Шахматные мистерии

Юрий Вигнер
Современные шахматные супертурниры проходят в странной обстановке, напоминающей какое-то мистическое шоу. Прежде, чем войти в игровое помещение, нужно избавиться от всех электронных гаджетов. Войдя в зал, оказываешься в темноте. Освещена только небольшая сцены. Задник у сцены – черного цвета. Так же, как и покрытие на полу. И штативы телеаппаратуры. И сами аппараты. Игроки – в темных костюмах. За немногочисленными зрителями следит специальный человек, похожий на бодигарда. Чуть что – подходит и делает замечание. Зрители с наушниками – в последних рядах. Тишина. Слышны лишь шаги игроков, когда они уходят со сцены и возвращаются, – для этого нужно подняться или спуститься по ступенькам, которые, естественно, без покрытия. А также – еле заметный стук часовых кнопок (несравнимый со стуком бильярдных шаров во время Рига Мастерс – снукерные турниры проходят в похожей обстановке, – развлекает лишь стук шаров). Бывают минуты полной неподвижности и тишины. Никто не движется. Ничего не слышно. На четырех экранах вверху демонстрируются все партии. У каждого столика (их восемь) установлен штатив с камерой. И еще четыре больших аппарата на треногах. И есть живой оператор со своим аппаратом (тоже на треноге). Кресла удобные. Проходы между рядами – широкие. Следя за партиями (на экранах), постепенно погружаешься (мысленно) в игру. Минимум телесных ощущений. Все это действительно похоже на мистерию – дух, отделившись от тела, парит над вертикалями и диагоналями. Ощущая силовые линии и точки напряжения на доске (как это описано у Набокова).
Только в двух мини-матчах выявился победитель. И сегодня – шесть тай-брейков.
Гран-При 2019. Рига.
Фото: chess.com.