Эдуард Хиль

Музыкальный Меридиан
Эдуард Анатольевич ХИЛЬ (4 сентября 1934, Смоленск, СССР – 4 июня 2012, Санкт-Петербург, Россия) – советский и российский эстрадный певец (баритон), народный артист РСФСР (1974).

По словам Эдуарда Хиля, он родился в 1933 году, но во время эвакуации документы были утеряны, и при оформлении новых документов был поставлен год рождения – 1934.

Отец – Хиль Анатолий Васильевич (белорус по национальности) – был механиком. По отцовской линии: дед – Василий Нилович возглавлял церковный хор, был репрессирован; бабушка – Федора, домашняя хозяйка.
Мать – Калугина Елена Павловна, бухгалтер. По материнской линии: дед – Павел Трофимович, участвовал в строительстве Беломорканала; бабушка – Александра Фоминична, железнодорожный билетный кассир.
Точное происхождение фамилии Хиль неизвестно. По одним данным, она испанского происхождения, по другим – имеет древнерусские корни. Возможно, учитывая происхождение отца, это искажённое белорусское слово «гиль», что значит «снегирь», в Беларуси такая фамилия встречается.

Детство Эдуарда Хиля, которое пришлось на Великую Отечественную войну, было тяжёлым. Когда нацистская Германия напала на Советский Союз, Эдуард вместе с матерью и отчимом (родители на тот момент уже развелись) жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. Эдуард попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой.

С родителями Эдуард воссоединился, когда Смоленск освободили от немецкой оккупации. В 1943 году мать Хиля отыскала его, он сильно недоедал, был в состоянии глубокой дистрофии и не мог самостоятельно ходить. В подарок она привезла сыну конфеты, увидев которые, он спросил: «А хлеб у тебя есть?».

Позже, в 1946 году, в родном Смоленске он переживёт ещё один голод – когда люди ели лебеду, ботву от свёклы и морковки и «доходило даже до людоедства».

Э. Хиль: «Пацаном после войны я курил до восемнадцати лет, но когда пришёл заниматься вокалом, педагог сказал: «Что-то от вас пахнет табаком. Надо бросить!». И я бросил».

В 1949 году Эдуард Хиль послал своему дяде из Ленинграда несколько своих рисунков. Тот показал их знакомому художнику, и он сказал, что у мальчика есть способности, пусть приезжает и поступает в Мухинское училище.

Э. Хиль: «Я приехал, но оказалось, что учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было очень трудно – своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на шею. И поступил вместо Мухинского училища в Ленинградский полиграфический техникум, близко к рисованию, к краскам, зато учиться не так долго».

Также он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта.

Через много лет Эдуард Хиль вёл праздничный концерт, на который приехали ученики Ольховского, некоторым из которых было уже за 80. «Как они пели! Как чисто звучал их голос! Вот что значит школа», – вспоминал певец.

Постигал актёрское мастерство у режиссёров Э. Г. Пасынкова и А. Н. Киреева.

По окончании консерватории (1960 г.) продолжились выступления и в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского.
Хиль пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи».

В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов.

1963 г. – выход первой грампластинки молодого певца.

В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра Клавдию Шульженко и Леонида Утёсова.

В Ленинград Хиль вернулся лауреатом конкурса артистов эстрады. Песню «О друге» стали крутить на радио и по телевидению ещё до выхода фильма на экраны. Вслед за песней популярность пришла и к её исполнителю.
Для Эдуарда пишет песни популярный композитор Аркадий Островский. Певец исполняет его романтический «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и характерную «земную» – «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича, и другие.

Вместе с Эдуардом Хилем на эстраду пришёл стиль молодого современника, весёлого, мужественного, с «тёркинской» хитринкой. Открытость, готовность к общению (обычно певец сам объявлял названия песен) отличают его исполнительскую манеру.

Затем появляются хиты: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке…» («Зима»), «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города».

Певец также исполнял песни «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «На безымянной высоте», «Серёжка ольховая», «Дважды-два – четыре».

В 1966 году Э. Хиль получил признание в малознакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе «Золотой петух» принёс песне Андрея Петрова «А люди уходят в море» четвёртую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал 20-тысячный зал «Мараканазинья», где проходил фестиваль и исполнение Э. Хилем «Подмосковных вечеров» под аккомпанемент автора В. Соловьёва-Седого.

Как-то на концерте Юрий Гагарин попросил Хиля спеть песню «Как хорошо быть генералом». Он стал петь и вдруг все генералы, как один, поднялись и вышли из зала. Потом его вызвали в Политуправление армии и сказали: «Всё, годик отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения». Спустя какое-то время на приёме певец встречается с Гагариным, и он спрашивает, как у артиста дела. Хиль и рассказал ему об этом. Гагарин пошёл в Политуправление и объяснил, что эта песня не о наших генералах, а об итальянских…
«Ах, так это о натовских генералах он пел? Ну, тогда можно», – сказали в этой серьёзной организации.

МОРЕ НЕ КОНЧАЕТСЯ НИГДЕ: http://www.youtube.com/watch?v=JVXi99jazJQ

В 1969 году певец возглавил жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами молодой певец Лев Лещенко и белорусский ВИА «Песняры».
Без его участия не обходился ни один телевизионный «Голубой огонёк». В 1967 году певец впервые исполнил на прослушивании перед записью на «Голубом огоньке», а в 1970 году записал свой шлягер – «Зима» – который имел значительный успех и зазвучал повсюду.
С 1971 года Эдуард Хиль почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».
В 1975 году певец стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко.

ШУТКА: http://www.youtube.com/watch?v=Py8kwGDuYIc

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина», в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей – профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам.

1983 г. – на «Мелодии» выходит сначала миньон, а после – диск-гигант «Пора любви».

В 1987-89 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов.

Во времена распада СССР Хиль, оставшийся без средств к существованию, уехал во Францию, где три года подрабатывал в кафе «Распутин». Сам Хиль рассказывал, что в конце 80-х наступило безденежье. Когда развалился Ленконцерт, Хиль начал давать концерты в провинции. Однако артистов частенько обманывали, и в результате артисту просто нечем было накормить семью. Он принял решение поехать в Париж и заработать на жизнь. Знакомый артист из Малого оперного отвёл Хиля в кафе «Распутин». Хозяйка «Распутина» Елена Афанасьевна Мартини попросила исполнить певца песню «Вечерний звон», после чего попросила певца остаться. Мартини позволяла исполнять все песни, кроме блатных. Артисты в «Распутине» получали немного, но на эти средства можно было прожить. Хиль снимал квартиру у знакомых эмигрантов за полцены. Экономил на всём. Как потом признавался, долго жить в отрыве от близких ему было тяжело, и в 1994 году он принял решение вернуться на Родину. Там же в Париже вышел и первый компакт диск певца «Le Temps de L’Amour»(«Пора любви»).

Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями, а его исполнительское мастерство не только не потускнело, но и обогатилось новыми яркими красками.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный благодаря идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля – сына прославленного певца.

«Ребят из группы «Препинаки» (Прим. – ранее назывался «Знаки препинания») привёл мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так что я поначалу даже не знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравилось и людям моего поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить по стране, за границу, и на ТВ записывались».

Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960-70 годы песен, внеся в них современные аранжировки. Был выпущен альбом «Ходит песенка по кругу» и клип на новую версию песни «Человек из дома вышел».

К трёхсотлетию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу» – городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Также был выпущен компакт-диск с 12 песнями, написанными Д. Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И. Авраменко, О. Чупровым.

В 2004 году с большим успехом в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии прошёл концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля.

В 2006 году был гостем программы «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия».

Манера исполнения Хиля неповторима и легко узнаваема, характеризуется обаянием, неизменно отличным звучанием яркого, звонкого и полётного лирического баритона, мощным зарядом оптимизма и юмора.

На сцене Хиль держался очень уверенно, подтянуто, сопровождая пение лёгкими танцевальными движениями и эффектной жестикуляцией. Также очень помогала Хилю благородная внешность – открытое, чистое, обаятельное лицо с широкой улыбкой. Никогда не изменявший академическому стилю пения, Хиль отличался завидным сценическим долголетием.

В 2010 году Хиль пережил очередной всплеск популярности.
В Интернете большой интерес вызвал видеоклип Хиля на вокализ А. Островского «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой», Хиль стал известен широким массам американских слушателей. Данный вокализ в США получил название «Trololo». Этот «древний» киноролик является, скорее всего, фрагментом киноплёнки, снятой на гастролях в Швеции в 1976 году.

ВОКАЛИЗ: http://www.youtube.com/watch?v=NeNtRWaPT38

Видеоклип стал настолько популярным, что пародию на него исполнил известный киноактер Кристоф Вальц. Клип породил ещё множество пародий. На это отреагировал сам певец, предложив сочинить слова на мелодию, с каждого по куплету, на любом языке. Также ему поступили предложения совершить мировое турне. А значки и майки с его изображением были чуть ли не самым ходовым товаром в британских Интернет-магазинах.
После появления его ролика в американских блогах певец выступил в модном московском клубе. Молодёжная аудитория приняла выступление Хиля с советскими шлягерами 1960-70-х с энтузиазмом.

В 2010 году состоялся концерт Эдуарда Хиля в театре «Золотое кольцо» в Москве.

В 2011 году Хиль был членом жюри конкурса современных романсов «Романс XXI века».

Эдуард Хиль был спародирован в американском мультсериале «Гриффины» (10 сезон, 1 серия), где он напевает вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Вокализ Эдуарда Хиля играет ночью в ушах одержимых в фильме «Мобильник» 2016 года. Хиль не был первоисполнителем этого вокализа. В разное время его также исполняли Муслим Магомаев и Валерий Ободзинский, но именно версия Эдуарда Хиля стала популярной.

* * *

Певец скончался в ночь на 4 июня 2012 года, находясь в нейрохирургическом институте А.Л. Поленова, по причине последствий стволового инсульта, случившегося с артистом ещё 8 апреля.

Родственники певца скрывали информацию о болезни артиста вплоть до его кончины, так как он сам не желал, чтобы люди видели его беспомощным и немощным, он хотел остаться «человеком-позитивом» до конца. В течении нескольких часов за жизнь Хиля боролись врачи. Сначала СМИ сообщили, что Эдуард Хиль умер в бессознательном состоянии, но это не правда. Сын певца Дмитрий Хиль поведал СМИ, что весь днем перед своей смертью артист был в сознании и на все вопросы отвечал, моргая глазами. Однако, говорить он не мог по причине того, что он был подключен к аппарату искусственной вентиляции лёгких.

В СМИ было опубликовано последнее интервью с Хилем, где он рассказывает о тех сложностях, которые он преодолевал во времена Советского Союза. Он рассказал один из случаев несправедливого отношения к его таланту. В период его творческого подъема его чуть не лишили сцены, намереваясь убрать его из списка певцов представляющих Советский Союз. И все лишь из-за того, что его посчитали евреем. Но счастливая случайность помогла ему остаться в списке самых талантливых и популярных артистов СССР. Его дело изучили подробней и выяснилось, что Хиль вовсе не еврей, и оставили его на сцене. Эдуард Хиль отметил, что в то время вот таким образом решали вопросы о возможности артистам выступать. Также трудно было Хилю и в нынешнее время. Пенсия артиста была равна 11 тысячам рублей, и почти вся эта сумма уходила на оплачивание коммунальных услуг.

Для того, чтобы хоть каким-то образом сводить концы с концами, певец был вынужден все время выступать, что, соответственно, и окончательно подорвало его здоровье. Кстати, вопреки всем слухам, после всемирной волны популярности «Мистера Трололо» гонорары певца остались прежними.

Похоронен 7 июня 2012 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ)

* * *

CD 1. «КАК ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ!»

Страна детства (И. Тальков)
Я шагаю по Москве (А. Петров – Г. Шпаликов)
Эти белые ночи (Д. Хиль – С. Салтыков)
Такое чудо (В. Дмитриев – М. Рябинин)
Песня авиаторов /из к/ф «Небесный тихоход»/ (В. Соловьёв-Седой – С. Фогельсон)
Я еду с ярмарки (И. Цветков – Д. Самойлов)
Белая сказка зимы (Я. Дубравин – М. Пляцковский)
Голубые снега (С. Касторский – М. Рябинин)
Горько (С. Пожлаков – Ю. Паркаев)
Уезжают в армию ребята (С. Пожлаков – Ю. Паркаев)
Берёзовый сок (В. Баснер – М. Матусовский)
Тишина (Д. Хиль – С. Салтыков, Д. Хиль)
Та река, где ты родился /дуэт с Л. Сенчиной/ (В. Баснер – М. Матусовский)
Шутка (Дайте музыку) /дуэт с Л. Сенчиной/ (В. Гаврилин – А. Шульгин)
Белой акации гроздья душистые /из к/ф «Дни турбинных»/ (В. Баснер – М. Матусовский)
Ты и небо (На взлёт) (А. Морозов – А. Азизов)
Не браните молодых (С. Пожлаков – Э. Кузнецов)
Лабиринты (С. Пожлаков – Б. Корнилов)
Песенка про трубачей /из к/ф «О бедном гусаре замолвите слово»/ (А. Петров – А. Галич)
Емеля (Э. Ханок – М. Пляцковский)
В любое время года (А. Морозов – М. Рябинин)
Море не кончается нигде /из к/ф «Кольцо из Амстердама»/ (А. Петров – Г. Поженян)
Давай забудем прошлое (Я. Дубравин – Н. Просторова)
Как хочется жить на земле! (С. Пожлаков – Г. Горбовский)

Записи разных лет

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/JUKjYylYyqYLx

Размер архива: 110,4 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 80 мин. 00 сек.

* * *

CD 2. «БУДЕТ ЖИТЬ ЛЮБОВЬ НА СВЕТЕ»

Человек из дома вышел (С. Пожлаков – А. Ольгин)
Вдоль дороги (А. Петров – А. Галич)
Ходит песенка по кругу (О. Фельцман – И . Шаферан)
Как провожают пароходы (А. Островский – К. Ваншенкин)
Зима (Э. Ханок – С. Островой)
Семёновна (Е. Барыбин – Ю. Погорельский)
Лесорубы (А. Островский – М. Танич)
Как хорошо быть генералом (В. Гамалия – М. Танич)
Трус не играет в хоккей (А. Пахмутова – Н. Добронравов, С. Гребенников)
Чему учат в школе? /с Большим детским хором п/у В. Попова/ (В. Шаинский – М. Пляцковский)
Дважды два – четыре /с Большим детским хором п/у В. Попова/ (В. Шаинский – М. Пляцковский)
Моя хорошая (С. Пожлаков – Ю. Паркаев)
Шёл солдат (Я. Дубравин – В. Суслов)
Сухарики /с Большим детским хором п/у В. Попова/ (Я. Дубравин – В. Суслов)
Песня о друге /из к/ф «Путь к причалу»/ (А. Петров – Г. Поженян)
Письма (П. Аедоницкий – В. Лазарев)
Так уж бывает (Я. Френкель – М. Танич, И. Шаферан)
Будет жить любовь на свете (В. Дмитриев – А. Ольгин)
Если не верить, если не любить (В. Плещак – М. Дахие)
Старый паровоз (В. Плещак – М. Рябинин)
Пора любви (Осень) (А. Морозов – Н. Рубцов)
А цыган идёт /из к/ф «Жестокий романс»/ (А. Петров – Р. Киплинг, перевод Г. Кружкова)
Ленинградские белые ночи (Г. Портнов – М. Светлов)
Гаснут на песке волны без следа /из к/ф «Зайчик/ (А. Петров – К. Рыжов)
Золотой кораблик (Д. Хиль – Э. Кузнецов)
Петербург (Д. Хиль)

Записи разных лет

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/aDbEurC7ysC4j

Размер архива: 109,6 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 56 сек.