Дай Бог, и в вас проснётся этот же талант!

Евгений Денисенко-Деев
Сказать, что думаешь,совсем это не просто...
Сказать, чтоб не обидеть человека,
Двойной талант!
А вы попробуйте, Сказать Правду Сами,
Дай Бог,и в вас проснётся этот же талант!
   Евгений   июль-19

Люди безумно любили Фаину, она была тем человеком,
который не боялся сказать то, что думает.
  Её многочисленные фразы, которые тут же становились анекдотами,
 мгновенно разлетались по Москве.
   
Может быть они помогут лучше понять личность самой, пожалуй, гениальной российской актрисы ХХ столетия.

- Берите пример с меня,- сказала как-то Раневской одна солистка Большого театра. - Я недавно застраховала свой голос на очень крупную сумму.
- Ну, и что же вы купили на эти деньги?

Раневская выступала на литературно-театральном вечере.
 Когда перешли к ответам на вопросы, девушка лет шестнадцати спросила:
— Фаина Георгиевна, что такое любовь?
Раневская подумала и сказала:
— Забыла. — А потом добавила: — Но помню, что это что—то очень приятное.

Великая русская актриса Александра Яблочкина пребывала в девицах до старости.
Как-то она спросила у Раневской, как, собственно, занимаются любовью.
 После подробного рассказа Раневской Яблочкина воскликнула:
— Боже! И это все без наркоза!!!

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда.

Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на диеты и плохое настроение.

Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане,
 а туда приводят экскурсию.

Всё сбудется, стоит только расхотеть…

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Когда я выйду на пенсию, то абсолютно ничего не буду делать.
Первые месяцы просто буду сидеть в кресле-качалке.
— А потом?
— А потом начну раскачиваться.

Удивительно, — сказала задумчиво Раневская. — Когда мне было 20 лет,
 я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

— В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

За ее бойкой натурой прятался весьма ранимый  человек, который считал одиночество наразрывным спутником таланта.
“Кто бы знал мое одиночество? Этот самый талант, сделавший меня несчастной.
Но ведь зрители действительно любят мою игру. В чем же дело?
 Почему же так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры”, – говорила Фаина.

- Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим,
- требует капризная молодая актриса.
- Всё будет настоящим, - успокаивает ее Раневская.
- Всё: и жемчуг в первом действии, и яд - в последнем.

- Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться
Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова "жопа", она ответила — странно, слова нет, а жопа есть...

“Как-то в скверике у дома к Раневской обратилась какая-то девушка:
– Извините, ваше лицо мне очень знакомо. Вы не артистка?
Раневская резко парировала:
– Ничего подобного, я зубной техник.
Девушка, однако, не успокоилась, разговор продолжался, зашла речь о возрасте, собеседница спросила Фаину Георгиевну;
– А сколько вам лет?
Раневская гордо и возмущенно ответила:
– Об этом знает вся страна!”

Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа!
— сетовала Раневская. — Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы,
 а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.

Раневская обедала в ресторане и осталась недовольна и кухней, и обслуживанием.
— Позовите директора, — сказал она, расплатившись.
А когда тот пришёл, предложила ему обняться.
— Что такое? — смутился тот.
— Обнимите меня, — повторила Фаина Георгиевна.
— Но зачем?
— На прощание. Больше вы меня здесь никогда не увидите.

Раневская приглашает в гости и предупреждает, что звонок не работает:
- Когда придёте, стучите ногами.
- Почему ногами, Фаина Георгиевна?
- Но вы же не с пустыми руками собираетесь приходить!


Величайшая российская актриса 20 века Фаина Раневская родилась 27 августа в 1896 году в Таганроге. Росла девочка в богатой еврейской семье, отец был владельцем фабрики, нескольких домов, магазина и личного парохода “Святой Николай”.

Фанни, как называли ее родители, с детства была закомплексованной и стеснительной девочкой. Будущая актриса имела дефект речи – она заикалась, поэтому родители забрали Фанни из школы и перевели на домашнее обучение. Девочке очень нравились иностранные языки, музыка, пение и, особенно, книги.

14-летняя Фаина влюбилась раз и навсегда. В театр! Она не пропускала ни одного спектакля, восхищаясь и впитывая всё-всё-всё, а «Вишнёвый сад» во МХАТе просто свёл её с ума и укрепил в мысли — вот она, настоящая жизнь.

Мечтавшая о сцене МХАТа Фаина в 17 лет объявила своим близким, что решила стать актрисой театра. Отец пригрозил изгнанием из дома, если дочь не одумается. Девушка приняла вызов судьбы и все-таки уехала в Москву.

Однако в студию при МХАТе ее не приняли. Отступление было не в характере Фаины: она обратилась к педагогам частной театральной школы. Но деньги таяли как снег... И доучиться не довелось.

 Но все же удача была на стороне юной неудачницы и потому свела ее с неповторимой Екатериной Васильевной Гельцер – примой-балериной Большого театра, танцевавшей в антрепризе самого Сергея Дягилева. Екатерина Васильевна приютила девушку в своем доме и познакомила ее с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Василием Качаловым.

Дебют Раневской на сцене Малаховского Летнего театра состоялся в постановке по пьесе Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины» – разумеется, пока только в массовке. Однако даже в маленькой роли без слов неординарность юной актрисы проявилась так ярко, что Илларион Певцов, знаменитый драматический актер, убежденно сказал: «Запомните эту барышню! Она станет великой актрисой!»
Его слова оказались пророческими...

Годы революции и гражданской войны молодая Раневская провела в борьбе за любые роли и более-менее сносный быт.

На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" — она привычно отвечала:
 "Нет, я просто так выгляжу"

Ее родные эмигрировали за границу еще при первых признаках грядущего исторического слома, так что Фаине приходилось рассчитывать лишь на себя. Она постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране на протяжении 16 лет  и прилежно набиралась опыта.

Pаневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна.
— Не остроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.
— Действительно не остроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой

- Я не признаю слова "играть". Играть можно в карты, на скачках, в шашки.
 На сцене жить нужно.

Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»!

Текст для своей героини актриса полностью придумала сама, а эффектное соединение тонкой реалистичной игры с острым гротеском обеспечило точное попадание в образ, что сделало его самым заметным в пьесе. Поэтому многие зрители приходили специально за тем, чтобы посмотреть на Маньку-Раневскую, после чего покидали театр, не досмотрев постановку до конца. По этой причине режиссер Юрий Завадский снял актрису с этой роли.

Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях.

Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».

Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.

Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»).

Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха.

Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость.

Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т.к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки.

Совместное участие Раневской в киносъемках с такими выдающимися артистами, как Михаил Пуговкин, Михаил Яшин, Любовь Орлова, Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Рина Зеленая, Георгий Юматов, Наталья Защипина, помогло сделать все эти фильмы невероятно популярными и кассовыми.

Раневская изобрела новое средство от бессонницы и делится с Риной Зелёной:
— Надо считать до трех. Максимум — до пол-четвертого.

Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».

В 1961 году Фаина Раневская получила звание Народной артистки СССР
Об актрисе ходит также несколько забавных историй: “Однажды Раневская поскользнулась на улице и упала. Навстречу ей шел какой-то незнакомый мужчина. – Поднимите меня! – попросила Раневская. – Народные артистки на дороге не валяются!”

Судьба преподнесла Фаине Раневской чудесный подарок – дружбу с людьми, каждый из которых являлся гением в своей сфере деятельности. Это актриса Павла Вульф, поэтессы Марина Цветаева и Анна Ахматова, театральный режиссер Александр Таиров и кинорежиссер Яков Сегель – всех просто не перечислить! Их привлекало ее искрометное остроумие, которому нельзя научиться – с ним нужно родиться.

И роли её были так же многогранны, как и она сама. Это о ней, чьи героини неповторимы, сказал известный режиссёр: «Она может всё!».

Но невзирая на все свои профессиональные достижения и весь свой интеллектуальный блеск, знаменитая актриса постоянно испытывала жгучее недовольство собой и страдала от неуверенности в себе. Можно ли в это поверить, зная о её суровом, бескомпромиссном характере? Но вот же ее слова: «Сколько людей аплодируют мне, а мне так одиноко!»

. О своих романтических увлечениях актриса предпочитала не распространяться. Как-то раз она призналась: «Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила – не любили меня».

Однако иногда Фаина Георгиевна все же рассказывала со свойственным ей разящим сарказмом трагикомические истории своих «любовей», которые сразу же превращались в анекдоты.

Примером может служить широко известная байка о том, как в 1915 году в любовниках у Фаины был гусар Мариупольского полка. И якобы сама Раневская об одном эпизоде пламенного романа повествовала так: «…Когда я уже лежала, он подошел ко мне раздетый, и у меня невольно вырвалось: «Ой, какой огромный!» Гусар с довольной улыбкой покачал рукой свое достоинство и гордо ответил: «Овсом кормлю!»

И все же серьезные увлечения мужчинами, по свидетельству Алексея Щеглова (биографа Раневской), у нее действительно были. Так, когда Фаина Георгиевна гастролировала в Тбилиси в 1947 году, у нее возникли близкие отношения с Федором Ивановичем Толбухиным, возглавлявшим тогда Закавказский военный округ. Она светилась от счастья! Но в 1949 году Толбухин неожиданно умер...

В общем, как бы то ни было, но украшением ее одинокой старости был только пес Мальчик. А еще – нежная любовь и забота будущей Народной артистки РСФСР Марины Нееловой...

До последних дней жизни она оставалась доброй, остроумной, мудрой.

Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.

...И чем дальше от нас дата смерти великой Фаины, тем ярче очерчивает время масштаб ее личности, с уходом которой завершилась целая театральная эпоха.