Природа всегда права

Анатолий Федосов
           «ПРИРОДА ВСЕГДА ПРАВА; ОШИБКИ ЖЕ И
           ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИСХОДЯТ ОТ ЛЮДЕЙ.»

Поскольку в этом мудром изречении И.В.Гете присутствует точка с запятой (;), то обе части его можно расценивать, как самостоятельные утверждения:
- ПРИРОДА ВСЕГДА ПРАВА;
- ОШИБКИ ЖЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ИСХОДЯТ ОТ ЛЮДЕЙ.
Если бы не вот это «же», присутствующее во второй его части – именно из-за него, напрашивается мысль о том, что автор отделил людей от природы. Возможно потому, что человек появился уже после возникновения природы – как дополнительный, пусть и важный её элемент. И начал ошибаться, не следуя её законам, а создавая свои, чтобы не только описать её, умещая её явления, признаки и следствия в рамки своего сознания и познания действительности. И более того – заставил ошибаться и саму природу, в угоду себе, своим надуманным интересам, а более – своей выгоде. За что, естественно, природа мстила и продолжает всё больше и больше, мстить человеку – и она права, потому-что ОНА ВСЕГДА ПРАВА. Не надо нарушать её законы – они более незыблемы и верны, чем законы и понимания её человеком.

Опять же, есть одно «но» - человек тоже часть природы. И у него самого тоже есть своя природа, которую нарушать не желательно и противоестественно. Ну, не было у него татуировок! Не использовал он бумаги и пера, как это делал Сократ, чтобы не ослаблять тем самым свою память – много чего сотворил и продолжает вытворять над собой человек! И мы можем уже наглядно видеть результат стремительного ухудшения, как самой его собственной природы, так и окружающей его природы. А как же замечательные ландшафты, парки и ухоженные заповедные места!? Служа в Заполярье, мне приходилось воочию видеть девственные леса – с их буреломами, но и красотами. Значит не только ошибками и заблуждениями отмечен путь человека, с момента его появления на Земле. Увы, как это ни прискорбно – их, у человека гораздо больше, чем прозрений и достижений.

И говоря языком точных наук, мы можем первое утверждение: «ПРИРОДА ВСЕГДА ПРАВА» принять, как за «постулат», так и за «ключ», или «теорему», с её неминуемыми следствиями, и самое главное, - как верный «критерий истины» наших действий. Т.е., совершая что-либо, по отношению, как к природе, так и по отношению к своему естеству, к своей природе – мы можем и должны ориентироваться на конечный результат, а ещё лучше – наблюдать и анализировать уже промежуточный результат наших действий, который может заранее предупредить нас о том, что ТАК ПОСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ – ИБО ЭТО ПУТЬ ОШИБОЧНЫЙ И ОН РАНО ИЛИ ПОЗДНО БУДЕТ ОТВЕРГНУТ ПРИРОДОЙ, ПРИЧЕМ, С ПЛАЧЕВНЫМИ  ПОСЛЕДСТВИЯМИ, КАК ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ НАС ПРИРОДЫ, ТАК И ДЛЯ САМОГО ЧЕЛОВЕКА, КАК СОСТАВНОГО ЕЁ ЭЛЕМЕНТА, ВСЕЦЕЛО ЗАВИСЯЩЕГО ОТ НЕЁ!