Она стояла в очередь,
Чтоб передать в тюрьму
Сквозь очень строгий перечень
Кое-что сынку…
Кружил позёмкой ветер,
И снег в лицо кидал.
Нева тонула в вечер,
И город засыпал…
Ах, как душа болела,
что сын в беду попал!
Помочь ему хотела,
Но КАК? Никто не знал…
Был суд… Инакомыслие…
Зловещий приговор…
Тюрьма «КРЕСТЫ»… Немыслимо!
Народа враг! Лев Гумилёв…
И мать, живущая стихами –
Лик России тех годов –
Анна Ахматова… с кульками,
Мёрзнет у тюрьмы ворот…
Сердце матери в крови –
ЧТО грозит её сыночку?
Ходит, бродит вкруг тюрьмы,
За нею снег заносит тропку…
***
Всё это в прошлом… Но «Кресты»
О страшных днях напоминают…
Цвета крови кирпичи -
Словно кровь не высыхает…
"Кресты" - так назвал народ следственный изолятор №1 в Санкт-Петербурге,
здание которого имеет форму креста. С 1868 года - это центральная пересылочная тюрьма.
На фото - памятник Анне Ахматовой в Санкт-Петербурге, установленный между Шпалерной улицей и набережной Робеспьера, как раз напротив здания тюрьмы, расположенном на противоположном берегу.
В 1921-м году в этой тюрьме томился уже приговоренный к расстрелу бывший муж Ахматовой - Николай Гумилёв. Сохранилась его записка:"Не беспокойся обо мне.
Я здоров, пишу стихи, играю в шахматы". Несколько дней спустя он был расстрелян.
В 1935-м году в "Кресты" попадает и их сын - Лев Гумилёв, будущий знаменитый историк. В то время ему всего 23 года, он - студент истфака Лен.ун-та.
"Муж в могиле, сын - в тюрьме,
помолитесь обо мне..." - напишет Ахматова в одной из песен своего "Реквиема"
У ворот тюрьмы Ахматова провела множество тяжёлых дней, передачи не брали, о сыне молчали...В 1938-м году 17 месяцев подряд приходила Ахматова к стенам "Крестов", прежде чем сына отправили в норильскую ссылку.
Ахматова словно сама указала место для будущей скульптуры:
"А если когда-нибудь в этой стране
воздвигнуть задумают памятник мне//
... здесь, где стояла я триста часов,
и где для меня не открыли засов...//"
3-х метровая скульптура, созданная архитектором Владимиром РЕППО и скульптуром Галиной ДОДОНОВОЙ, расположилась на постаменте из монолитного тёмно-красного гранита. Как поясняют авторы монумента, образ "уходящей" и обернувшейся
в сторону "Крестов" фигуры поэтессы подсказало и её стихотворение на библейский сюжет "Лотовой жене".
Хрупкая, тонкая фигура.
Напряженный поворот головы назад, в сторону страшной тюрьмы.
Внутреннее, скрытое от посторонних глаз страдание...
ЭТО - АННА АХМАТОВА......................