Вступительное слово судьи конкурса

Надежда Далецкая
Поэтические конкурсы. Я задумалась: а как давно появились такие конкурсы? Я – о конкурсах, где в конкурсантах – русскоязычные поэты и русскоязычные стихи. Соревновательность свойственна человеку с давних времён: а как иначе заявить о себе так сказать во весь голос? И, возможно, получить за это какие-нибудь блага?
 Но соревнования стихов? Если посмотреть на досоветское время, то можно увидеть, что сочинительством стихов мог заниматься любой грамотный человек, собственно, и сочиняли. А также параллельно сочинительством занимался и народ, чаще всего вполне безграмотный. Не записывая: запоминая, пополняя, пропевая – устное народное творчество. Одними из распространителей народного творчества были скоморохи. Вот среди скоморохов была соревновательность. И судьёй, оценщиком и главным «вершителем судеб» был у них сам народ.
А среди сочинителей из грамотеев вроде бы не бывало никаких конкурсов. Так, когда же они возникли, поэтические конкурсы? Насколько мне память не изменяет, то в сталинское время тоже ничего подобного не проводилось. Диктат полный – особенно над словом. Хотя поэты ещё в конце девятнадцатого – в начале двадцатого очень конкурировали как направлениями в поэзии, так и друг с другом. Вот тут уже получили массовое распространение публичные выступления поэтов. Наступал век такой – двадцатый, который насквозь был публичен. И диктовал свои условия всем, живущим в нём. Но всё же (согласитесь) конкурсов поэтических и тогда не было! А вот после сталинщины поэзия просто выплеснулась на площади, на улицы, вошла практически в каждый дом, даже к тем, кому медведь ухо отдавил напрочь. Поэзия стала модой! Сочинять принялись все, особенно молодые современные люди. Многие шли учиться этому, как считается, профессионально: Литературный институт, филологические и журналистские факультеты университетов и т.п. А те, кто не относился к т.н. профессионалам слова рифмованного? Как заявить о себе? Вот тут-то (на мой взгляд – я не претендую на истину в последней инстанции) и зародились: сначала ЛИТО (литературные, как правило самодеятельные, объединения, правда, быстро взятые под контроль властями, но это долгий разговор, да и речь не о том), а потом, для пущей привлекательности, стихи стали облекать в музыкальную облатку – появились клубы любителей самодеятельной песни. И для массового распространения своих сочинений – стали проводиться самодеятельные слёты, фестивали, где каждый мог и спеть своё, и прочитать – своё. И (это я уже очень хорошо помню) как результат – КСП, конкурсы самодеятельной песни, на некоторых я бывала, в качестве зрителя и слушателя, разумеется.
А вот с появлением Интернета (Рунета) и размещением многих и многих литературных сайтов, сочинять стихи, мне кажется, стали абсолютно все русскоговорящие. И вот тут-то и конкурсы (а как среди такого изобилия заявить о себе?) подоспели вовремя.
Можно ли судить стихи? Или авторов стихов? Есть, конечно, некие (никуда вы не денетесь, дорогие авторы, не зная нот, не напишешь музыку, хотя некоторым удавалось…) правила поведения со словом в случаях желания высказаться в форме прозаической или в форме поэтической. Но, как любят повторять чужую сентенцию некоторые самодеятели: «Правила на то и существуют, чтобы их нарушать», или ещё более самоутверждающее: «Любое отклонение подтверждает правило». Нет, дорогие, надо много перелопатить стихов, как читатель, очень много полюбить стихов, прежде чем… Хотя – не о том речь.
Могу ли я судить стихи? Или, что не менее странно, поэтов? Разумеется, (это я так себе говорю!) – нет! Я могу только высказать своё суждение о том или ином стихотворении. И сделать свой выбор. И этот выбор всегда будет моим и только моим. Я могу совпасть в выборе с кем-то из таких же, как я, читателей, могу не совпасть. Но всё равно это будет моё субъективное мнение. И вся литература, и вся живопись, и вся музыка, и все-все-все виды творчества сразу оцениваются всегда субъективно. Потом уже время всё расставит по свои местам.
Кем бы ни был т.н. оценщик. Поэтому я могу только немножко открыться, как судья этого конкурса (не нравится мне слово судья в данном контексте, но придётся потерпеть – чай, не в первый раз), скорее, как оценщик этого конкурса я могу сказать, что есть конечно какие-то обязательные в моём понимании этого слова элементы, которые должны быть в конкурсном стихотворении: как-то всё же грамотный русский язык, ритмическая составляющая, качество рифм, небанальность, учитываться то, что называется техникой стихосложения. Остальное и главное – ярко и авторски поданная мысль, которая и мне интересна, и меня волнует и трогает, и то, что не выразить одним словом, то, что заставляет возвращаться к стихотворению, перечитывать его. Поэтому я не собираюсь едко впиваться в тексты, ловя и голыми руками, и большим сачком блох всех размеров, вдруг рассевшихся там-сям по какому-нибудь стихотворению, упиваться своим остроумием или нудить о неприятии того или иного образа, той или иной метафоры.
Вот собственно и всё вступительное слово (болтать я горазда, извините меня за это. Перефразируя Аркадия Велюрова из фильма «Покровские ворота», изрекаю: А кто не любит болтать? Назови, Нет, я жду!)
Остальная болтовня моя на этом конкурсе будет более конкретной и менее объёмной, обещаю.