Непраздные рассуждения непостороннего

Владимир Николаевич Ионов
Владимир Ионов

Непраздные рассуждения непостороннего

        Славно, что пять лет назад вышла книга наших воспоминаний, посвящённая пяти годам, отставшим от нас на пять десятилетий. Ну, что же, пять – неплохое число. Мне, правда, не приходилось останавливаться в пятизвёздочных отелях, но пятёрки в зачётке когда-то гарантировали возможность отметить получение стипендии бутылкой коньяка, хоть и не с пятью звёздочками, или, на худой конец портвейном с тремя семёрками.
         В той книге, которая мила нашим сердцам уже самим фактом своего появления, мы избегали острых углов. И правильно делали. Предыдущее десятилетие, «лихие девяностые», конечно, стало для некоторых Клондайком, но так резко размежевало российское общество! В пятидесятые этого не было. Никто не придавал особого значения тому, кто твои родители. Не существовало понятия «элита» в его нынешнем облике, довольно неприглядном. Все мы были на равных, и поэтому наши души были открыты, наши сердца легко воспламенялись и братскими, и более нежными чувствами. Как и положено этому возрасту. И не случайно большинство из нас, независимо от того, сложилась его жизнь так, как ему хотелось, или не сложилась, видят то время немного в голубом и розовом свете ( слава Богу, для нас тогда не существовало другого значения этих слов).
           В первый месяц четвёртого курса я написал:

За отдёрнутую занавеску
солнце навзничь льётся рекой.
Ах, скажите – зачем, на кой
столько солнца и столько блеска?
Ничего не имею против
золотой водопадной струи,
но, как лодки в водовороте,
закружились глаза мои.

            Тот, кто читал мои стихи, может возразить: а как же понимать: « У солнца путь не близкий, не далёкий: из облака да в тучу и … закат»? Это стихотворение из постстуденческих, но тоже из пятидесятых. Да, было в то время и такое, что давало немало поводов для «сомнений и тягостных раздумий». Были, были эти противоречия, казавшиеся одним из нас значительными, другим – не очень. Как в словах «оптимистическая трагедия». Какое слово здесь более весомо – первое или второе? Всё зависит от обстоятельств и последствий. Время и события показали, что второе. Но кто тогда об этом догадывался!
               Я бы определил то время (по настроению) строками из В.Луговского, опубликованными в 57-м. Уже немолодой поэт за полгода до кончины вспоминает о времени, когда он был таким же, как мы тогда:

Бедны мы были, молоды, я понимаю.
Питались жёсткими, как щепка, пирожками.
И если б я сказал тогда, что умираю,
Она до ада бы дошла, дошла до рая,
Чтоб душу друга вырвать жадными руками.
Бедны мы были, молоды – я понимаю!

                Вот это и есть жизнь! Не навязываемая усердными литературными спецами того или немного более раннего времени «теория бесконфликтности» ( нечто подобное утверждают и их нынешние преемники, отрицающие свою преемственность – она в том, что главное – угодить власти). А «прекрасная и яростная», порою до безжалостного к себе самозабвения. Жизнь.
                Да, наше восприятие было порой и трагедийным. Но это была оптимистическая трагедия. Ибо заряжены мы были в юности не на большой хапок, а на самоотдачу. И великий, «незамолимый» грех переродившейся партийной номенклатуры, что она эксплуатировала энтузиазм молодости только для того, чтобы «догнать и перегнать Америку». И вбила это так крепко в некоторые головы, что стереотип «Америка» стал сначала образцом, а потом «раем», из которого их уже не вырвать никакими «жадными руками».
                А стихи позднего В.Луговского я впервые услышал в летних военных лагерях в Алабино, кажется, от А.Леонтьева. Большой поэт, не принадлежавший к нашему поколению, выразил наше тогдашнее умонастроение лучше, чем мы сами. Потому что выразил ту неутолённость чувств, которая бурлила в обществе. А мы, бесспорно, были той капелькой моря, называвшегося тогда советским народом, которая благодаря умо- и душеочистительной системе, созданной нашими учителями, филологическим факультетом, отражала достаточно адекватно совершавшееся вокруг. Может быть, только чуть-чуть в преломлённом виде из-за сферичности малой поверхности. Потому могли возникнуть иногда миражи и даже гало, то есть ложные светила. Мы оперялись, становились на крыло, у нас отрастали пёрышки интеллигентности. А некоторая часть интеллигенции, совсем не худшая, склонна к самообольщению. Это плата за обострённое восприятие действительности.
                Самообольщение может переходить в самоотвержение. И это никакая не «достоевщина». Потому что никакой «достоевщины» вообще нет. Так же нет ни «совков», ни «быдла». Есть просто люди, одни из которых получили больше, другие меньше. Иногда – значительно. И хорошо, если это «больше» исчисляется прежде всего не деньгами, не материальными благами, которые могут заслонить, подмять под себя другое «больше». Им с нами щедро поделились наши замечательные учители.