Интерес, скука и многое другое

Ирина Римарева
В качестве иллюстрации: работа французского художника Бруно Понтироли.
 
***
 
Поразительна природа человеческого интереса к информативному творчеству разнообразной природы: научному, художественному, комплементарному.  Действительно ли нам интересно то, что мы с детства поглощаем в огромных количествах и что, несмотря на это, не оставляет в нас ни малейшего следа. Или же нам кажется, что оно не оставляет следа.  С детства мы впитываем информацию из сказок, учебников, художественной литературы, визуальных источников. Если мы не перерабатываем эту информацию, она остаётся мёртвым грузом в трюмах нашей памяти.  Доверие к информации является фактором здравомыслия. И здесь важным моментом становится объективное не критическое восприятие информации, не как конечного продукта, но как сырья для возможных собственных умозаключений.
Было бы странно читать произведение признанного классика литературы, изначально отвергая его смысл, с предубеждением относясь к авторскому таланту, не приемля форму и красоту изложения. Зачем поглощать ненавистное? Ведь мы не едим вредную пищу. Аппетит и вкусная здоровая еда – залог нашего физического благополучия. Так значит и в поглощении информации мы должны быть избирательны.
Чем старше мы становимся, тем избирательнее наш вкус.  Но что заставляет нас производить те или иные суждения о личностях, способностях и продуктах интеллекта других людей? Мы доверяем прославленному и презираем обычное, порядковое творчество, как не заслуживающее внимания. Нас заставляют это делать наши собственные амбиции или презрение к творческому потенциалу иного человека, как к недосягаемой способности для себя?
Ведь в нас не возникает мысли говорить о никчемности и мелкотравности, скажем Гоголя или Толстого. Но Петров из квартиры напротив не достоин внимания, он изначально никто, ибо равный вам, не может быть выше. А если и так, то мы прикладываем все силы, чтобы засунуть этого выскочку в самую грязную дыру, дабы не смел высовываться.
Почему это происходит? Почему мы не уважаем изречённое слово из уст собрата, но с раболепием залядываем в рот человеку с засвеченным именем. Из зависти? Из эгоизма? Из глупости?
Любая идея, даже не верная может послужить развитию человеческого гения. Главное вбирать и преобразовывать полезную информацию и быть благодарным не персонифицированному интеллекту в котором варится наш персональный когнитивный опыт.
Как же приятно поддакнуть модному кличу, присоединиться к общим громогласным выкрикам. Все читают Кастанеду? И я читаю Кастанеду. Все ругают отечественных Бубликовых и я буду ругать, ибо Бубликов не Кастанеда.
На самом деле художественная литература обогощает эмоционально, расширяет словарный запас и учит узору речи. Она важна в детстве и отрочестве, но в зрелом возрасте не приносит ровным счетом ничего для личностного роста. Чтение ради отдыха.  Это конечно куда лучше, чем вредные привычки. Писательское творчество должно нести в себе нечто большее, чем обычное повествование, историю. Оно должно чему-то учить. Но чтобы чему-то научить, нужно чтобы читатель хотел этому научиться и смог извлечь из прочитанного искомую пользу. А как читатель может извлечь пользу, если ему не хочется, не интересно, банально, скучно и пресно изначально? Да никак.
Естественно, что свои мысли ближе и понятнее чужих. Вот только производить собственное знание не каждому под силу. И одно из условий создания собственного интеллектуального продукта – уважение к продуктам творчества других людей.
Оно понятно, что кто-то обходится без собственных творческих порывов, употребляя чужие продукты творчества и даже чувствуя с ними некое единение. А иным и этого не надо. Но мы то говорим о творческом сообществе. И как ни странно, содружества в таком сообществе ничуть не получается, а если получается, то рано или поздно выплывают фальшь, недопонимание, поиски заимствований и пр.
А как приятно говорить гадости незнакомым людям! Указывать на их узость, мелкость и примитивность, отсутствие кругозора, бедноту языка и депрессивность мышления. И даже мысли не шелохнётся, как мелки становятся такие критически настроенные субъекты в своём желании нагадить ближнему на голову.
Чтобы понять, нужно изначально принимать слова другого и переводить их на свой язык, тогда тебе не захочется сводить чужую идею к мизерной крупице, и чужой талант к посредственности.
Скучно и неинтересно – это проявление собственной интеллектуальной несостоятельности. Нет идеи – нет смысла.  И вопрос: толи  идея не нашла своего четкого воплощения, толи ты не смог её уловить по причине обыкновенной человеческой лени.
Видимо, особенно это характерно для творческой среды, где становятся ненавистными чужие здравые идеи. Становится интересным досадить, откромсать кусочек от собрата, скрутить шиш в кармане. Мы не можем радоваться чужим успехам на фоне собственной творческой несостоятельности.
Сколько негатива мы получаем каждый день из уст незнакомцев, мнение которых нас вообще интересовать не должно? И всё это естественный ход жизни. Пока это не становится частью общественного мнения , этим можно смело пренебречь. Но нас это почему-то волнует, задевает за живое. Такие вот простые-сложные вещи.
Желчь непонимания, пренебрежения и обиды изливается повсеместно на ближнего, дабы утвердиться в своей значимости (обычно не подкреплённой абсолютно ничем).
А скажи об этом вслух, и поползёт шепоток, но не из уст, и все будут морщиться, и делать вид, что их это не касается, говоря: "фу" и указуя пальцем на рядом стоящего.
В этом природа общества. Хотите ли Вы быть частью такого общества: беспринципного, подлого, конъюнктурного, предсказуемого и преступного в самой своей сути?
Выбора нет. Вы уже в нём. И изменения не предвидятся. Никакие народные мудрости не срабатывают: "поступай с другими так, как хочешь чтобы поступали с тобой".
 
***
 
13.07.19
 
 
**********************************************