Литературные наклонности

Владимир Сурнин
                Довольно рано во мне проснулся интерес к литературе и литературному творчеству. Уже с пятого класса я запоем читал русскую классику, изнемогая от счастья, что её так много. На летних каникулах я заранее прочитывал все наиболее значимые произведения, которые нам предстояло изучать. Соответствующий список учительница литературы оглашала в конце учебного года. Своей величиной у большинства соклассников он вызывал неподдельный страх. Для меня же  уроки литературы оставались одним удовольствием. Это была моя стихия, где я себя чувствовал как рыба в воде. Показателен такой факт. В один из осенних дней 1960 года в актовом зале школы, где яблоку негде было упасть, состоялось неординарное событие – литературная викторина, посвящённая творчеству Пушкина. Вопросы, подготовленные учителями-словесниками, были довольно заковыристыми. Они предполагали знание текстов его произведений, а также фактов биографии поэта. В том числе малоизвестных. В упорной борьбе мне, семикласснику, достались лавры победителя. Не скрою, я горжусь этой победой. Полученный в качестве приза за первое место томик лирики поэта до сих пор стоит в моём книжном шкафу. Рядом с ним белеет мрамором статуэтка А.С.Пушкина, подаренная мне мамой в день рождения на следующий год. Это известная композиция, где поэт стоит, облокотившись на ограду на берегу Невы. Таким образом мама выразила  свою веру в меня. И я не подкачал. Бродившая во мне энергия поэзии вырвалась наружу, я стал писать.
Первые свои опыты я никому не показывал. Потом в школьной сатирической  стенгазете начали появляться мои стихотворные подписи к рисункам на злободневные темы. Я завёл тетрадь, куда записывал свои творения. Это были робкие, подражательные попытки. Но свозь них постепенно стал пробиваться собственный голос. В последнем классе школы я уже подошёл к тому рубежу, когда можно говорить о творчестве без кавычек. Этот момент, вопреки логике, первым уловил не учитель литературы, а директор школы. По его просьбе я написал стихотворное приветствие для школьной команды КВН, с которым она вышла на общегородской конкурс и победила. Я поверил в свои силы.
В выпускном классе я даже как-то рискнул закончить сочинение своими стихами. Его тема была: «Мой любимый герой в романе Л.Н.Толстого “Война и мир“». Надо ли говорить, что мои симпатии были на стороне князя Андрея Болконского. Когда наша русистка, Прасковья Павловна Козлова, совершала после этого «разбор полётов», она оставила моё сочинение на самый конец. Я очень переживал, что она скажет. Но услышал только искреннюю похвалу.
В отличие от поэзии, свои упражнения в прозе я держал в секрете. Здесь я себя чувствовал менее уверенно, хотя успел написать несколько литературных зарисовок из школьной жизни и приступил к роману на историческую тему. Он назывался «Граник». Это название реки, на берегах которой произошло победное для  войск Александра Македонского сражение с армией персидского царя Дария. Вся интрига романа закручивалась вокруг этого события. И хотя с фактологической стороны история противостояния двух полководцев и повелителей древности хорошо известна, простора для авторских фантазий хватало.  Но я этот замысел не успел реализовать.