Юбилей. Итоги

Золотой Пегас
У меня было немного свободного времени, и я «прогулялся» по нескольким конкурсным площадкам. Возможно, лето «забрало» в отпускные дали множество авторов, возможно, интерес к конкурсам, как к таковым, упал. Людей понять можно. Из месяца в месяц – одно и то же, те же лица, практически те же тексты, кочующие из одной площадки в другую.
Но не стоит забывать одну из самых главных составляющих пребывания на конкурсной площадке. С самого первого своего дня Пегас провозгласил идею популяризации всех авторов, принимающих участие в его конкурсах. Сюда допускается любой автор и, как минимум, пятьдесят прочтений его стихотворению гарантировано. А если понравится, то вниманием не будут обделены и прочие работы. Появятся новые взаимоотношения, новые обсуждения и, наверное, новые стимулы для вдохновения. Это ведь наивный или пытающийся воспользоваться нашей наивностью автор восклицает: «Я пишу для себя! Мнение прочих мне не интересно!»
Ложь. Не верьте. Поэты – самые тщеславные люди на земле. Им нужна публика, им нужно обожание, им нужно движение. Без публики поэзия ничто. Но и перекармливать средненькими текстами людей нельзя. А как доказать тому или иному автору, что его стихи посредственные. Тут же начинаются обидки, взаимные обвинения, порой даже оскорбления. И конкурсная площадка начинает терять авторов.
А любому конкурсу нужны не только именитые, опытные, талантливые авторы. Появления неокрепших, несбалансированных, технически или образно слабых стихов тоже крайне необходимо. Во-первых,  для сравнения. Во-вторых, и это самое главное, для помощи еще не совсем окрепшим поэтам (кто бы признался, что он не окрепший). Я могу привести уйму примеров, когда ни шатко ни валко начинавшие на нашей страничке авторы через полгода, год превращались, простите за штамп, «монстров» поэзии, настоящих асов.
Конкурсная площадка нужна. Для того, чтобы вас читали.
К чему я все это? Во-первых, для очередного пиара «Золотого Пегаса», во-вторых, готовлю вас к самому главному на сегодня – итогам конкурса «Юбилей». Сразу же скажу, что арбитр один. В моём лице. Так что не обессудьте. Если доверяете моему пониманию поэзии, не ругайте. Если считаете, что я много беру на себя,.. считайте))
После многолетнего перерыва я буду активно помогать Саше вести конкурсы. Буду стараться придумывать что-то новенькое, привлекать новых арбитров.
И моя неубиваемая мечта тоже должна сбыться в ближайшие месяцы. Я всегда говорил, что интернет интернетом, но книги, журналы никто не отменял и отменить не сможет. Мы будем стараться воплотить в жизнь идею с альманахом «Золотого Пегаса». Он будет публиковаться за счёт спонсоров под эгидой Общества Поэтов небольшим тиражом. На страницах альманаха будут помещены стихи наших авторов (только лишь с их позволения). Стоимость альманаха будет небольшой, чтобы компенсировать затраты на типографию, работу редактора и корректора. Но я забегаю вперёд. Об альманахе мы еще сообщим.
Это не первая с моей стороны попытка издания бумажного «носителя», как ныне говорят. Однако, никогда я еще не был так близки к осуществлению этой мечты. Печатать за счет авторов – нонсенс для самого понятия Поэзии, лишь удовлетворение тщеславия и обогащение издателя. И 99 процентов этих книжек, согласитесь, хлам, который не останется ни на одной из полочек Поэзии, возможно, лишь там, где копится материал для топки.
Но обо всём этом мы еще скажем отдельно, а теперь вернёмся непосредственно к конкурсу. Если буду резок, а я буду резок, не обессудьте.

1. Ирина Полюшко. Поворот

Память становится куцею,
Что-то стирает и рвёт.
Прадед ушел в революцию
В красный семнадцатый год.

Надо так было, не надо ли —
Правда, рулеткой отмерь!
Долгомолчания надолбы
Нас разделяют теперь.

Смоет история хмель с лица,
Снимет с плеча эполет...
Время, усталая мельница,
Сотню встревоженных лет

Крыльями не загораживай!
Судит потомок, как крот:
Красным был или оранжевым
В судьбах страны поворот?

Логика стиха мне понятна. Я и сам пытаюсь иногда разобраться, что это за революция была, и насколько её необходимость была обусловлена внешними и внутренними факторами. Нет-нет, иногда и задаю себе вопросы, например, даже такой: во Великой Отечественной войне победили мы, а почему немцы живут лучше нас?
Что касается самого стихотворения. Вот «куцею» мне не нравится. Куцей – да. Куцею – нет. Я сам грешу подобными вещами, и сразу говорю – это плохо, но пока ничего поделать с этим не могу.
«Долгомолчания надолбы», спорно, но в этом что-то есть.
«Хмельслица», именно так читается сочетание слов в третьем катрене.
«Время, усталая мельница, Сотню встревоженных лет Крыльями не загораживай!» - слишком долго длится обращение к «времени», и не совсем понятно, что не загораживать крыльями - «сотню встревоженных лет» или что-то еще недосказанное.
Почему потомок «как крот»? Потому что кропотливо копается, или слепой и не может разобраться в том, что видит.
Ирина, без обид?

2. Михаил Эндин. VENI VIDI VICI

Пришёл, увидел, победил,
разрушил, истребил...остаться
пытался...не хватило сил,
пришлось убраться.

Беда, разруха, пепел, кровь —
следы жестокого набега.
Закон развития таков
со дня рожденья человека.

Огонь пожарищ, хлад могил —
вот вам — истории основа.
Пришёл, увидел, победил,
разрушил, истребил...и снова...

Михаил. Я просто разложу Вашу работу по составляющим. Договоримся, что знак «V» - это ударный слог, а знак «v» - безударный. К сожалению, в данном текстовом редакторе я не нашёл подходящих символов. Итак, поехали.

Первое четверостишие:
v V v V v v v V (8 слогов)
v V v v v V v V v (9 слогов)
v V v v v V v V (8 слогов)
v V v V v (5 слогов)

Второе четверостишие
v V v V v V v V (8 слогов)
v V v V v v v V v (9 слогов)
v V v V v v v V (8 слогов)
v V v V v v v V v (9 слогов)

Третье четверостишие
v V v V v v v V (8 слогов)
v V v V v v v V v  (9 слогов)
v V v V v v v V (8 слогов)
v V v v v V v V v (9 слогов)

Я очень хочу, чтобы Вы сами внимательно изучили эту структуру и увидели свои огрехи. Они очевидны. Поэзия – это не только вдохновение, чУдные образы, захватывающее чтение. Это так же и математика. А еще и ритм. Ударяемые и неударяемые слоги объединяются в стопы. Если основываться на их метрическом происхождении, то это хорей (vV), ямб (Vv), дактиль (Vvv) и т.д. Стиху должно быть присуще закономерное чередование долгих и кратких слогов. Должно быть чёткое распределено ударение, так называемая аллитерация. Без этого стихотворение не читается.
Но смысл стихотворения ясен и объясняется двумя словами – всё повторяется. Однако, думаю, что основой истории является не только  «Огонь пожарищ, хлад могил».
Извините, если пристаю с поучениями. Не хотелось бы, что Вы восприняли мою "мораль" в штыки. Не огорчил Вас, Михаил?


3. Ольга Хворост. Катя
 
Катя приходит к бывшей свекрови,
Варит ей суп-пюре из моркови,
Моет  полы, ругая коровой,
Выжившей из ума.
Та, демонстрируя свой характер,
Будто назло  не встаёт с кровати,
Да и не помнит старуха Катю -
Полный в мозгах туман.

Видно судьба у неё  такая -
Думает Катя,  тряпьё стирая;
Кличет свекровь то Витька, то Раю,
Просит найти кота…
Бабка чудит, а ей не до смеха -
Витька давно отсюда уехал
В Питер. Сперва говорил - до снега,
Так и остался там..

Катя  привыкла и не в обиде,
Да и на кой ей сдался тот Питер.
- Ложку за Раю,  ложку за Витю…
Что это на носу?
Ну, ты  хотя б не вертела рожей,
Если решила обедать лёжа…
И осторожно ложка за ложкой
В бабку вливает суп.

Вот уж кто набил руку на технике. «Набил руку», звучит грубо, потому что ритмика стихотворения – это наитие, чутьё. Но всё равно не поверю, что автор не проверяет законченную работу, не пересчитывает слоги, не ловит на слух ударения. Или я ошибаюсь, Оля?
Хорошее стихотворение, мощное, читается легко и здорово. Но начинаешь перечитывать, и возникают вопросы.
«В мозгах туман» - это не просто штамп, это настолько заезжено-переезжено, что уже не вызывает ассоциаций с затухающим мозгом. «Туман» совершенно не отражает всего того, что происходит с умом бабки. Сравнение наинеудачнейшее.
Оля, что за «тряпьё» стирает Катя? Ты бы стирала «тряпьё»? Может быть тряпки? Или иное обозначение одежды?
«Бабка чудит, а ей не до смеха». Эта строка идёт после троеточия. То есть, уже в отдельном контексте. Тогда, кому не до смеха? Бабке? Или Кате, которая осталась в предыдущем смысловом контексте?
Подумай над строчкой «Так и остался там». Можно как-то ярче выразить это событие? Я думал и не придумал. Но ты Поэт, а я только прикидываюсь.
Хорошее стихотворение. Мне понравилось. И это я говорю не потому, чтобы ты меня не возненавидела)))

4. Алексей Зеленин. ***

Нас называли:- «оккупанты»!
А мы Россию защищали!
Нам не давали даже франка,
Мы о деньгах и не мечтали...
Нам снились Родины равнины,
А пред глазами были горы,
Смотрели мы в глаза чужие
И в них мы видели укоры...


Из трёх предоставленных автором работ я оставил только ту, которая имеет отношение к гражданской поэзии. Стихотворение для семейного чтения или для друзей. Ничего нового и информативного. С уважением к автору я оставляю эту работу без технического и «образного» разбора.

5. Александ Савостьянов. Ленинградская симфония

Снова в свинцовом августе бьёт метроном.
Выстрел крупнокалиберным в сорок втором.
Голод и смерть на улицах. Смерть – в блиндажах.
Стынут во тьме нашествия слёзы в глазах.

От небывалой стойкости голос осип...
Шквалом живая музыка – главный калибр.
Палочка дирижёрская, соло трубы.
Дробь барабанная целится в медные лбы.

Дрогнули осаждавшие, словно от ран:
Огненная симфония – как ураган.
Музыка Шостаковича. «Враг у ворот»...
По ленинградским улицам враг не пройдёт.

А здесь дайте моей душе развернуться во всю её ширь и желчь. Саша, мы знакомы заочно давно, и Вы при встрече не стукните меня дрыном.
«Свинцовый август» - это что? Вернее, что это обозначает? Месяц, когда было затрачено много свинца? Ясное дело, шла война. Но ведь она шла не во всем мире. Август-месяц, в свою очередь, был везде. Значит, «свинцовым» этот месяц был для отдельно взятой местности? Стоит ли распространять этот образ на всех?
Вообще первое двустишие навевает уныние. Это я так думал поначалу. Потом перечёл всё. И приуныл вовсе.
Куча штампов, штамповок, отголосков. И не только в этом стихе. «Тяжёлый крест», носимый Россией-матушкой, «небо, чёрное от воронья».

«В быстром темпе звонких
Луж сомкнулся круг!
Ветер, вырвав зонтик,
Кружит по двору».

Вот это, да. Это стих. Сколько бы не было известных сочетаний слов, но они образуют гармоничный стих. Гармония, вот что присуще здесь каждому слову. Но в конкурсном стихотворении нет гармонии. Там есть что-то о войне. Об этой войне столько сказано, столько написано. И говорят, и пишут. И будут говорить и писать. Простите за цинизм, но на этой ниве будут кормиться ещё многие тысячи людей: политики, литераторы, режиссёры и прочее. Как и кормятся сейчас. Как и делают на этом себе бонусы. Для каждого из тех, кто выше всех, мечта мечты провести парад, праздничные мероприятия, посвященные 55-ти, 60-ти, 65-ти, 70-ти или 75-ти, а возможно, и 80-летию Великой победы. Не подумайте, что я говорю об одном и том же человеке)))
А сможет ли кто-то сказать что-то новое? Ведь есть же что-то.

6. Саша Неместный. Приезжай

Приезжай.
И вспомнишь, может статься,
Пятую оградку от стены.
Помолчишь, тут есть где отлежаться,
Тут у нас истоки тишины.

Лопухи да камни у заборов,
Облака - до Золотой Орды.
Заберешься в глушь - ни триколора,
Ни следов рубиновой звезды.

А заснешь - пригрезятся исходы.
В сучий век домой возврата нет.
Вымершею бабочкой свободы
На асфальте гусеницы след.

Приезжай.
Прикинься инородцем,
Будто с государством не знаком...

Родина - она со дна колодца
Смотрит ввысь Иваном-дураком.

Просто хорошо. Скажу «отлично», если автор мне объяснит следующий образ: «Вымершею бабочкой свободы На асфальте гусеницы след». И «бабочка свободы» - самодостаточный образ, не требующий дальнейшего пояснения «следами». Бабочки – однодневки, или очень мало живут. Я не лепидоптеролог, и все мои знания о сроке жизни бабочек ограничиваются таким туманным пояснением. Важно то, что бабочки живут мало))) Равно так же, как и свобода. А свобода в понимании одного отдельно взятого царства – вообще сумбур.
Бабочки возникают из гусениц. И с этим ясно. Но не ясно со следами на асфальте и связью со свободой.
Но, повторяю, стих хорош. Мне понравился.

7. Александр Крупинин. Ночные люди

Они бредут. Зима кусает щёки.
Глухая ночь. Тулупы, зипуны.
В полях бескрайней снежной целины
Как много их, скитальцев одиноких.

Взойдёт когда-то солнце на востоке,
Коснётся спящей  сумрачной  страны.
Ночные люди  будут прощены
И превратятся в пар на солнцепёке.

Пока идут. Куда, никто не знает.
Что гонит их? Забытый старый грех?
Слепая сила, тёмная и злая?

Давно на шапках вылез пёсий мех.
Тулупы рваные. И вата из прорех
На чистый снег клоками выпадает.

«Они войдут и разбредутся. Навалят на спину кули…»
Александр, стихотворение понравилось. Но Вы намеренно оставили рваный ритм, его явный сбой в предпоследней строке, где по сравнению с рифмуемой строкой на 1 слог больше и это бьёт по мозгам наотмашь? Я называю это спотыкач, когда идешь по ступенькам, высота каждой из которых 22 см, и вдруг неожиданно на самом верху тебе попадается одна, высотой на пару сантиметров выше, и ты спотыкаешься. А можешь и упасть, и покалечиться. Здесь что-то с цезурой не то.
Но понравилось.

8. Созерцающая Много Раз. Юдоль, распутица и дождь

Юдоль, распутица и дождь,
существование в границах.
На постаменте местный вождь –
радетель пагубных традиций,
где человеческая жизнь
алтына медного не стоит...
Зачем советовать:
– Держись,
пока ведомый под конвоем
мирянин яростно молчит,
хоть проклинает всё на свете.
Как безучастен звук молитв,
где лжепророком – каждый третий!
По окнам шарит вор-туман,
от страха – сдвинутые шторы.
Благословенным – голос дан,
но припозднились разговоры.
Так где же ты, всесильный Бог,
чей снег белеет еле-еле?
И что тебе отдать в залог,
пока живущие без цели
в смурную темень жгут костры,
(но – ни увидеть, ни согреться).
Закатный голем обагрил
земли обугленное сердце;
и покатилось колесо
по раскалённому предместью...
А мы висим на волосок
от ненавистных нам известий.
И черносотенная мгла
шуршит бумагой осторожно,
пока не выгорит дотла,
оставив шлак и бездорожье.

София, если не ошибаюсь? Для человека, прожившего всю свою жизнь в СССР, а потом в РФ, полностью понятно тематическое построение стиха.
Что такое «юдоль»? Если это долина, то существование в границах не воспринимается. Если это некие тяготы жизни, тогда понятно.
Хорошо, что пояснили про медный алтын.)))
Всё нравится, кроме «звук молитв». Это не то. У молитв не бывает звука. То есть, звук чисто как физическое явление здесь имеет право на жизнь, но как образ – ничтожен.
Очень много образов, над которыми начинаешь думать. «Черносотенная мгла» один из таких образов. Я себе больше, чем армию, скопление черносотенцев это представить не смог.
Есть перегруженность образами. Но  до сих пор не решил для себя – это хорошо или плохо. Все, видимо, зависит от конкретной ситуации. Вроде бы стих читается легко, на стекле пятнами остаются образы. Но потом начинаешь задумываться, и понимаешь, что давит что-то на тебя.

9. Андрей Анатольевич Калинин. Сонет 660 Триумфатор

В разгар гибридной якобы войны
Переиграв в рулетку без обмана
Изрядно подурневшего тирана
Не очень процветающей страны,

Не в меру энергичный оппонент,
Благоприятный улучив момент,
Кокетливо, задористо и пылко
Сел пробкою на горлышко бутылки.

Заботливо изображая страсть,
Народных чаяний перебирая струны,
В элитных сферах в качестве трибуна
Собою олицетворяя власть,

Ты только не забудь помочь немного
Тому, кто помогал напялить тогу*.

Андрей Анатольевич, поясните. Всё стихотворение. О ком и о чём речь? Или нужно прочитать предыдущие 659 сонетов Триумфатору? Кто этот оппонент, который пробкой сел на горлышко бутылки? Пробки, как правило, вставляются. Десятая и одиннадцатая строки рифмуются между собой, составляя пару, но в одной из них (на Ваш выбор) сбой ритма. Можно оставить ту, в которой 11 слогов, либо ту, в которой 13 слогов. Либо послать меня куда подальше.
Я пытался представить в роли литературного героя данного стиха и нашего руководителя и не нашего, и соседнего и дальнего, но у меня в голове возникла путаница. Видимо, всерьез нужны разъяснения.
Как сатиру, этот стих я понимаю. Но не больше.

10. Любовь Левитина. Свои чужие

Соломка найдётся, да где упасть?
Покуда меняли и сласть, и власть,
людей и монеты,
списали страну, где я родилась,
я здесь пообвыкла и прижилась,
ах, Родина, где ты?

Я снова при деле, шаги легки,
и время не верит словам тоски,
пусть плачут другие.
По-русски приветствую интернет,
но если и Родины больше нет,
к чему ностальгия?

А время не хочет играть на бис,
уже перестало, спускаясь вниз,
считать этажи.
Шалом, разноцветное царство, и
на этой земле мы давно свои
и всё же чужие.

Любушка, упасть должно найтись соломкЕ, не так ли? Ясно дело, что соломки найдутся. Под понятие «соломка» можно подогнать всё – и людей и прочую живность, и предметы.
Мне кажется, первая строка – не в жилу.
Мне не нравится «слова тоски». Как «плач топора».
Ты очень сильный Поэт, я об этом всегда говорил, и потому не хочу закрывать глаза на крайнюю неудачность этого стиха. Не пойму, даже если объяснишь строку «по-русски приветствую интернет».
Родина есть. Как бы она не называлась раньше, какой бы не стала сейчас, она есть. Можно иллюзорно фантазировать на эту тему, но всё равно придём как к выводу, что людей без Родины не бывает.
Последний катрен пошёл неплохо, но «этажи» и «чужие» здесь – не рифма.
Ты все еще хорошо относишься ко мне?)) Или убьешь?)))

11. Юрий Октябрёв. Шекспировское

Шекспир не пьёт мартель и кьянти,
не тратит деньги на сигары.
Шекспир не помнит о таланте,
стыдливо пряча гонорары.

Шекспир обедает не в клубе,
а варит дома макароны.
Жена Шекспира просит шубу,
хотя бы просто из мутона.

Шекспир не требует прибавки –
худрук купил себе Хайлэндер.
Шекспир не знает слова «ставка» –
в театре в моде слово «тендер».

Такая вот драматургия
с унылой догмой эпилога:
не хочешь ты – придут другие,
худрук один – шекспиров много.

Шекспир бурчит «дерьмо собачье»,
определяя сущность мира,
где нет насущнее задачи,
чем продавать в себе Шекспира.

«Шекспир в себе» - понятно. Иначе я просто спросил бы, при чём тут Шекспир?
Юра, мы ж приятели, да? Это одно из редких твоих неудачнейших, слабых работ.
«Сигары - гонорары» - чушь. «Макароны – мутона» - тоже. Вообще здесь все рифмы из серии «не при делах». Надо выбросить всё и оставить последнее четверостишие.
Юра, мы ж приятели, да? ))


12. Нина Лёзер. Пересекаясь

                "Линии на ладонях сходятся наяву"
                Майк Зиновкин

 Смотрит с портрета Сталин – в памяти дисбаланс.
 Хрип искривлённых ставень  дом погружает в транс.
 Нет там ладоней лишних, варежек и трико…
 вот и бредём с братишкой  в очередь за мукой.
 
 Линии на ладони –  прошлому параллель:
 «Ты молока в бидон нам, тёть, до краев налей».
 Маме – пятёрка с плюсом, – сахара целый пуд
 тащит домой. За рисом  очередь, точно спрут,

 в гущу эпох заброшен. Стынет в перчатках пядь.
 Линиям всех ладошек холодно аж до пят.
 Хлопья дорогу метят, брызжут из-под саней.
 Линиям тонким этим больше годов, чем мне.

Однозначно – первое место. Не хочу даже докапываться. Есть к чему, но не хочу.
Потому что не «скрип» ставень, а «хрип». Чувствуете разницу? Потому что «Сталин – ставень». Классно, да?
Если имеется в виду совокупность всех линий на руке, то и с этим согласен.
Ну, может быть, не соглашусь со сравнением очереди со спрутом, но опять же на любителя и аборигена. В Москве моей юности очередь напоминала тонкую, но длинную змею. В Баку она была похожа на  удава, проглотившего нечто крупное, настолько толстым было его пузо.

Не проклинайте меня, друзья мои. Моя предпочтение таково:

1. Нина Лёзер.
2. Саша Неместный
3. Созерцающая Много Раз, Ольга Хворост

С уважением ко всем авторам,
Эмиль Мамедов