Господь спасает только погибающих

Эдуард-Владимир Вайнштейн
О любви, или в защиту ревматизма
Из «Записей» священника Александра Ельчанинова: «…Смотрите на «врагов» как на больных одной с вами болезнью, как на погибающих». Я далек от попытки неловкого богословствования, но мне кажется, что эти слова – формула христианской любви. А еще ответ на вопрос неверующего «что такое любить весь мир» – именно смотреть на всех окружающих и понимать: все мы поражены одной и той же болезнью, «скованы одной цепью». И болезнь эта – первородный грех.
Такую логическую выкладку нетрудно понять. Намного тяжелее так чувствовать. А главное, не совсем очевидно, что же дает мне взгляд на человека как на соседа по больничной палате? Зачем мне делать из внешне здорового прохожего внутренне нездорового? Яркий пример таких человеческих отношений и их безусловного позитива я бы предложил поискать в… старом добром советском кинематографе.
Помните фильм Леонида Гайдая по произведениям О. Генри «Деловые люди»? Тот самый, из трех новелл. Во второй из них герой Юрия Никулина, грабитель, залезает в дом к богачу (в исполнении Ростислава Плятта), находит хозяина в его постели, но… не грабит. Даже не начинает свое дело. Почему? Просто грабитель узнает, что его жертва страдает плечным ревматизмом! Но оказывается, что точно тем же недугом страдает и сам грабитель. Что же происходит между ними, когда оба узнают, что больны одной и той же болезнью? Отношение грабителя к богачу моментально меняется. Завязывается беседа, герои рассказывают о лечебных средствах, которыми пользовались (вспомним знаменитое: «А Вы не пробовали мочу молодого поросенка?»). Но самое главное, почему грабитель вдруг забывает о грабеже, это то, что в герое – совершенно неожиданно для него самого – появляется понимание беды богача и… сострадание. Фактически – любовь к тому человек, который в данном конкретном случае является его «врагом». И неслучайно: ведь с этим врагом они – здесь уже в прямом смысле – поражены одной и той же болезнью. Новелла заканчивается тем, что герои преспокойно идут в ближайшее кафе – отметить знакомство и обсудить в деталях состояние собственного здоровья.
В таком сюжете, мне кажется, – яркий пример того, насколько естественно люди, больные одной и той же болезнью, проникаются сочувствием друг к другу. Но почему же мы не ведем себя также, когда наша общая болезнь намного страшнее плечного ревматизма? Это, конечно, не так-то просто. Но часто ли мы пытаемся?
P.S. Кстати, новелла замечательно называется - "Родственные души".
(из интернета)

Да, хорошо. И действительно, болезнь наша гораздо страшнее. И Любовь подлинная может родиться только из глубины покаяния. Как правило, покаяние приходит после падений. К сожалению, редко кто хочет каяться и смиряться сам, только потому, что он, очевидно не случайно, живет не в раю. И получается так, что самая страшная болезнь имеет своим вернейшим признаком мысль о себе как о хорошем, добром, милом человеке. Ангеле. А Господь спасает только погибающих. Только погибающие могут любить друг друга истинно. И ощущение себя как погибающего приходит только после того, как разрушается кокон лжи, в который закутывает человека диавол, и человек начинает видеть себя таким, какой он есть на самом деле – нищий, убогий, больной, ничтожный. Вот, таковых-то и спасает Господь. И таковые начинают делать добро и любить других, т.к. знают себя и ценят любую возможность делать добро и любую возможность увидеть образ Божий через ближнего.
июль 2007

https:// ridero.ru/books/zapiski_praktikuyushego_khristianina/