (скитания по времени) (2) родоначальник.
       Он также, как заядлый театрал,
       Первый начал и долго издавал
       Театральный альманах (3) и подавал
       Критикуя, повод к критике и сам
       От собратьев по перу не избегал
       Критики и так безсмертным стал
       «героем» хрестоматийных эпиграмм.(4)
       Автор первого российского бестселлера,
       За что царём обласканным был всемеро (5).
       Кто же сей почтенный барин?
       Знамо кто –  Фаддей Булгарин! (6)
08/11/18
Борис Бериев, к 230-ти летию со дня рождения и 160-ти летию со дня кончины Ф.В. Булгарина

Годы жизни литератора: 1789-1859
 
1. — газета "Северная пчела"
2. — очерк "Правдоподобные небылицы, или Странствования по свету в двадцать девятом веке" (1824)
3. — альманах "Русская талия"
4. —  "герой" эпиграмм Пушкина, Баратынского, Вяземского, Лермонтова, Некрасова и др.
5. — за роман «Иван Выжигин» (Санкт-Петербург, 1829), который стал первым в России бестселлером (общим тиражом более 10 000 экз.), он получил третий брильянтовый перстень от государя.            
6. — русский писатель, журналист, критик и издатель польского происхождения. Капитан наполеоновской армии, кавалер Ордена Почётного Легиона Франции, действительный статский советник

_____________________ *** _____________________

           38. Памяти поэта Глеба Горбовского
 
       «Сижу на нарах, как король на именинах» -
       Блатная песня, которая впервые
       Поэта-узника прославила. Доныне
       Память о Горбовском ею клинит

       Вместе с песнею другою знаменитой -
       «Когда качаются фонарики ночные»,
       Петой многими в годы молодые,
       Глеба ставшие карточкой визитной.

       Поэт не оцененный по достоинству,
       Шестидесятников тусовок избегавший.
       На сорок сборникоа стихов написа'вший
       От детских до нравственностью скроенных.

       Несомненный классик ленинградский,
       Прославив школу поэзии северной столицы
       Чтобы им она могла гордиться -
       В ней родился, в ней и довелось ему скончаться.
02.03..19г.

ПРИМЕЧАНИЕ:   Глеб Яковлевич Горбовский (1931 – 2019гг.) - русский поэт и прозаик. Академик Академии российской словесности (1996).

_____________________ *** _____________________

           37. Памяти писателя Андрея Битова (1937 - 2018)

       Скончался известный писатель
       Андрей Битов, в литературной жизни,
       Можно сказать - зачинатель
       Русского постмодернизма,
       Начатого практически на закате
       Оттепели с романа "Пушкинский дом",
       Выпущенного вначале в "Самиздате",
       А отдельной книгой в США - потом,
       Из-за этого Битова печатать
       Начали лишь при перестройке,
       Когда режим качнулся падать
       В капиталистическую помойку.
03/12/18

_____________________ *** _____________________

           36. Сэр Филип Сидни

       Сэр Филип Сидни - блестящий рыцарь,
       Дипломат, придворный и поэт;
       Один во многих своих лицах.
       Как Дрейк, пиратом мог бы стать, но нет -

       Елизаветой II послан в Нидерланды -
       Помочь союзникам с Испанией в войне
       И в сражении под Зуфреном был ранен,
       Сгорев от раны той в её огне.

       Полководец, кравчий королевский
       Солдату, не королю, в последний раз
       Напиться дал, сам при смерти и с честью
       Сказав: - Ему нужней - навек угас.

       Покровитель поэтов, сам стал поэтом
       С первым английским циклом сонетов.
06/12/18

Сэр Филип Сидни - общественный деятель елизаветинской эпохи,
Придворный в ранге королевского кравчего,
Аристократ, блестящий рыцарь.
Выдающийся поэт английского Высокого Возрождения, писатель
Крестник самого короля Филиппа II (Испания).
Командующий королевской конницей в битве под Зуфреном (накануне своей гибели)
Покровитель ученых и поэтов, считался идеальным джентльменом своего времени.
В историю английской поэзии вошёл как создатель первого цикла из 108-ми сонетов "Астрофил и Стелла"

_____________________ *** _____________________

           35. Памяти писателя Анатолия Гладилина. 1935 - 2018

        Первую повесть его про Подгурского*
        Встретил читатель журнала "Юность'**.
        Автору - двадцать, хрущёвская оттепель,
        Чуть для свободы страна встрепенулась...

        Не принял советской цензуры и позже
        Он диссидентом осел под Парижем***.
        Великим не стал, выдающимся тоже,
        Но в перспективных считался - не ниже.

        Умер в Клеве'ре писатель Гладилин -
        Вот теперь всё, что писал - поглядим мы.
25/10/18
 
* - "Хроника времён Виктора Подгурского" в журнале "Юность" (1956г.)
** - в 20 лет опубликоваться в центральном издательстве по тем временам была огромная удача ввиду своей необычности
*** - эмигрировал из страны в конце 70-х

_____________________ *** _____________________

           34. Памяти писателя В, Н, Войновича 1932 - 2018
 
       Создатель Чонкина был властью нелюбим,
       За то, что была высмеяна им.
       За то, что Чонкин ей колол глаза
       Такой сатирою, которую нельзя
       По правилам неписанным её
       В печати отражать, чтоб бытиё
       Советской жизни правдой не марать,
       (Её ведь надо было восхвалять)
       Хотя огонь той жизни начинал
       Слабеть и постепенно  угасал,
       Но всё ещё в нём теплилась зола,
       В которой власть погнить ещё могла.
PS
       Популярной песни автор  первых лет
       Полётов до космической среды:
       "Я верю, друзья - караваны ракет
       Помчат нас вперёд от звезды до звезды...
30/08/18

_____________________ *** _____________________

           33. Памяти писателя Эдуарда Успенского. 1937 - 2018

       Он больше не напишет ничего,
       Поставив точку жизни, но живут
       И будут жить герои книг его
       И памятником памяти живой
       Ему в литературе прослывут:

       Чебурашка, старуха Шапокляк, крокодил Гена
       И Простоквашино герои дорогие:
       Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик,
       Почтальон Печкин и другие.

       По ним мультфильмы ставились и мне
       По нраву Простоквашино: как там
       Мальчишка "дядя" Фёдор в избушечке своей,
       Устроив для компании забавной всей
       Жизнь уютную, которой жил и сам..
04/10/18

_____________________ *** _____________________

           32. Памяти поэта Наума Коржавина

           Он с половины жизни
           До смерти – про'жил в США.
           С "космополитизмом"
           Борьба ЦК, таких душа,
           Как оказалось навсегда,
           Его отправила туда,
           Поскольку «воздуха для жизни»*
           Он ощущать нехватку стал.
                Стихи, которые писал,
           Власть относила к укоризне.
           В них благородства веры свет
           Ни подлостью увиденной, ни тьмой
           Абстрактность лирики скупой
           Из заграницы как ответ
           Для власти выславшей – привет
           Донёс и образностью злой
           Как часть любви к стране самой.
                29.06.18г.

*"Не хватает воздуха для жизни" - объяснение поэта перед его высылкой из СССР в 1973г.

Примечание: русский советский поэт-диссидент Наум Моисеевич Коржавин (наст. фамилия – Мандель).
Годы жизни: 1925 – 2018

_____________________ *** _____________________

           31. Памяти поэта Андрея Дементьева

           Ушёл ещё один поэт из той эпохи
           Великой, что советской будут звать…
           Он создавал стихи не в суматохе
           Официозной моды, так сказать.

           Но полные глубоких откровений,
           Они оставят память, как и в нас,
           В сознании грядущих поколений
           Любовью и романтикой, чтоб связь

           Между людьми не гасла в эгоизме,
           А чтоб росла заботой и теплом
           И радовала всех духовной жизнью,
           Как счастья часть в великом и простом.
                26.06.18г.

Примечание: советский и российский поэт Андрей Дмитриевич Дементьев
(в центре - с родителями, справа - с последней женой Анной Пугач)
Годы жизни: 1928 - 2018

_____________________ *** _____________________

           30. Поэтесса Ксения Некрасова

           На войне младенца-сына
           Бомбы маленьким куском
           На руках её сразило
           При эвакуации; в дурдом
           Муж попал, а у самой
           Отняли'ся руки: больше
           Не могла работать – в общем
           Жизнь разверзлась ей бедой.
           … И казалась сумасшедшей,
           Сторонились, от себя
           Чуть не гнали, вмиг отцветшей
           Ей представилась судьба.
           … Но не пала духом; слава,
           Поздно хоть, но снизошла,
           Потому, что стих писала
           Как дышала: тем спаслась.
           И Ахматовою Анной
           Вровень двинута к плечу
           До Цветаевой, названной
           Равной ей: я не шучу*.   
                21.06.18г.
                Борис Бериев к 60-летию со дня смерти поэтессы.

* – В 1943 году в Ташкенте Ксения Некрасова познакомилась с Анной Ахматовой. Строгая на похвалу Ахматова высоко оценила её талант: «За всю жизнь я встречала только двух женщин-поэтов. Марину Цветаеву и Ксению Некрасову».

Примечание: советская русская поэтесса Ксения Александровна Некрасова
Годы жизни: 1912 - 1958

_____________________ *** _____________________

Нина Гаген-Торн. Петербургские поэты
Борис Бериев
Нина Ивановна Гаген-Торн…
И вырвется сердца неслышимый стон:
Ах, тяжело, тяжело сознавать
Как же мучительно горько страдать
Женщине этой за злой оговор
Долго пришлось, так как был приговор:
Пять лет лагерей, потом ссылки пять лет
И после страданий всех — новый арест
После диссертационной защиты, когда
Вновь на неё обратила беда
Взгляды завистников и выпало ей
Сталинских тех же пять лет лагерей.
Но власть удосужилась после признать
Незаконность судимостей и все с неё снять.

Она настрадалась и после тюрьмы
Память до смерти её во взаймы
Жизни той страшной картины брала,
Так как забыть их никак не могла,
И не давала ей тех позабыть
Знала кого и кто мог ещё жить,
Но не вернулся домой и погиб,
Лагерный быт кого насмерть зашиб
Голодом, пытками, смертным трудом,
Раздавленный сталинским в кровь сапогом.

И лучшее, может, что смогла написать —
Было эпитафиям горьким под стать
Памяти жертв тех, а также своим
Чувствам мучительно-пережитым —
Остережением сильным таким,
Как откровение людям другим.

27. 12.21г.
Борис Бериев
Наталия Грудинина. Петербургские поэты
Борис Бериев
Её творчество проложена
Суровой той эпохой злой,
"Как в серой глине, в ней заложено
Земли ответное тепло". *

Так сердце любит, любит, любит
И сквозь суровости и зло
Оно всех в мире не осудит,
Чтоб счастье в них не умерло.

Ушла на фронт где медсестрою **
Спасала жизнь бойцов в боях,
Стране свой долг отдав с лихвою
На боевых её полях.

И не женой — вдовой-солдаткою, ***
Ушла блокадною зимой
Похоронив младенца — ленинградкою,
Отчизне жертвуя собой...

Стихи писала точной рифмою,
Слагая строки о войне,
Предельно горе пережившую,
Желая что сказать о ней.

Была общительна, занятия
Вела в значительных ЛИТО, ****
Деля с начинающими знания,
Талант их пестуя и в том

Нашла высокое призвание,
К чему звала её душа —
Быть начинающим наставником —
Важнейшим этим в мире званием
До самой смерти дорожа.

17.12.21г.
Борис Бериев

Лариса Рейснер. Петербургские поэты
Борис Бериев
Лариса Михайловна Рейснер,
Хотя стихов написала немного,
Но сама уникальною песней,
Как личность неженского рока,
В истории поэзии осталась
Потому, как профессионально
Войною она занималась.

Её, женой комиссара ставшую,
Власть саму сделала комиссаром
В стране, раздольно полыхавшую
Братоубийственным пожаром
Революционной борьбы.

И её, на этом поприще представшей
Не просто боевою комиссаршей,
А обладателем героической судьбы,
Ходом гражданской войны воспринятым
Полноценным военным политиком,
В боях не знавшей поражений —

Её, по замыслам Вишневского и Пастернака,
Будут помнить прототипом произведений —
«Оптимистическая трагедия» и «Доктор Живаго».

PS :

Красивейшею женщиной была:
Поэта-красавца Гумилёва
С полувзгляда-полуслова
От любви «с ума свела»,
«Уловив» любви в угоду
Чувств взаимных, как в тенёта,
На два с лишним долгих года.

15.12.21г.
Борис Бериев

Черубина де Габриак. Петербургские поэты
 
Довольно известною поэтессой
С Волошиным познакомилась она
(Лиза Дмитриева) и тот патронессой
Мистифицировал её: она княжна,

Аристократка, католичка и красавица
Со звучным именем – Черубина де Габриак,*
Потому как он заметил – нравятся
Редактору красавицы – да как!

А так стихи её хотя были эффектны,
Но шанс их напечатать был под ноль:
Редактор видел внешности дефекты:
Хромоту и полноту он в ней нашёл.

И розыгрыш удался: был в восторге
Редактор тот и выпустил стихи
И критикам понравились и много
Росли журнала спрос и тиражи.

Но года два всего лишь длилась слава:
Разоблачена была поэтом Кузминым.
Её, в скандалах, тот успех оставил,
Растаяв навсегда, как будто дым.

Постскриптум:

Но в летописях Музы штрих остался
И он такой: за честь де Габриак
Между Волошиным и Гумилёвым состоялся
Дуэльный поединок, как пустяк:

Стреляли оба, промахнулись, но дуэли шум
Наделал в литсалонах сплетен бум.

27.03.17, 19.11.20г.
Борис Бериев

* - Черубина де Габриак мифологизированный псевдоним поэтессы Елизаветы Ивановны Дмитриевой (1887 - 1928гг.)

Анна Бунина. Петербургские поэты
 
Хвалебные стихи писали в её честь
Державин, Дмитриев, Шишков
За стихи в двух книгах с названием
«Неопытная Муза». С самой Сапфо
«За дар изображать настрой души»
Критики её сравнивали и превозносили;
Также и за басни «с благородною шутливостью
И чистоту языка», как они говорили.

За повесть «Падение Фаэтона»,
В трёх песнях написанной,
Была пожалована императрицей Елизаветой
Золотою лирой, бриллиантами осыпанной.
Ясно было в веке девятнадцатом,
Что за успехи на литературном поприще
Она удостоилась видного места среди классиков
На их возможном литературном сборище.

ПС:

Занимаясь практикой и теорией стиха в их союзе,
Много пользы принесла российской Музе,
Переводя французских теоретиков стихосложения
"с присовокуплением российского стопосложения".

16.11.20г.
Борис Бериев

В кавычках – фразы из критических статей современников А.Буниной на её творчество

Анна Ахматова. Петербургские поэты
 
Муза Царского Села
К деве юной подошла
И на сердце ей печать,
Ей, избраннице, до гроба
В знак таланта нанесла,
Как на злато высшей пробы
Для венца царицы всей
Женской лирики — печать,
Чтоб в грядущем вместе с ней
В славе вечности шагать.

Постскриптум:

Там же Пушкин начинал
Прежде путь к Парнасу,
К его пику он поднял
Своей Музой — нашу.

Так два гения в Селе
Не простом, а Царском —
Уловили на челе
Русским всем на счастье
Музы страстный поцелуй
Редкий, настоящий —
Как исток чудесных струй
В славе нашей вящей.

21.11.20г.
Борис Бериев
Пери — Ручьи,
ПС — в Куйвози (23.11.20г.)

Ольга Берггольц. Петербургские поэты
 
“Никто не забыт, ничто не забыто”
Эта фраза Ольги Берггольц
Над похороненными на Пискарёвском
Светит светом безчисленных солнц
Душ людей, что сюда поклониться
Приходили и в будущем будут
С благодарностью зовом сердец
Приходить, чтоб как добрые люди,
Открывать свой заветный ларец
Драгоценнейших чувств своих,
Извлекая "Спасибо!" всем жертвам
Дней блокадных и благоговейно
Тем сердечным духовным светом
С безпримерным их подвигом слиться,
Поднеся как священную жертву
Этот свет им за жизни блаженства,
Повторяя летучую фразу
Музы блокадной,* подобно наказу,
Что в сердца крепко-накрепко вбито —
“Никто не забыт, ничто не забыто”.

02.12.20г.
Борис Бериев

• — почётное народное звание поэтессы Ольги Фёдоровны Берггольц (1910 — 1975гг.) — «Муза блокадного Ленинграда»


           29. Ирина Одоевцева. Петербургские поэты

           Лучшею его ученицей
           Со слов самого Гумилёва
           Случилось ей объявиться
           В студии «Живое слово» (1),
           Где манерой стиха в основе
           Непохожею (2) на других
           Собственно и выделялась;
                Примечательный штрих:
           Потому и написала
           Неслучайно совсем
           Первою балладу-стих (3)
           После событий октябрьских
           На удивление всем.

           Вызывала интересы
           Жизнью интересанта:
           "...маленькая поэтесса
           С огромным бантом" (4).

           Ладная и приметная,
           Миленькая – она
           Словно была несметною
           Приятностью окружена (5);
           И сохраняла душу
           Памятью всё весомей,
           Ибо умела слушать
           И гениально помнить.

           Знатные воспоминания (6)
           Выпустила в Париже;
           За эти её признания
           Время ей славу нижет
           Читательскою любовью
           Обращённую к ним со всею
           Признательностью людскою,
           В эмиграции (7) ею,
           Собранные по крохам,
           Чтоб Серебряного века
           Лучше понять эпоху
           Нынешнему человеку.
Постскриптум:
           Начавшаяся в Петербурге,
           Серебряного века Лира,
           Со смертью (8) Одоевцевой
           В Петербурге и завершилась.
                10.11.17

1 – в 1919г. литературная студия «Живое Слово», располагалась на Знаменской ул. СПб в бывшем Павловском институте, лекции в которой, среди прочих, читал Н.С.Гумилёв
2 – Гумилёв отмечал, что Одоевцева пишет стихи не похожие на стихи других слушателей.
3 -  в 1919г. И. Одоевцева написала свою знаменитую «Балладу о толчёном стекле» (ниже можно ознакомиться)
4 – Ирину Одоевцеву отличала её фирменная фишка: огромный бант на голове. Строка из её стихотворения: «Нет, я не буду знаменита.» (см. ниже)
5 – Современники отмечали весёлый, дружелюбный характер поэтессы
6 – в Париже Одоевцевой были выпушены литературные воспоминания: книга «На брегах Невы», успех которой побудил её к написанию второго сборника воспоминаний «На брегах Сены». Выпустить 3-ий итоговый сборник «На брегах Леты» ей было уже не суждено.
7 – Ирина Одоевцева пробыла в эмиграции с 1923 по 1987 гг.
В 1987 году по приглашению Союза писателей СССР приехала из Франции в Советский Союз, поселилась в Ленинграде,
8 - умерла в 1990-м году (14 октября). Похоронена на Волковском кладбище в СПб.

Примечание: русская поэтесса Серебряного века, прозаик Одоевцева Ирина Владимировна (настоящее имя Ираида Густавовна Гейнике).
Жена корифея русского Серебряного века поэзии поэта-символиста Вячеслава Ива'нова (1866 - 1849)
Годы жизни: 1895 – 1990

_____________________ *** _____________________

           28. Людмила Вилькина. Петербургские поэты

           Любила не любовь, а лишь влюблённость (1),
           Как жизнеутверждающую нить
           Протянутую в некую условность,
           Чтоб гнёздышко для славы ею вить.

           А потому мечтала о романах
           В кружении богемных вечеров (2)
           С согласия супруга (3) среди званых
           Гостей в салоне собственном (4) у невских берегов.

           Любовную копила переписку (5),
           Желая от поклонников своих
           Признаний не простых – с изыском,
           Чтоб было позабавить чем других.

           Но обожглась на Брюсове: в итоге
           Он большим, чем она, нарциссом был.
           На сборник (6) (на единственный) – жестокий
           Он отклик написал (7) и так её смутил,

           Что и писать-то, в общем, перестала
           Свои стихи (8), продолжив перевод
           Трудов писателей Европы (9), в чём не мало
           Преуспела до кончины (без невзгод) –

           В Париже (10), в возрасте 47-и годов,
           Не старой, но уже не молодой.
           И смерти не оставила следов,
           Укрытой и доныне тайны тьмой.

Постскриптум:

           На первый сборник, он же и последний,
           Лаконично названный «Мой сад»,
           Ро'занов отклик написал зловредный (11),
           Не прочитав его, подумав, что «Мой зад» (12)
                08.11.17г.

1 – из 1-ой строки знаменитого сонета поэтессы «Влюблённость»: «Люблю я не любовь - люблю влюбленность (читать полностью ниже в разделе «Из стихотворений Людмилы Вилькиной»
2 - среди «поклонников» Вилькиной помимо Брюсова, были и другие знаменитости – К. Д. Бальмонт, В. В. Розанов, Д. С. Мережковский, К. К. Случевский, Л. С. Бакст, К. А. Сомов,  поэт, прозаик и драматург С. Л. Рафалович, прозаик и драматург Осип Дымов, поэт, филолог А. А. Смирнов и другие
3 – супруг поэтессы - поэт, писатель, философ, адвокат Николай Максимович Минский (настоящая фамилия Виленкин), один из вождей русского декадентства и символизма.
4 – салон располагался в петербургской квартире Н.М.Минского на Английской набережной (дом № 62)
5 - с коллекцией полученных ею «откровенных» писем она охотно знакомила сторонних лиц, о чём свидетельствует помимо прочих – Брюсов, который отмечал: «Минская показывала мне письма Бакста, где он соблазнял ее.»
6 – в 1906-м г. в московским издательством «Гриф» Вилькина  выпустила свой единственный сборник «Мой сад», в котором были опубликованы 3 её рассказа и 30 сонетов, прежде в отдельности появлявшиеся в литературных журналах «Неделя», «Книжки Недели», «Новое Дело», «Ежемесячные Сочинения», «Новое Время», «Звезда»
7 - Брюсов критиковал как эстетическую ущербность сонетов Вилькиной (отсутствие изобразительности, «скудные и общие определения» вместо эпитетов, «стих лишен музыкальности, а порой и прямо неблагозвучен»), так и во многом уже устаревшую, по его убеждению, художественную идеологию автора:
«Содержание «Моего сада» исчерпывается кругом «декадентского» мировоззрения. «Я – целый мир», «Я – в пустыне», «Мне жизнь милей на миг, чем навсегда», «Я и обычное считаю чудом», «Люблю я не любовь, – люблю влюбленность» и т<ому> под<обное> – все это мысли, которые уже довольно давно перестали быть новыми даже у нас.» (из книги А.Лаврова: «Символисты и другие»)
8 - отзывом Брюсова Вилькина была задета до глубины души, задуманную ранее вторую книгу стихов и рассказов она так и не сумела завершить.
9 - переводила произведения ряда ведущих европейских писателей и драматургов того периода, в частности,М. Метерлинка, О. Мирбо, Г. Гауптмана, А. Савиньона, Р. де Гурмона
10 -  в 1914 году, ещё до начала Первой мировой войны супруги Минские окончательно переехали во Францию.
11 – «Я люблю порядок, не терплю беспорядка и никак не могу рекомендовать эту книгу… Удивляюсь, как родители и муж (единственные «законные» обстоятельства её жизни) не переселили на чердак или в мезонин эту вечную угрозу своему порядку…
Из предисловия В. В. Розанова к сборнику «Мой сад"
12 - К.И. Чуковский в воспоминаниях утверждал, будто бы Розанов называл ее книгу «Мой зад», а предисловие к сборнику написал, с ним не ознакомившись, да и вообще, написал, мол, его только в результате настойчивых просьб самой Вилькиной.

Примечание:  русская поэтесса Серебряного века, писательница, переводчица, публицистка и литературный критик Людмила Николаевна  Вилькина (урождённая Изабелла Вилькен, в замужестве — Виленкина)
Годы жизни:  1873 – 1920


_____________________ *** _____________________

           27. Евдокия Ростопчина. Петербургские поэты

           Считая женщинам зазорным
           Писать стихи – ей высший свет
           Чинил по-первости препоны (1),
           Но отступил, поняв, что- нет:
           Куда уж там, коли все силы
           Души Авдотья (2) на алтарь
           Служенью Музы возложила,
           А поэтический свой дар
           Скорей всего от старших рода (3)
           Она всем сердцем приняла',
           Пример писать, душе в угоду,
           От Миши Лермонтова взяла,
           Поскольку с Мишею знакома
           От самых детских лет была;
           Любовь и дружбу каковому
           До самой смерти пронесла.
           . . . Не обретя семейных счастий,
           Поскольку муж был деспот, груб,
           На стороне искала счастья
           И повод к сплетням был не скуп (4).
           Была графиня и красива
           И в равной степени умна;
           Её стихи за прелесть, диво
           Белинский сразу же признал (5),
           Когда увидел первый сборник (6)
           Что в Петербурге издала.
           . . . Но что отметить надо в корне:
           Хоть львицей светскою была –
           Имела сердце золотое
           И гонорары от стихов
           На благо истинно святое
           Все отдавала с добротою
           Для си'рот и для бедняков (7 ).
           . . . Слова её так музыкальны,
           Что мелодисты брали стих
           И обращали в ткань вокала
           Романсов признанных своих (8).

Постскриптум:

           Звучало громко её имя,
           Давая женщинам другим
           Ей вслед стихами золотыми            
           Делиться творчеством своим.
                04.11.17г.

1 - первой её публикацией в печати было стихотворение «Талисман» в петербургском журнале «Северные цветы» за анонимной подписью «Д. С..ва» без ведома автора по инициативе князя Петра Вяземского. Когда имя сочинительницы стало известным, «в доме Пашковых все набросились на нее, упрекая всячески за этот постыдный и неприличный поступок, так что молодой поэтессе не раз приходилось жутко за то, что она не сумела вполне затаить в себе данного ей от Бога дарования». (в кавычках приведены слова её  брата Дмитрия Сушкова»)
2 - Евдокию (рожд. Сушкову) также называли Авдотьей (прежде всего на первом этапе её жизни). В детские годы родные называли её Додо, отсюда анонимная подпись «Д. С..ва»
3 - «…любовь к стихотворству и вообще к писательству была передана ей по наследству, как родовое качество семейства нашего, в котором занимались сочинительством три поколения подряд, а именно: бабка наша, с отцовской стороны, Мария Васильевна Сушкова, … отец наш, Петр Васильевич, и два брата его, Михаил и Николай Васильевичи, наконец, Евдокия Петровна и я, а отчасти и брат наш, Сергей Петрович, ныне главный редактор „Правительственного Вестника"». (из воспоминаний брата Дмитрия Сушкова»
4 - помимо 3-х детей (Ольги, Лидии и Виктора) в браке от мужа графа Андрея Ростопчина, у ней были и внебрачные дети: две дочери от Андрея Карамзина, сына известного историка и сын Ипполит от Петра Альбединского, главы прибалтийских (1866-70) и литовских (1874-80) губерний, варшавского генерал-губернатора (1880-1883).
5 – В.Г.Белинский отмечал: «главная причина неудачного литературного инкогнито графини Ростопчиной заключалась в поэтической прелести и высоком таланте, которыми запечатлены ее прекрасные стихотворения. Нам тем легче отдать о них отчет публике, что все они известны каждому образованному и неутомимому читателю русских периодических изданий».
6 – первый её стихотворный сборник: «Ростопчина Е. П. Стихотворения. СПб., 1841»
7 - будучи необычайной доброты, она много помогала бедным и всё, что получала от своих сочинений, отдавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества.
8 - На слова Евдокии Ростопчиной, передающие глубины человеческих переживаний, создавали романсы самые популярные композиторы – Глинка, Алябьев, Даргомыжский, Антон Рубинштейн, и некоторые ее стихи так и назывались – слова для музыки.

Примечание: русская поэтесса  19-го столетия Евдокия Ростопчина
Годы жизни: 1812 - 1858

_____________________ *** _____________________

           26. Татьяна Вечорка. Петербургские поэты
 
           В Академии художеств обучаться
           Из Баку приехав в Петербург,       (1)
           Увлеклась поэзией и в двадцать
           Один год — составила дебют
           В журнале новом «Лукоморье»       (2)
           И как дамы светских кругозоров,
           Что активностью своею скло'нны
           К написанью собственных стихов,
           О литературных мечтала салонах,
           Чтоб войти в мир богемных кругов.

              И смогла, раз про неё мы знаем
           И к Серебряному веку причисляем
           Как автора 4-х сборников стихов:       (3)
           От ахматовских мотивов в первых двух,
           До других, где поселился акмеизма дух.

           В Петербурге, ставшим ей родным,
           Познакомилась с литераторами:
           С Александром Блоком и с Ахматовой,
           С Маяковским и с Кузминым,
           А поздней в Баку с Ива'новым,
           Кручёных и Хлебниковым.

Постскриптум:

          Предвидя приход безобразий,
          От Февраля бегущих к Октябрю,
          Уехала в Баку, чтобы в Закавказье       (4)
          Заблистать в литературном кругу.
                01.11.17г.

1 —  в 1908-м году будущая поэтесса, окончив Закавказский девичий институт, уехала в Петербург, где занималась скульптурой.

2 — в 1914 году под псевдонимом Вечорка начала печататься в еженедельном иллюстрированном литературно-художественном и сатирическом журнале начала XX века «Лукоморье». Журнал издавался в Санкт-Петербурге с 1914 по 1916 год.

3 — автор поэтических сборников "Беспомощная нежность", "Магнолии" (1918), "Соблазн афиш" (1919), "Треть души" (1927)

4 — в 1917г., уехав из столицы в Закавказье, вступила в бакинский и тифлисский «Цеха поэтов», участвовала в работе бакинского отделения РОСТА — КавРОСТА. Являлась сопредседателем «Цеха поэтов»

Примечание: русская поэтесса Серебряного века Татьяна Владимировна Толстая (урожденная Ефимова, литературный псевдоним Татьяна Вечорка)
Годы жизни: 1892 — 1965

_____________________ *** _____________________

           25. Клара Арсенева. Петербургские поэты
 
           Вячеслав Ива'нов, Гиппиус и Блок
           Учителями и наставниками были
           Молодой курсистке* на тот срок,
           Революции пока не забурлили.

           Ахматовскою Музою пленив
           Свою душу, тонко зазвучали
           В её творчестве, как женскости мотив,
           Таинства порою средь печалей.

           Критик Еникальский** отмечал
           Особую для Клары необычность:
           «детскость восприятий» и видал
           Некий в том задор и поэтичность.

           Как и Блок с Ахматовой она
           Любовалась Питером не мало
           И подобно им, в свой город влюблена,
           Тему петербургскую писала.

Постскриптум:

           В антологию поэтов-мастеров
           Названную просто так и мило:
           «88 современных стихов»
           Гиппиус стихи её включила.

           На свой взгляд без обиняков,
           Выбрала стихи, к которым Лира
           Вместе с ней направила любовь,
           Значимость которых оценила.
                31.10.17г.

* - окончив гимназию в Тифлисе, Клара поступила на историко-филологические курсы в Петербурге
** - литературный критик начала 20-го века В.Еникальский

Примечание - поэтесса Серебряного века русской поэзии  Клара Соломоновна Арсенева-Букштейн
Годы жизни: 1889-1973

_____________________ *** _____________________

           24. Эдит Сёдергран. Петербургские поэты

           В Петербурге родившись – в Ра'йволе*
           В тридцать лет с небольшим умерла:
           Туберкулёз – болезнь коварная
           От отца унаследовала.

           Из фантазий создавшая главное:
           Мир души, поместившая в нём,
           Что приметила лучшего в Ра'йволе,
           Наделив его тем языком

           На котором могла побеседовать
           И с природой и с небом и в стих
           Занести, чтобы всем проповедовать,
           Что узнала чудесного в них.
 
           Обойдённая славой при жизни,
           Постепенно, по смерти, потом
           Шведско-финского символизма
           Была признана первым столпом.

Постскриптум:

           Любимого котика Тутти
           К столетью кончины Эдит,
           Благодарные Сёдергран люди
           На постамент возвели и сидит
           Её радость: в полосочку чудо,
           В позе кошечки умной и му'дро
           На прохожих с вниманьем глядит.
                30.10.17г.

* - ныне посёлок Рощино, расположен на Карельском перешейке в 60-ти км. от С-Пб

Примечание: известная шведоязычная финская поэтесса Эдит Сёдергран.
Годы жизни: 1892-1923

_____________________ *** _____________________

           23. Мария Зубова. Петербургские поэты
 
           Пожалуй, что Зубова Маша
           Стала первой, кто как соловей,
           Пела чудно и сделала краше
           Жизнь российскую песней своей.

           «Я в пустыню удаляюсь…»
           Знаменитый романс на стихи
           И на музыку Маши и чаю:
           Руси-матушки первый был хит.
 
           Эта песня в салонах звучала
           И господние чувства та песнь
           Волновала и власть узнавала
           Жизнь народа такою, как есть.

           Сам народ научался культуре:
           Не по пьяни кричать да махать,
           А душевною песней все бури
           С сердца пением выпровождать.

Постскриптум:

           «От прекрасных здешних мест…»
           И «Я в пустыню удаляюсь…» -
           Эти фразы Маши стали
           Популярны и окрест
           Поговорками звучали.
                27.10.17г.
Примечание: русская поэтесса, известная в последней четверти 18-го столетия исполнительница русских народных песен Зубова Мария Воиновна
       Дочь адмирала Римского-Корсакова, правнук которого - всем известный композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков
Годы жизни: 1749? - 1799

_____________________ *** _____________________

           22. Наталья Крандиевская-Толстая. Петербургские поэты

           В красоту и талант поэтессы
           Очарованным Бунин прослыл;
           А затем и Бальмо'нт пиетесы
           С уважением ей подносил.

           Да и было за что: ведь отменность
           Поэтических строк её – Блок
           Заприметил за чёткость и ценность
           Философичности в них; а Парнок

           Оценила за жизни мгновенья,
           Глубиной восхищающих ток
           В самых сложных души проявленьях,
           Изливающих свет лучших строк.

           (а Софья Поэзию знала,
           Сама чудный критик была
           Каких на Руси было мало,
           Да жаль: молодой умерла)

Постскриптум:
           Женою став очередною
           А.Н.Толстому – сочинять
           Стихи закончила до дня,
           Пока её он на другою
           Не заменил, как вещь какую –
           На очередную: молодую.
                27.10.17г.

Примечание: русская поэтесса Наталья Васильевна Крандиевская-Толстая
Годы жизни: 1888 - 1963

_____________________ *** _____________________

           21. Елена Гуро. Петербургские поэты

           В стихах её пантеотичных
           Казалось живопись в строку
           Вписалась зримо-эксцентрично,
           Как ни у кого на том веку.

           А век – начало авангарда,
           А так как Франции кровей,   (1)
           То это стало как наградой,
           Вписавшей в круг её друзей

           Известных русских модернистов,   (2)
           Благодаря чему житьё
           Ей помогло в авангардистах
           Оставить имя и своё.   (3)

           Сочтя живому себя мамой,   (4)
           Хотя бездетною была,
           Себе придумала до самой
           Кончины сына и ввела

           Людей немало в заблужденье
           И, к слову, даже до сих пор
           У многих собственное мненье
           Что Нотенберг ей сын – не вздор.   (5)

Постскриптум:

           От лейкемии, словно чиркнул
           По жизни спичкой кто – дотла
           В глуши карельской: в Уусикиркко   (6)
           Сгоревши, к Богу отошла.
                26.10.17г.

1 –   по отцовской линии она происходила из рода маркизов де Мерикур, которые, бежав от французской революции 1789 г., перебрались в Россию.
2 –   в числе её друзей были художники: Я. Ф. Ционглинский (в мастерской которого училась живописи), М. В. Матюшин (ставший ей мужем), Л. С. Бакст и М. В. Добужинский.
3 –   В 1910—1913 она активно выступает и как художник, на выставках левого «Союза молодёжи»
4 –   читайте её собственное уточнение по данному вопросу в примечании к стихотворению «Слова любви и тепла» на данной странице ниже в разделе «Из стихотворений Елены Гуро»
5 –   В.В. Нотенберг – мифический литературный сын Елены Гуро
6 –   Уусикиркко (дословно с финского – новая церковь) – ныне посёлок Поляны Выборгского района Ленобласти.

Примечаниее: русская поэтесса, прозаик и художница Елена Генриховна Гуро
Годы жизни: 1877 - 1913

Вадим Шершеневич о поэзии Е.Гуро

Елена Гуро ласковая, нежная. У неё и слова-то какие-то особенные, свои. У всякого другого эти слова пропали бы, измельчали, но у стихов Гуро есть особая притягательная сила. Ласковость Гуро сильна, ласковость Гуро — это обратная сила её дерзости, смелости. <…>
Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота.
Все её дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу. <…> Елена Гуро — первая поэтесса-мать[3].

_____________________ *** _____________________

           20. Мирра Лохвицкая. Петербургские поэты
 
           В о'ны дни в Вифлееме младенцу-Христу,
           Во исполнение пророчества миру,
           Волхвы' поднесли, словно жертвенный тук,
           Вместе с златом и ладаном – смирну.

           Смирна – она чтоб тела умаща'ть,
           Чтобы с запахом благоговейно
           От живых и покойных спокойно вдыхать
           Миг их чести в достойное время.

           Так и имя твоё, не случайно видать,
           Напоминает мне смирну (иль мирру),
           Если первой* тебе удалось заиграть
           На женской из золота лире.

           Ибо то, что создала ты в краткий свой век,
           Извлекла из духовного мира,
           Будет вечно сиять, как немеркнущий свет,
           Благоухая именем Мирра.

POSTskriptum.

           Два поэта, любя, восхищались тобой,
           Два первоклассных поэта:
           Бальмо'нт – покорённый твоей красотой,
           Северянин – за поэзии све'ты
           В мир изли'тые женской душой.
                01.09.17г.

* - Мирра Лохвицкая в 1895г., единственная из женщин, получила Пушкинскую премию Императорской Академии наук  за 5-й том её стихотворений, (не за переводы, как О. Чюмина, Е.А.Краснова) а также получила почётный отзыв указанной Академии за стихи.

Примечание: русская поэтесса Серебряного века Мирра Лохвицкая (Мария Александровна Ло'хвицкая)
Годы жизни: 1869 – 1905

_____________________ *** _____________________

           19. София Парнок. Петербургские поэты
 
           Твой первый стих,  а вслед и два других
           Увидел Петербург, который был им рад,
           Предчувствуя рожденья дорогих,
           Любезных его сердцу строк иных.
                Не зря тебе он дал «Осенний сад»   (1)
           В молчаньи звёзд, но чтоб понять тебе:
           Из гаснущей листвы каких рыданий ждать,
           Какой усталостью в тумане воздыхать,
           Когда рябины лист на звёздный свет небес,
           Как будто кровью налитой глядит
           И кажется, а может быть и есть,
           Что это юной поэтессы манифест
           Судьбе и миру явленный на вид.   

           . . . Известности – ещё ей нарождаться,
           А меж стихами первым и двумя
           Замужество, успев только начаться,
           Почти закончилось, удобрив для семян
           С названием «Влюблять – влюбляться»
           Поляну чувств, открыв покров
           В пространстве поэтических миров
           Досель не принятую среди женщин
           В подобие себя влюбляться
           И в этой страсти быть, а не казаться,
           Войдя в тупик греховной вещи
           Такой как однополая любовь,
           И обладать уже готовится которой
           Цветаева, но будет то нескоро,
           Когда оценит та изящество перстов
           И твой а ля Бетховен – профиль говорящий.

           . . . Свершится таинство, когда та поднесёт,
           Влекомая на шарм твоих тенёт,
           И тихая и нежная, со спичкою горящей
           К твоей сигаре, а к тебе любовь
           Средь запаха White-Rose – твоих духов,
           Столь модных, дорогих, приятных сердцу,
           Тобой в Москве, в салоне Ге'рцык
           Принятой, как если бы Сапфо.

           . . . Признав Сапфо манерность, стих: и вот,
           Решив пожертвовать собою, призвала'
           «О мысль моя! Не все тебе я отдала...»   (2)
           И в ожиданьи жизненной тревоги,
           Готовящей тебе свои чертоги,
           Призналась, что к безжизненным теням,
           Как если бы к бесформенным телам
           Стремится мысль твоя в пылу блистаний:
           «Узнала в творчестве я много умираний...»,   (3)

           . . . А впереди до сорока восьми
           Ещё полжизни, да и чорт возьми –
           Ступеньки строк, благодаря чему
           Я шлю тебе вот это подношение
           За будущие светлые творения,
           Мне ставшие во многом по уму,
           Как женское души прикосновенье
           К нежнейшим струнам мысли, потому –
           Оно пусть имени сияет твоему.
                26.08.17г.
                Борис Бериев – в день 84-ой годовщины смерти поэтессы,  наступившей  26.08.33г. в 11час. 30мин.

1, 2, 3 – названия первых опубликованных стихотворений Софии Парнок.

Примечание: русская поэтесса Серебряного века София Яковлевна Парнок (псевдоним от девичьей фамилии – Парнох)
Годы жизни: 1885 - 1933

_____________________ *** _____________________

           18. Екатерина Княжнина. Петербургские поэты

           Реформы царя Петра Первого
           (для народа во-истину – жуть)
           И Бирона правленье прескверное
           Канули в Лету и путь
           Жизни российской улучшился
           Даже хотя б потому,
           Что горем и болью не мучили
           Войны народ и в дому
           Империи послепетровской
           Стало полегче дышать;
           Европейской культуры проростки
           Стали активней внедрять
           В высший слой русского общества,
           В ней пробуждая искус
           В виде свободного творчества
           В деле художеств, искусств.

                В этих подвижках примерная
           (Сумарокова дочка* сама)
           Катерина Княжнина была первая,
           Кто рифмованного письма
           От мужского лица свои  вирши,
           Принёсшие ей похвалы,
           Опубликовала под нишей
           «Тудолюбивой пчелы»**.

                Сумароков считал, что негоже,
           Его доченьке Катиньке брать
           В свои руки Пегасовы вожжи
           И имя пришлось ей скрывать.

           Он считал, что важней ей балы,
           Замужество, дом и семейство
           И продолженье семейного де'йства –
           Детишки в дому мал-малы.

POSTskriptum.

           Так под водительством папиньки,
           Юная Сумарокова Катинька
           Стала ему потворщицей,
           А позже и стихотво'рницей:
           Первой деви'цей российской
           С Аполлоновою цевницей***.
                21.09.17г.

* — Екатерина Александровна Княжнина, русская поэтесса (годы жизни: 1746 – 1797), первой напечатавшая свои произведения – дочь поэта, драматурга и литературного критика; одного из крупнейших представителей русской литературы XVIII века А.П.Сумарокова (годы жизни:1717-1777гг.)
** — «Трудолюбивая пчела» - первый русский частный журнал, издававшийся литератором Александром Сумароковым в Санкт-Петербурге в 1759г.
*** — Цевница - поэзия, преимущественно идиллическая или буколическая, поэтическое вдохновение, поэтический дар.

_____________________ *** _____________________

           17. Елизавета Кузьмина-Караваева. Петербургские поэты

                1.

           В узах фашистских твоя оборва'лась
           Жизнь — Боголюбия миру в пример:
           Из богемы(1) шагнувшая в святость(2),
           Чтобы встретить в концлагере смерть(3).

           Смерть не точка, а только начало
           Приближения к лику Творца
           За ту милость(4), что ты расточала,
           От трудов своих в поте лица

           Обездоленным, помощи ждущим
           В эмигрантских Европы углах,
           Разуверившимся в вездесущей
           Силе Бога на горьких путях.

                2.

           Поэтесса(5), эсерка(6), Анапы —
           Городской голова(7), а потом —
           За ничтожную, в общем, зарплату
           В эмиграции тяжким трудом

           Хлеб насущный пока добывала,
           Бог детей твоих в небо призвал:
           Настю(8) в Париже, в России Гаяну(9),
           В аде смерти — жизнь Юры(10) прервал.

           Но всем горестям — на изумленье —
           Русский дух проявила, засим
           Силой духа ступив на служенье
           Бедным людям, как детям своим.

                3.

           Ты спасала не только евреев(11),
           Но и русских и многих других,
           Когда мощь оккупантов на время
           Власть взяла, парижан покорив.

           За спасённых — в концлагере смерти,
           Ты с молитвой святой на устах,
           Смерть принявшая, праведной жертвой —
           Преподобномученицей для Христа.

                Если в юности ты в Петербурге
           Преклонялась пред Блоком — Париж
           Дал делам твоим подвиг заслуги:
           Подношенье Христу — свою жизнь!

POSTskriptum.

                Как поэт, ты пусть — не знаменита,
                Но сподобил Господь тебе честь:
                Из женщин всех русских титул
                Богосло'ва(12) впервые обресть.
                01.09.17г.

ПРИМЕЧАНИЯ:
               (1) — В литературные круги Лизу ввёл её первый муж (с 1910 по 1913) Дмитрий Владимирович Кузьмин-Караваев, юрист, друг поэтов и декадентов разных мастей. Она была участницей "Цеха поэтов" в состав которого входили Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий,  Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут, а также на первых порах Михаил Кузмин, Владимир Пяст, Алексей Толстой, Виктор Третьяков, Владимир Маяковский и другие.   
       Посещала творческие вечера в "Башне" Вячеслава Иванова, завсегдатаями в которой были Алексей Ремизов, Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Василий Розанов, Валерий Брюсов, Михаил Кузмин, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Александр Блок, Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Велимир Хлебников и др.

               (2) — 16 января 2004 года мать Мария (Елизавета Скобцова по второму мужу (с 1919 до монашеского пострига в 1932 году) канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.

               (3) — 31 марта 1945 года монахиня Мария была казнена в газовой камере Равенсбрюка, за неделю до освобождения лагеря Красной армией.

               (4) — организовала в Париже общежитие для одиноких женщин, дом отдыха для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран под Парижем, причем большую часть работы там делала сама: ходила на рынок, убирала, готовила пищу, расписывала домовые церкви, вышивала для них иконы и плащаницы.
       27 сентября 1935 года по инициативе монахини Марии было создано благотворительное и культурно-просветительское общество «Православное дело», куда вошли Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Георгий Федотов, Константин Мочульский.

               (5) — Кузьмина-Караваева выпустила сборники стихов: «Скифские черепки» (весна 1912г.), «Руфь» (апрель 1916г.), "Стихи" (издан в 1937г. в Берлине), написала стихотворные пьесы-мистерии «Анна», «Семь чаш» и «Солдаты» (конец 30-х - начало 40-х гг.)

               (6) — февральскую революцию Кузьмина-Караваева встретила с энтузиазмом и уже в марте 1917 года вступила в партию эсеров.

               (7) — большую часть 1917 года она провела в Анапе, в феврале 1918 года была избрана городским головой.
               (8) — 7 марта 1926 года умерла от менингита её младшая дочь Анастасия Скобцова
               (9) — в июле 1935 года её старшая дочь Гаяна уехала в СССР и 30 июля 1936 года скоропостижно умерла в Москве (точная причина смерти до сих пор оспаривается)
               (10) — 8 февраля 1943 года гестаповцы арестовали её сына Юрия,  6 февраля 1944 года Юрий Скобцов погиб в концлагере Дора («филиал» Бухенвальда)
       16 января 2004 (вместе с матерью) канонизирован Константинопольским патриархатом

               (11) — в июне 1942 года, когда нацисты проводили массовые аресты евреев в Париже и сгоняли их на зимний велодром для последующей отправки в Освенцим, монахине Марии удалось тайно вывезти оттуда четырёх еврейских детей в мусорных контейнерах.
       В 1985 году мемориальным центром "Яд Вашем" матери Марии посмертно было присвоено звание "праведник мира"

               (12) — первая русская женщина, получившая звание "богослов", т.к. заочно окончила Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже.

На картинке: русская поэтесса Серебряного века Елизавета Юрьевна  Кузьмина-Караваева в юности (слева) и в зрелом возрасте. (девичья фамилия Е. Кузьминой-Караваевой – Пиленко)
Годы жизни: 1891 - 1945

Ниже привожу одно из лучших вольных лирических стихотворений поэта Александра Блока,
которое он посвятил юной начинающей поэтессе Лизе Пиленко:

Когда вы стоите на моём пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту —
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я — сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как — только влюбленный
Имеет право на звание человека.
                6 февраля 1908г.

_____________________ *** _____________________

           16. Памяти сатирика Михаила Задорнова

           Ну почему же те, кто выступил за русских,
           Кто народа русского прекрасные сыны,
           Обретшие опору в СМИ, известность –
           Умирают на гребне собственной волны?

Постскриптум:

           Не бережёт их родина родная,
           Неужели стала им чужая?
           Кто ж тогда Россию-матушку
           Защитит от недругов-крысятушек?

           Ныне так спрошу я вас, ребятушки…
                27.11.17г.

Примечание: советский и российский писатель-сатирик, драматург, юморист, актёр  Михаил Николаевич Задорнов
Годы жизни: 1948- 2017 (69лет)

_____________________ *** _____________________

           15. О Юрии Влодове

           Из моего поколения
           Нет почти никого,
           Кто слова' сего гения
           Не слыхал, но его
           Самого мы не знали,
           Был запрет на него,
           Слишком остро звучали
           Для ГБ*, оттого
           Мне известие внове,
           Будто вышиб я дверь
           И прочёл: «Юрий Вдовов –
           Автор слов» – и поверь:
           Успокоился ныне,
           Что хоть поздно, но всё ж
           Я узнал ещё имя,
           Кто делами был схож,
           С теми злыми, кто кинул
           В коммунизм острый нож,
           Но его был с сарказмом,
           Провоцировал разум,
           Вот прочти ты их то ж:

               «Прошла зима, настало лето.
          Спасибо партии за это!»**
                14.09.17г.

*   - госбезопасность

_____________________ *** _____________________

           14. У памятника Коста Хетагурову в Санкт-Петербурге
 
           Здравствуй, Коста! Я приехал к тебе
           Из ближней Карелии, где я себе
           Домик построил. Здравствуй, родной,
           Предков родимых земляк дорогой!

           Бе'риты, Хе'тагты — жили в одном
           Горном ауле под неба крылом
           Трудною жизнью, да кто же в горах
           Мог бы прожить как на тучных хлебах?

           Вспомнил про это, к тебе подойдя,
           Видя каким же убогим тебя
           Скульптор (а скульптор ли?) так изваял —
           Бедность одну подчеркнув; и мне жаль:

           Выразив внешнюю бедность в рванье,
           Чтобы тем самым понять: не семье,
           Ты бесприютности долг отдавал,
           Хоть неприкаянность — не выбирал.

           Но хотя бедность, не спорю, видна —
           Как это мало по сути, чтоб знать,
           Что для Осетии ты есть титан —
           Уровня гениев прочих всех стран!
                17.08.17г.
                Борис Бериев — в день посещения памятника   

_____________________ *** _____________________

           13. Лермонтову
 
       Каких глубин души познал,
       Какого света насмотрелся,
       Что мир земной до глуби дна
       Узрел пророком в маске беса?
                12.01.17г.

_____________________ *** _____________________

           12. На смерть Евгения Евтушенко
 
           Умер в Америке русский поэт,
           Живший в комфорте почти 30 лет.
           То, что в комфорте – плохого тут нет,
           Вот только народ его жил среди бед,
           А в 90-ых – разут и раздет.

           Ох, лицемерен он был и хитёр,
           Советский Союз подтолкнул под топор:
           С такими как сам он – на лучший прокорм.
                05.08.17г.

_____________________ *** _____________________

           11. Евгению Евтушенко

       Ты  пережил  своих  друзей,
       своих  соперников  в  искусстве.
       Вот  и  Ахмадуллина  уже
       навстречу мировой душе
       ушла  спокойно  с  чувством  грусти.
       Её  вознёс  стремительный  Пегас
       в  просторные Парнасовы  пределы,
       и  славы  подлинной  запас
       позволит  ей  к  Ахматовой  не  раз
       войти  в  её  чудесные  уделы.

       Чуть  раньше  умер  Вознесенский.
       И  перед  смертью  долго  он  молчал.
       Быть  может  что-то  важное  вселенски -
       Поэзии - он  бывшей  силой  веской -
       не  смог  сказать - вот  голос  и  пропал.
       Теперь,  наверно,  дружит  он  с  Кручёных,
       с  Кирсановым,  а  может  быть  с  самим
       и  Хлебниковым,  в  тогу  облачённый,
       как  избранный.  За  стиль  наворочённый,
       новаторский - восторженно  любим.

       Но  раньше  их,  до  них  задолго,
       Рождественский  из  жизни  сей  ушёл.
       Не  выдержав,  сердечный,  ломки  дома -
       страны  родной,  в  которой  снизошёл
       Дар  Божий  на  него  творить  стихи,
       переживая  боль  годов  лихих.
       Он  столько  слов  нашёл  для  чудных
       и всеми в СССР любимых  песен,
       что верю:  с  благодарностию  люди
       войти  ему  в  Парнасовые  веси
       для  новых  вдохновений – и не  раз
       желали  искренно и  душ  их  тот  наказ
       помог  достичь,  наверное – Парнас.

       Ты  был  талантом,  рвеньем  к  славе
       пожалуй,  больше  вместе взятых их,               
       но  направлял  свой  сильный  стих
       на  сиюминутные,  угодливые  взгляды
       чинов,  ответработников. Забавы  ради
       ты  часто  время  прятал  в  пустоту,
       когда  писал  заведомо  халтуру.
       Неважно  с  какой  целью.  Вот  и  тут:
       уехал  на  комфорт,  о  чём-то  балагуря,
       в  страну – жандармский  спрут,
       а  Родину  оставил – эту  «дуру».
                28.12.11г.
                доработано 22.03.14г.

_____________________ *** _____________________

           10.  На 75-летие Иосифа Бродского

           Суд за тунеядство для Иоси
           Был судьбы на выигрыш билет:
           Не было б суда, глядишь, и после
           Не был бы известный всем поэт.

           Кто бы знал поэта без харизмы,
           Пишущего нудною строкой?
           А теперь торжественные ризы
           Мненьем "избранных" ему – горой.

           Был обидчив и злопамятен сверх меры.
           И об этом можно ль промолчать?
           Не сдержавшего из собственной премьеры:
           «На Васильевский приду я умирать»…
                24.05.15г.

Примечание: русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик Иосиф Александрович Бродский
                родился 24 мая 1940 года в Ленинграде, СССР
                умер на 56- м году жизни 28 января 1996 года в Нью-Йорке, США
Стипендия Макартура (1981)
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года,
Поэт-лауреат США в 1991—1992 годах.

_____________________ *** _____________________

           9. Памяти Валентина Распутина

       Люд православный! народ, гой — еси:
       умер писатель большой на Руси.

       Перед кончиной о русских сказал:
       «Народ — не народ: населением стал…»

       Классик последний — он был прозорлив,
       в «Прощаньи с Матёрою» жизнь отразив:

       гибель устоев и скорый распад
       великой державы, пополнившей ряд

       мощных империй, сошедших с лица
       истории мира и как мертвеца

       в гроб уложила безбожную власть:
       как же, Без Бога — и не пропасть?

       И как Матёра — под во'ду — страна
       с истории сцены сошла и сама.

       Но своим сердцем пророческим знал:
       Русь, как град Китеж — святая страна,

            мир удивит новой жизнью она —
            Промыслом Бога, поднявшись со дна.
                18..03.15г.

ПРИМЕЧАНИЕ:  русский писатель, публицист и общественный деятель Валентин Григорьевич Распутин:
     родился 15 марта 1937 года в селе А'таланка Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье,
     умер на 78-ом году жизни 14 марта 2015 года в Москве.

     Герой Социалистического Труда (1987). Лауреат двух Государственных премий СССР (1977, 1987), Государственной премии России (2012) и Премии Правительства РФ (2010).
     Автор рассказа «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974), романа «Прощание с Матёрой» (1976) и других произведений.
     18 марта 2015 года в Храме Христа-Спасителя  состоялось отпевание, которое совершил патриарх Московский и всея Руси Кирилл над телом почившего В.Г.Распутина.
     Согласно воле покойного он будет похоронен в Иркутске на территории Знаменского монастыря рядом с могилой дочери.

_____________________ *** _____________________

           8. Реплика вослед. Николаю Рубцову
 
       Последний великий великой плеяды
       Советских поэтов! и ох, как мне жаль,
       Что, может, от боли какой иль с досады
       Как лошадь ты пил и от этого стал
       Характером скверным и Люду любимую —
       (от пьяных издёвок, от мата при ссоре)
       Довёл, потерявшую разум — в безумии
       До убийства Поэта — России на горе.

P.S.
            А ей, бедолаге, судьбы обретение —
            Горькое звание — убийца гения.
                25.02.15г.

_____________________ *** _____________________

           7. Пушкин, весёлый повеса

           Пушкин – весёлый повеса,
           Товарищ лицейским друзьям,
           Воздыхатель по дамским кудрям,
           Любитель клико', куролесил

           В азарта пылу, но какой
           Владел-таки лёгкой рукой
           На стихи, коей, речью чудеся,

           И внимая безсмертным строкам –
           Пророческим по временам,
           От ангела, верно – завесу

           Всей жизни российской сорвал
           И стихами о ней всему миру,
           Став гением русским от Лиры,
           Блистательно всем рассказал.
                08.07.18г.

_____________________ *** _____________________

           6. Пушкин, злой наш гений...

           Пушкин, Пушкин – злой наш гений,
           Написавший про вино
           Сонм лихих произведений,
           Из-за коих в мир иной

           Столько гениев помельче
           (И крупнее – может быть
           В областях других ) – навечно
           В мир иной ушли гостить

           С блеском слов жемчужной нити,
           Западавшей навсегда
           В центр душ, пленив там истин
           Трезвых мыслей светлый дар,

           Вместо них внушая мысли
           Алкогольного питья,
           Заливая им свет истин –
           Пламя вещего огня.

           Виноват ли в этом Пушкин?
           Косвенно, но виноват,
           Так как пьяни зла подушку
           Бросил в сердце возлежать,

           Раз позволив страсти пьянства
           В стих душевный попадать,
           Коим ядом словно яством
           Жизнь грядущим отравлять.

           Сколько гениев других бы
           Загорелся ярче свет,
           Не наткнувшись бы на лихо –
           Пьяный пушкинский привет.

           Пьянства  скорбного восхвальник
           Как силён был твой посыл:
           Не по-детски (как проказник) –
           Как титан ты в разум бил.
                02.02.17г.

_____________________ *** _____________________

           5. О Пушкине

       Славой высшею овеян
       гениальный человек
       и достоин, чтобы всеми
       помнить имя его ввек.

       В русской речи его слово
       заблистало как брильянт.
       Словом этим образцово
       вскрыв Божественный талант.

       Тот талант, которым русский
       осознал безсмертный род
       языка, которым в чувствах
       стих творит и Сам Господь.
                23.09.12г.

_____________________ *** _____________________

           4. К 175летию дуэли Пушкина

           Жена-красавица  и  этим -
           была  для  пушкинской  любви
           желанна  (эка, гордость  света!),
           рождая  в  нём  огонь  крови
           для  творчества  поэта.

           И  кто  же  знает?, без  неё
           на  сколько  бы  бледнее
           предстала  в  блеске  бы  своём
           Поэзия – поэтов  дом,
           на  сколько  бы  беднее?

           Она  (невинная) - была
           нацеленным  мгновением
           извечной  Зависти - для  зла,
           свершавшего  свои  дела -
           ускорить  гибель  гения.

           Не  зря  ведь  (из  последних  сил)
           перед  мучительной  кончиной
           о ней, которую боготворил,
           друзьям  ближайшим  говорил -
           «Не думайте…  Она  невинна…»

           Я  не  хочу  и  не  могу  судить  её,
           и  суд  других  считаю  чушью,
           поскольку  знаю – без  неё
           и  Пушкин  наш - уже  не  Пушкин!
                06.01.12г.

ПРИМЕЧАНИЕ: 27 января по ст.ст. или 8 февраля по н.ст. 1837г. около 5 часов вечера Пушкин был смертельно ранен на дуэли;
                29 января по старому стилю или 10 февраля по новому в 14часов 45минут остановилось сердца гения русской поэзии.

_____________________ *** _____________________

           3. Памяти Бориса Васильева

       На  фронт  ушёл  юнцом  зелёным.
       В бою  контужен  тяжко  был.
       Но  ратный  путь  его  невольно
       просился  творчеством  судьбы.

       Багаж  писательский тогда,      
       в начале, был довольно тощ.
       «А зори  здесь тихие…»  создав,
       раскрыл таланта грань и мощь.

       Достойна  мастера  вполне
       та  повесть  жизненностью  прозы.
       В ней  сказ о девушках в войне,
       о мужестве, о боли  их, о грёзах...

      За  то  что в ней войны показ —
      какой  ценой  далась  Победа,
      пускай  навеки  всем — наказ:
      война  народу — горе,  беды....
                12.03.13г.

ПРИМЕЧАНИЕ: Борис Львович Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Умер на 89-ом году 11 марта 2013 года в Москве. Лауреат Государственной премии СССР (1975). Похоронен с воинскими почестями на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой (42 уч.).
Выдающееся произведение Б.Васильева роман "А зори здесь тихие" (издан в 1969 г. в журнале "Юность") был экранизирован. По его сценарию в 1972-ом году режиссёром Станиславом Ростоцким был создан культовый советский фильм под тем же названием "А зори здесь тихие".

_____________________ *** _____________________

           2. Памяти Константина Ваншенкина

                Уходят  люди,  дар  любви
                оставив  людям  всей  планеты.
                Ушёл поэт  и  фронтовик,
                покинув  наше  лихолетье.

                Но  песня  (прелесть  давних  дней),
                слова  к  которой  сочинил он,
                вошла  духовностью  своей
                в  меня  как  часть  Господней  силы.

                Ту  песню  будут  петь  "на  бис"
                и  слушать  так,  как  мы  когда-то.
                Она - «Я  люблю  тебя,  Жизнь!…»
                мне  будет  век - судьбы  отрадой!

                22.12.12г.
                доработано 12.03.13г.

ПРИМЕЧАНИЕ: Поэт Константин Яковлевич Ваншенкин
                - родился 17 декабря 1925 года в Москве;
                - скончался на 87-м году 15 декабря 2012 года в Москве.
Автор слов знаменитых песен «Я люблю тебя, жизнь», «Алёша», «Вальс расставания», «За окошком свету мало» и других. Является лауреатом Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии Российской Федерации (2001).
Похоронен на Ваганьковском кладбище.

_____________________ *** _____________________

           1. Благодарность Красимиру Георгиеву

       Что пророк в отечестве своём
       (записано то в Библии) — не пророк,
       То эту мудрость чередом
       В ряду других — познал как рок
       Своей Судьбы, в её примете,
       Когда средь тысяч стихирян —
       На русском сервере рунета —
       Не у русскопишущих, коих океан,
       Я в списке избранных одном,
       Средь прочих множество фамилий,               
       (как будто с каждой был  знаком,
       Зайдя в радушный общий дом),
       Нашёл свою, как в редкой жиле
       Нежданный самородок — злата ком,   
       С тех пор как объявился на Стихире.
       И до сих пор стою  на том,
       Что был премного удивлён.
       Чей список был и кто включил?
       Поэт-болгарин Красимир
       Георгиев — благодарю его!
                22.12.11г.
                доработано 03.05.14г.

ПРИМЕЧАНИЕ: Красимир Георгиев – болгарский поэт и писатель родился 30.09.1948 г.
Работал в разных газетах, журналах и медиях, в настоящее время является директором издательства „Фльорир”.
Автор более 20 книг – поэзия, проза, юмор и публицистика – среди которых сборники стихов "Граница на ветровете" 1969 г., "Капан ми подарете" 1993 г., "Сага за самотници" 1995 г., "Емисар" 1996 г., "Любов в езерото на прокажените" 2004 г., "Тунелът" 2008 г., "Двустишия на Красимир" 2010 г., "Пътеводител към рая" 2011 г. и др.
Как поэт является обладателем многих литературных наград. Произведения Красимира Георгиева переведены на разные языки. Живет в Софии.

P.S. Справедливости ради отмечу, что месяца через три-четыре был исключён,
но это так, к слову сказать.