Истина и Поэзия-1

Борис Ефремов 2
К ПУШКИНСКОЙ ТРОПЕ!

(Главы из «Хроники начала духовной жизни»)

ИСТИНА И ПОЭЗИЯ


ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ


ИЗ АНТОНИЯ ОПТИНСКОГО

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы
ни случилась тебе неприятность, ты скажи:
«Стерплю это для Иисуса Христа!» Только
скажи это, и тебе легче станет.

2.01.18 г.,
Праведного Иоанна Кронштадтского

... С утра выставляю в Интернет из того, что сочинилось под влиянием  Кронштадтского. И нахожу в давнишней подборке:

«Когда мы в первый раз или нечасто читаем какие-либо молитвы, тогда по новости их, мы охотно, с великим чувством, читаем их, но потом чем чаще их повторяем, тем менее чувствуем к ним охоты; они перестают занимать нас и мы с трудом преодолеваем себя, чтобы читать их с прежним чувством... Это явление в нашей душе есть следствие первородного греха — следствие первоначальной неустойчивости нашей в истине. И доселе мы не можем непоколебимо установиться в истине: лишь встанем, а затем скоро и поколеблемся в ней. Так часто бывает относительно молитвы, так бывает и относительно веры, дружбы с людьми, любви к Богу, ближнему, вообще добродетели: везде мы оказываемся неустойчивыми в истине».

И тогда, когда я выписал это высказывание праведного Иоанна, оно поразило меня, и теперь тоже. Здесь точнейший ответ, почему мы непостоянны в нашей суетной жизни. Этот вопрос мучил меня, когда я сочинял автобиографию в стихах, да вообще-то и раньше, и позже. Ответить не мог. И вот лучик Истины коснулся слабого моего разума.

Правда, у всех у нас окаянное свойство забывать даже о самом главном (опять же по причине греха первородного — непостоянства). Мою нынешнюю нестабильность в вере я объяснил недавно слабой волей. Но и воля непостоянна и слаба по причине, изложенной одним из лучших наших святых.

Накатило очередное дурное предчувствие, и я взял в руки спасительнный «Цветник» (советую и вам, читатель, следовать примеру слуги вашего), и вот что открылось на сей раз: любое огорчение, любую неприятность можно легко прогнать словами горячей веры: «Стерплю это для Иисуса Христа!»

Тут же и испробовал лекарство. И — помогло! За ноутбук сел совсем в другом настроении...


1.

ИЗ АНАТОЛИЯ СТАРШЕГО ОПТИНСКОГО

Учить я не запрещаю, это доброе дело — век живи,
век учись, но только начни-то с себя.

3.01.18 г.,
Святителя Московского Петра,
всея России чудотворца

... Помню то яростное возмущение, с которого началось знакомство с сайтом Стихи.ру. Много слышал до этого бранно-нелестного о всемирной паутине. И не захаживал в виртуальный мир, пока можно было издавать книжки в недорогих типографиях (моей спасительницей лет на пять оказалась районная, в Камышлове). Но цены дико подскочили, да и книги изданные доносить до читателей оказалось непосильным делом. Ладно, думаю, сдадимся в плен интернету.

И каким же тягостным оказался плен! В Стихах.ру от стихов осталось одно название. Настоящих стихов там почти не было. Печатались вычурные, вывихнутые, бездарные, еле-еле зарифмованные или же совсем не рифмованные поделушки — ни чувства, ни мысли, ни маленького намёка на поэзию, на которой мне повезло воспитываться и которую посчастливилось принять за образец.

Авторы современной волны, почти как минувшей волны революционной, сбросившие с корабля современности Пушкина и «всё другое старьё», упивались отрицанием классики и её великих достижений, своим безумным лженоваторством, друг другом и щедрой сайтовско-интернеткой славой. Их хвалили, их осыпали наградами (пусть словесными), но от этого не менее громкими — поэт года, лауреат почётного конкурса (когда и у кого успел конкурс почёт заслужить?!), дипломант того-то и того-то. Куда ни сунься — сплошь гении в лаврах. Самозванные, нереальные, по сути, но всё же, с громкими рекламными гимнами.

Словом, в сайтовской паутине был «цветник» новоявленной атнипоэзии, перенасыщенной наглостью, зазнайством, прелестью, бесталанностью, невежеством, безграмотностью и ... матом. Самым пошлым и безудержным.

Это потом я нашёл объяснение интернетского безобразия. Революционный отход, а точнее побег от Бога, от тысячелетней веры отцов в Христа — с каждым годом разлагал и уничтожал в народе нравственность и лучшие духовные качества, лишал высокой цели, а с нею и таланта, превращал хорошее в отвратительное, добро в зло — до полного их уравнения в рехнувшемся от самомнения и самовозвеличивания сознании. Всё это, вместе взятое, и привело Россию (как, впрочем, и весь безбожный мир) к антикультуре, к антипоэзии, к духовной пошлятине.

А тогда, в 2009 году (время первых размещений стихов в интернете), я просто кипел негодованием, горел жаждой поскорее сказать о страшно-греховном состоянии поэзии и прозы наших дней. Может быть, не столь рьяное учительствование не всколыхнуло бы меня, если бы и в оформлении и построении сайта не поразила агрессивно-атеистическая наглость. Дикость безбожная. В чем она выражалась?

Открывалась главная страница каким-нибудь пошлым, далёким от настоящей поэзии стишком (оформители находили их даже у неплохих поэтов, но крепко подотравленных безнравственным серебряным веком — у Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Гумилёва и т.д.). Вместо иллюстраций ставили, скажем, икону Божией Матери сплошь исписанную вязью атеистических слов. И стихи авторов преисполнены были «произведениями» с язвительными нападками на православие.  Всё это перемежалось опусами грубейше-нецензурными.

И ещё — резанула сайтовская ересь. Все поэтические   конкурсы проводились под эгидой известных представителей Дома Романовых. Можете вообразить, какое безбожие процветало под этим прикрытием! И как это подстегнуло меня к активному противодействию!

С певых публикаций окунулся в открытую, непримиримую борьбу с махровым мракобесием. Засыпал сайт эпиграммами и экспромтами, в ущерб другим стихам. Хотя вещи политические и православные я от остального не отделяю. Поэт обязан писать обо всём, что его волнует, за что ратует. Иначе будет не поэзия, а сплошная мещанская ложь.

Напечатал это и подумалось: а ведь конкурсы-то на сайте пошли без участия представителей Романовского Дома! Видимо, кто-то подсказал им о резко-атеистическом настрое сайта, а может, сами заметили. Трудно было не заметить дотошно кричащего кощунства.

Но перейду к моей тогдашней борьбе с упрямым атеизмом,   попытке усовестить распоясавшихся безбожников, а точнее  захлестнувшему меня учительству...


2.

4.01.18 г.,
Великомученицы Анастасии Узорешительницы

... Как ни называй то моё искреннее и горячее негодование в   отношении враждебно-атеистического сайта, а были в том чувстве, пусть и скрытые, — поучения противников, стремление учительства. И слова старца Анатолия Старшего обращены ко мне прямиком.

Наверно, ни в каком случае нельзя сказать уверенно, что мы хотя бы какое-то одно из своих дел начинаем по советам святых отцов или Евангелия, и я свои поэтические выпады начал  наносить не лучшим образом, и всё-таки с чистой совестью, может быть, впервые за всё сделанное, могу признаться, что атака была произведена в некотором соответствии со святым правилом начинать учить других с самого себя.

Лет с тридцати пяти меня серьёзно заинтерсовал вопрос о Боге, Его бытии. А поскольку в те времена трудно было даже Библию достать, пришлось начинать с поиска по методу броуновского движения. Перечитал доступную атеистическую литературу — «Настольную книгу атеиста», «Философские словари», изданные биографии философов и тому подобное.

Когда лопнул цензурный запрет — потонул в море книг о земных религиях. Сейчас даже не верится, что у меня хватило воли перечитать горы философских трактатов — от Платона до Лосских, отца и сына, многие труды богословов и святых старцев. На особом счету были теории о происхождении Вселенной, выведенные учёными с древности до наших дней. И лжеучёных, таких как Блаватская, Шюре, Рерихи. Был уверен, что к Истине приведёт анализ всех человеческиз знаний. Но привела одна книга, которую Пушкин назвал Книгой Книг.

Только она убедила в истинности того, что в ней провозглашалось. Ни одно положение Евангелия не посеяло сомнения, наоборот, все высказывания убедительно объяснили то, что я стремился узнать. Во многом помогла догадка, что не только человек создан по образу и подобию Троицы, но и весь духовно-материальный мир (путь к этому пониманию отражен в незаконченном пока пятикнижии «ВЗОР»).

Убеждение, что посчастливилось найти Истину, добавило сил изучить Её, в той степени, которая была по силам. Много  иронических реплик пришлось по этому поводу прочитать в интернете — еще, мол, один умник нашёлся: истина непостижима. Но в том то и радость, что постижима и искать Её нет надобности. Суть Истины — в православном «Символе веры», а более подробная расшифровка — в трудах святых отцов и в Догматических богословиях. Интересно, что со временем познания Божественных тайн расширяются, и думается, помогает в этом Дух Святой — двери открываются тем, кто стучится.

Обретение Истины изменила жизнь. Строже стал относиться к себе — к мыслям, делам, творчеству; всё стал проверять с чистой, сияющей высоты открытого нового мира, где выше всего дух, признающий только Бога и стремящийся жить по Его правде. Далеко не всё получается, но когда получается — радость необъяснимая, весенне-солнечная. И ничего большего не надо. Желаю всем это испытать.

А между тем, учёба поднималась по крутым ступенькам. Всю жизнь мучила пока ничем не подтверждённая возможность обличать мир в стихах, в прозе ли. С более глубоким изучением православия эта проблема уже доводила до болезненности — не мог породнить критику со смирением. Никакие доводы логические не помогали. И тут произошло небольшое чудо.

Батюшка Владимир, друг нашей семьи, частый гость круглосуточного православного радио «Воскресение», где со дня его открытия работает жена, вдруг (вдруг — для меня, конечно) начал читать мои остросюжетные стихи во время своих выступлений перед микрофоном. При первой же встрече с ним спросил его: «А не грешу ли я, так резко обличая нынешние недостатки?» Батюшка, как мне показалось, удивился даже. «А что, разве Пушкин критические стихи не писал? — он помолчал и добавил. — Я плохой знаток святых отцов. Но где-то у Василия Великого читал, что поэтам и философам обличать не только можно, но и нужно».

Долго читал этого святого, пока не натолкнулся на высказывания о пророчествах. К пророкам святитель Василий относил и литераторов, наделённых Божественным даром обличать пороки мира. Со смирением писательские обличения он породнил так: после каждой очередной критической вещи творец обязан исповедоваться в сочинённом, как христиане исповедуются в земных грехах. И это был естественный, жизненный выход, который мне не приходил в голову!

Потом попалось высказывание в Евангелии о том, что надо не только не смиряться с богонеугодными делами, но и обличать их. Затем прочитал гениальный трактат Ивана Ильина «О сопротивлении злу силою» — о содружестве активной нравственной борьбы и смирения, раскаяния в этой борьбе, которая несёт в себе немало греховного. И ещё точное , афористичное определение у Филарета Московского: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших».

Вот расшифровка этих слов. Есть три категории врагов, и к каждой из них стоит по-особому относиться:
– личных врагов христианин призван прощать, предоставляя суд над ними Богу;
– врагам Отечества следует давать достойный отпор, потому что, защищая Отечество, мы избавляем ближних от многих бед;
– врагами же Божиими, то есть теми, кто осознанно идёт против Бога, необходимо гнушаться, то есть решительно отвращаться, сторониться их заблуждения, разоблачая неправду безбожия.

Тут я признался батюшке, что по неизбежности «вляпался» в интернет и о том, что там творится. «Знаю, что там делается, и потому даю благословение по мере сил бороться с тамошними безобразиями. Они — тоже наши, земные, и не воевать с ними нельзя».

Вот предыстория моей нынешней борьбы со всеобщими (и в том числе с моими) грехами во всемирной паутине (слово-то какое верное — паутина!) Кажется, впервые моя борьба, по крайней мере начальная её часть, завершилась духовной победой. И, думается, лишь потому, что в своём учительстве я начал с себя, как советует преподобный Анатолий Старший, и по этой причине помогли Господь и Дух Святой.

Внешне сайт вроде бы исправился. Кроме того, о чём я написал выше, он совершил (думаю, без радости) ещё одно деяние — дописал в свой далеко не православный, а стало быть, и далеко не истинный, устав необходимое положение, запрещающее нападки на веру Христову. Я приведу лишь один экспромт из нашего противостояния (их несколько десятков в публикациях той поры):

МЫ СПОРИЛИ УЖЕ. БЫЛ СПОР О ГЛАВНОМ...

Мы спорили уже. Был спор о главном.
В моей борьбе я оказался прав.
Бог сделал так, как надо православным.
Заставил вас пересмотреть устав.

Он и теперь принудит вас, заставит
Читателей закончить воровство!
И этим вас, воришек, обесславит,
И вновь своё прославит Божество.

23.08.13 г., день

Поясню — о воровстве читателей. Каждый день у авторов изымалось по 20-30 читателей, скорее всего, чтобы приписать их любимцам, незаконно занимавшим самые высокие в Стихах.ру рейтинги). Кажется, и наглое воровста прекратилось. Но нелюбовь к православным осталась. Да еще какая!
 
Я уже говорил о том, как была воспринята эпическая поэма «Русь утренняя», посланная на конкурс. В день отсылки (экая оперативность!) пришло сообщение, что «Русь» отвергнута по причине моего прежнего неэтического отношения к сайту. М-да, Стихи.ру всё еще считают борьбу со злом и человеческими грехами явлением в нашей литературе неэтическим. Замечу, по этой самой неэтичности десятка два острых стихов были сняты со страницы как вещи, нарушившие устав организации. (Светский, приспособленческий устав-то они нарушили, но не нарушили свободу слова, которую из Конституции РФ никто пока не выбросил, и тем более не разошлись с требованиям Христовой Истины).

Со временем, после некоторого видимого успеха, я сменил, как сейчас говорят, технологию борьбы. Но об этом в следующий раз...

3.

6.01.18 г.,
Рождественский сочельник

...Верно говорят: если хочешь насмешить Бога, расскажи Ему о своих планах. Заикнулся вчера о продолжении темы «учительства и ученичества», темы явно неохватной, а с утра навалилось отчаянное уныние. Привожу себя в рабочее состояние, чем могу — более горячей молитвой, понуждением включить силу воли, которая куда-то подевалась без всякого на то спросу. Чуть-чуть полегчало. А тут Валентина предложила пройтись по солнечной морозной погоде. Доброе дело! Пойдём в зимний простор Рождественского сочельника. Опущу крышку ноутбука. Начну собираться. Авось прогулка поможет.

*   *   *

Читатель (а он для Хроники, надеюсь, найдётся) уже, наверно, догадался, почему анализ нынешнего интернета, а именно: поэтических сайтов, я начал с критики существующих там порядков, с непрития антиправославных позиций, занимаемых всеми руководителям, без исключения (мне ни один по крайней мере за девять лет не встретился).

Воинствующий атеизм, не имеющий понятия о единственной в мире Истине, — самый страшный, гибельный, но ведущий за собой многих, убийца современности. Резко сказано, однако это так, если не кривить душой перед правдой. Беду эту я в интернете почувствовал сразу, как только погрузился в поток наглой лжепоэзии, всяческими силами подерживаемый и пропагандируемый создателями и содержателями виртуального царства.

Оно могло бы сослужить Истине великую услугу, но пока только её уничтожает, точнее — пытается уничтожить (по большому счёту — Бог поругаем не бывает). И всё же, поскольку уничтожить всё же пытается, совесть приказала взять в руки не перо, но меч.  А меч по пустякам не используется. И потому мои первые бои, открытые и яростные, были направлены против безбожия виртуальной элиты.

Это был верхний слой интернетской антикультуры, за которым шли другие слои, уже претендующие на «источники самой поэзии». И вот к пробе содержимого этих родников я вас теперь и приглашаю. Не одному же мне кривиться и печалиться от их сногсшибающих вкусовых качеств.

Заранее говорю, что дегустация ничего приятного не принесёт, но, в конце-то концов, следует же разобраться в той сверхопасности, которой хлещет во все стороны нынешнее стихосложение, которое язык не повернётся назвать поэзией.

Совпало начало проб с Рождеством Христовым. И, видимо, не случайно. Не радовать людей сладкой мещанской жизнью пришёл в наш мир Христос, а чтобы спасти его от гибельного сегодняшнего пути в целом и в частности — в литературе.

Поздравим друг друга с рождением Спасителя и наберёмся духа в праздничный день следовать Его непреложным заветам.

(Продолжение следует)