212 фестсткий диск. об эвансе, вентрисе, а. кобер,

Владимир Смелостев
212_ФЕСТСТКИЙ ДИСК. ОБ ЭВАНСЕ, ВЕНТРИСЕ, А. КОБЕР, И ДЕШИФРОВКЕ.
От Авторов. Это фрагменты из книги Маргалит Фокс. “ Тайна лабиринта. Как была
прочитана забытая письменность”. Тут довольно непредвзято дана биография первооткрывателя Фестского диска Артура Еванса и его раскопки на Крите в 1900- 10 гг. Хотя, конечно некоторая доля язвительности все же присутствует....но совсем- чуть- чуть!
......................................................Из книги М. Фокс ......................с большими сокращениями. РЕТУШЬ ФОТО ЕВАНСА НАМИ _КНОСС- НА РАСКОПКАХ_1901 ГОД.


















P/s. Для печати “ мокрым способом” подбирали фото- бумагу по Контрастности, тут я сдела то же на компьютере. Вы можете рассмотреть Ручки на кувшине за Евансом справа за спиной. Действительное фото в дворце Миноса!
....Предисловие. к книге Маргалит Фркс. ТАЙНА ЛАБИРИНТА.
“Люди, которые сортируют пуговицы: пуговицы с одной дыркой, пуговицы
с двумя дырками и пуговицы с тремя дырками. И, кроме того, пуговицы без одной дырки, пуговицы без двух дырок и пуговицы без трех дырок. Как это скучно!” – отзывался писатель Август Стриндберг об археологах. Не больше интереса публика проявляет и к труду лингвистов. Однако в книге американской журналистки ученые, заставляющие заговорить замолчавшие письменности и языки, предстают настоящими сыщиками, а полувековая история дешифровки древнейшего письма Европы превращается в подлинно
интеллектуальный детектив. Так называемые аналитические способности нашего ума сами по себе малодоступны анализу. Мы судим о них только по результатам. Среди прочего нам известно, что для человека, особенно одаренного в этом смысле, дар анализа
служит источником живейшего наслаждения. Подобно тому  как атлет гордится своей силой и ловкостью и находит удовольствие в упражнениях, заставляющих его мышцы работать, так аналитик радуется любой возможности что-то прояснить или распутать… Он обожает загадки, ребусы и криптограммы, обнаруживая в их решении проницательность, которая уму заурядному представляется чуть ли не сверхъестественной. Его решения, рожденные существом и душой метода, и в самом деле кажутся чудесами интуиции.
Книга, которую вы держите в руках, – это правдивое повествование о разгадке одной из
самых завораживающих тайн европейской истории и об одной несправедливо забытой американке, которая, если бы прожила чуть дольше, вероятно, раскрыла бы эту тайну. Это рассказ о полувековой работе по дешифровке письменности бронзового века, скромное название которой – линейное письмо Б – контрастирует с ее ослепительной красотой и непреодолимой притягательностью.
Впервые я столкнулась / Маргалит Фокс/ с линейным письмом Б более 30 лет назад, мечтательным подростком, – и была опьянена им. Эта история до сих пор не утратила для меня своей таинственности и сюжетной силы. В центре ее – таблички, погребенные в земле почти 3 тыс. лет назад и извлеченные на свет в самом начале XX века. Символы на табличках, датируемых II тысячелетием до н. э., не похожи ни на одну известную к 1900 году письменность. К тому же невозможно было понять, слова какого языка эти таблички сохранили.
Дешифровка линейного письма Б считалась одной из наиболее трудных задач всех вре-
мен. Пять десятилетий выдающиеся специалисты безуспешно пытались взломать код. В 1952 году таблички неожиданно прочитал молодой английский архитектор Майкл Вентрис – не профессионал-лингвист, а дилетант. Вентрис – смелый, блестящего ума человек – долго был одержим табличками. Как я позднее узнала, это была печальная история. Мне, подростку, история Вентриса казалась чрезвычайно романтичной – не в последнюю очередь из-за ее финала: в 1956 году, через четыре года после решения загадки, в возрасте 34 лет Вентрис погиб при обстоятельствах, которые.............................................
Но какой бы захватывающей ни была эта история, она оказалась неполной. Не хватало
главного действующего лица – Алисы Элизабет Кобер. Она, спокойно и методично работая у себя дома, в Бруклине, к середине XX века стала ведущим специалистом по линейному письму _Б. Увы, сейчас имя Кобер почти забыто, а ведь незадолго до безвременной кончины в 1950 году она вплотную подошла к решению задачи. Полная история Алисы Кобер здесь излагается впервые. Как свидетельствуют опубликованные работы и ее частная переписка, именно Кобер заложила фундамент, на котором Вентрис возвел здание своей дешифровки. Без участия Кобер линейное письмо Б не было бы дешифровано, возможно, никогда.
 
 
 


 
......стали доступны личные бумаги Кобер (в том числе ее десятилетняя переписка с другими исследователями линейного письма Б) и рабочие материалы объемом не в одну тысячу страниц. Благодаря недавно открывшемуся архиву Кобер в Техасском университете я впервые могу подробно рассказать о дешифровке........................................
3 См.: Chadwick, J. The Decipherment of Linear B. Cambridge: Cambridge University Press, 1958; Robinson, А. The Man Who
Deciphered Linear B: The Story of Michael Ventris. London and New York: Thames & Hudson,      
ее “чувства уместности вещей” и которая опровергает ее кажущуюся чопорность. Также из
переписки Кобер становится ясно, что она позволяла себе, забавы ради, испытывать некоторые
“сомнительные” методы дешифровки. Вентрис уже после смерти Кобер опробовал некоторые
из них – и пришел к успеху.
   
Если процесс дешифровки линейного письма Б изобразить схематически, то истории
Кобер и Вентриса предстанут двумя сторонами равнобедренного треугольника. В основание треугольника помещено третье действующее лицо этой драмы – харизматичный английский археолог Артур Эванс, в 1900 году явивший миру таблички.
Этим трем фигурам – археологу Эвансу, детективу Кобер и архитектору Вентрису, бла-годаря которым было дешифровано линейное письмо Б, – и посвящена моя книга.
Клад
Извлеченная из земли табличка оказалась почти в идеальном состоянии. Она имела форму вытянутого прямоугольника, сужающегося к краям, и напоминала лист пальмы. Один край таблички был отломан (неудивительно, ведь она пролежала в земле 3 тыс. лет), зато остальная часть сохранилась и на ней можно было различить цифры. Кроме цифр на глине имелись знаки, подобные которым археологи прежде не видели: За несколько недель рабочие извлекли из-под земли десятки табличек – некоторые совершенно целые, другие полностью разрушенные. Артур Эванс приехал на Крит ради этих табличек. Чтобы найти первую, ему потребовалась всего неделя. Эта находка навсегда изменила
историю.
23 марта 1900 года Артур Эванс, несколько его ассистентов, прошедших строгий отбор,
и 30 рабочих из местных жителей начали раскопки в Кноссе, на севере Крита, неподалеку от современного Ираклиона. Там, у моря, на пустынном холме, где росли анемоны и ирисы, Эванс много лет назад поклялся, что закончит свое дело.
Почти сразу же он был вознагражден. Не прошло и недели, как лопаты наткнулись на фрагменты фресок с яркими рисунками: растения, животные, люди. Глубже нашлись глиняные черепки. Соединенные вместе, они составили сосуды для хранения в рост человека. Еще ниже рабочие открыли стены огромного здания из каменных блоков. Эванс нашел руины развитой цивилизации бронзового века (1850–1450 годы до н. э.). Эта древнейшая из известных европейских цивилизаций была на тысячу лет старше античной.
В свои 48 лет Эванс был одним из наиболее заметных английских археологов. Открытие
в Кноссе сделало его одним из самых знаменитых ученых своего времени. Здание под холмом было настолько сложным, что Эванс не мог не вспомнить о дворце Миноса, легендарного правителя Крита, память о котором сохранили “Илиада” и “Одиссея”. Как сообщает миф, Минос руководил мощной морской империей с центром в Кноссе. Из огромного дворца, ослеплявшего сокровищами и произведениями искусства, царь распо-
ряжался процветающим островным хозяйством и всем бассейном Эгейского моря – после того, как оно было избавлено от пиратов. Медный гигант Талос охранял побережье Крита, а в случае приближения вражеских судов метал в них камни. Именно для Миноса, говорит легенда, Дедал построил Лабиринт, в котором заточили получеловека-полубыка Минотавра. Ариадна, дочь Миноса, с помощью шерстяного клубка помогла обреченному на смерть Тесею выбраться из Лабиринта. Как показали раскопки Эванса, в Кносском дворце были сотни комнат, связанных извилистыми ходами. Естественно, он напишет, что этот комплекс является исторической основой мифа.
Кносский дворец, остававшийся скрытым от человеческих глаз около 3 тыс. лет, назвали
самой громкой археологической находкой всех времен (как писал Эванс – находкой, на которую никто не мог надеяться, даже имея несколько жизней). В первый сезон раскопок Эванс нашел мраморный фонтан в форме головы львицы с глазами из эмали, резные предметы из слоновой кости и хрусталя, узорные каменные фризы и самый древний в Европе трон, выре- занный из алебастра.Но все эти сокровища блекнут в сравнении с тем, что Эванс нашел на восьмой день. 30 марта лопата уперлась в глиняную табличку. 5 апреля в одной из комнат дворца был открыт целый клад таких табличек, многие в превосходном состоянии. Таблички оказались древнейшими в Европе памятниками письменности. Датируются они приблизительно 1450 годом до н. э., за 7 веков до появления греческого алфавита. На них писали палочкой-стилем, пока глина была сырой. Символы на табличках, напоминавшие человеческие фигурки, мечи, колесницы, лошадиные головы, не были похожи на знаки ни одного из известных алфавитов, древнего или современного. Найденные в Кноссе таблички с линейным письмом Б.
Эванс назвал эту древнюю письменность “линейным письмом класса Б”, или “линейным
письмом Б”. (Также он показал, что существовало более древнее критское письмо, и назвал его линейным письмом А.) К концу первого сезона Эвансу удалось извлечь из земли более 1 тыс. табличек с линейным письмом Б.
Археолог не смог прочитать таблички, но догадался, что в его руки попали записи цар-
ских писцов, которые день за днем документировали жизнь дворца и его окрестностей. Если бы удалось прочитать таблички, ученым открылся бы новый мир – образованное общество, процветавшее за тысячу лет до блистательных Афин. Обитатели дворца, 30 веков томившиеся в сумерках предыстории, смогли бы выйти на свет – и в нашу историю вернулась бы целая цивилизация. Но о какой именно цивилизации шла речь? Эванс знал, что в бронзовом веке в бассейне Эгейского моря жили народы, принадлежащие к различным этническим группам, и не было возможности узнать, какой язык стоит за линейным письмом Б. Но, казалось ему, это не такое уж серьезное препятствие. Эванс имел некоторый авторитет как знаток древних письменностей и со свойственной ему самоуверенностью собирался расправиться и с линейным письмом
Б. Уже в 1901 году, лишь год спустя после обнаружения табличек, он поручил издательству Оксфордского университета отлить пробный шрифт (в двух кеглях) для печатания критских знаков. Увы, Эванс не оценил грандиозность задачи. Неизвестная письменность, которую применяют для записи посланий на неизвестном языке – это запертая на замок комната. Дешифровщик должен подобрать к этой герметичной системе несколько внешних ключей. Если повезет, ему попадется двуязычная надпись вроде Розеттского камня, который дал ключ к дешифровке
древнеегипетских иероглифов. Без билингвы задача кажется невыполнимой.
В 1900 году Эванс не мог предположить, что линейное письмо Б станет одной из самых
волнующих загадок первой половины XX века. Как писал Дэвид Кан, дешифровка линейного письма Б явилась “из всех дешифровок в истории самой элегантной, хладнокровно рациональной, самой успешной и, несмотря на все это, самой удивительной”. Дешифровка табличек и определение их языка превратились в настоящее приключение. Исследователи в Европе, США, на Британских островах потратили годы, работая, как правило, независимо друг от друга. Лучшие из них поставили вопрос о возможности применения того же педантичного подхода, который помогает криптоаналитикам взламывать шифры.
За дешифровку линейного письма Б не было объявлено награды, да ее никто и не стре- мился бы получить. Для некоторых, подобно Эвансу, возможность прочитать написанное европейцами 3 тыс. лет назад служила достаточной компенсацией. Для других стало бы лучшим вознаграждением сладостное чувство, которое возникает в момент решения криптограммы, над которой бились многие.
За полвека появилось всего две фигуры, кроме Артура Эванса, которые могли претен- довать на успех. Первый – Майкл Вентрис, английский архитектор с печальной судьбой, чье увлечение древней письменностью началось в юности. Второй была Алиса Кобер, пылкая американка, антиковед, одинокая женщина среди серьезных мужчин. Ее огромный вклад в дешифровку сейчас почти забыт. Всем троим были присущи дьявольский интеллект, почти фотографическая память и целеустремленность, едва отличимая от одержимости. Двое, самые одаренные, умерли молодыми, причем один из них – при очень странных обстоятельствах. По значимости дешифровку линейного письма Б можно сравнить разве что с открытием структуры ДНК Криком и Уотсоном. 
ожидания дешифровщика.
Дешифровка принесла Вентрису всемирное признание. Однако она ввергла его в отчая-
ние, сломала его и, по мнению некоторых, погубила.
 
Часть I
Археолог
Это фото. Артур Эванс на раскопках в Кноссе. 1901 г.
.....Эти намеки также попадались на Крите. В конце 70-х годов XIX века / 1870 гг/ остатки стены бронзового века были открыты в Кноссе. В начале 80-х годов обнаружили огромный блок, на котором был выбит ряд символов. Их сочли “клеймами мастеров-каменщиков”. Поразительно, что на стене в Кноссе и на микенской амфоре нашелся одинаковый символ – . Эванс утвердился в мысли, что в микенское время в бассейне Эгейского моря письменность все-таки существо- вала.
Когда Шлиман раскопал Микены, Эвансу было чуть за двадцать, но он уже обладал необ-
ходимыми для археолога мирового класса качествами: неутомимостью, бесстрашием, безгра-ничной любознательностью, богатством и близорукостью. К концу 90-х годов, когда Эванс всерьез взялся за решение задачи, он успел посетить далекие страны, сделался признанным экспертом по древним монетам, пожил на Балканах, где стал горячим сторонником славянкого национально-освободительного движения, и был назначен хранителем археологического Музея им. Эшмола в Оксфорде. Теперь Эванс решил доказать существование письменности в
микенскую эпоху. Знаки, один за другим, вели его на Крит.
Страсть к раскопкам была у Эванса в крови. Его отец, сэр Джон Эванс, владелец бумаж- ных мануфактур, также был страстным любителем геологии, археологии и нумизматики. Джон Эванс, “Эванс Великий”, “помог заложить основы современной геологии, палеонтологии, антропологии и археологии, несмотря на то, что мог посвящать этим занятиям лишь воскресные и праздничные дни”, пишет Сильвия Л. Горвиц.
Артур Джон Эванс, родившийся 8 июля 1851 года, был старшим из пяти детей Джона
и Хэрриет Эванс. Он рос в Хартфордшире, в большом доме, наполненном окаменелостями, доисторическими каменными орудиями, наконечниками стрел, римскими монетами и древней керамикой – всем, чему отец посвящал свой досуг. Артур был спокойным и любознательным мальчиком. Он мог часами изучать старинные монеты, хотя и не был “книжным червем”. (И, поскольку Артур к 6 годам не освоил латинскую грамматику, как его отец, бабушка с отцовской
стороны поделилась с Хэрриет опасениями, что ребенок “туповат”.)
В первый день 1858 года (Артуру тогда было шесть с половиной) Хэрриет Эванс умерла
родами. Джоан Эванс, сводная сестра будущего археолога, упомянула в биографии Эванса
“Время и случай”, что “Джон Эванс записал в дневнике жены, что [дети], казалось, не почув- ствовали ее ухода. Более 70 лет спустя Артур Эванс поставил свое возмущенное «нет» на полях”. В следующем году Джон Эванс женился на кузине Фанни Фелпс, которая, судя по всему, стала любящей матерью для детей Хэрриет. .....................
  ....Еванс получив диплом с отличием. В возрасте 21 года, еще студентом, он опубликовал свою первую научную статью “О кладе монет, найденном в Оксфорде, с присовокуплением замечаний о монетном деле при первых трех Эдуардах”. Это была первая вылазка Эванса в область, где его отец считался знаменитостью. (Благодаря этой работе Артур стал известен как “малый Эванс, сын Эванса Великого”, – характеристика,несомненно, оскорбительная.) После Оксфорда Артур учился в Германии, а далее отправился на Балканы. Этот регион очень интересовал его. Эванс проведет там почти 10 лет.
В то время Балканы находились под властью Османской империи, и славянские народы
стремились сбросить турецкое иго. Эванс стал убежденным борцом за самоопределение славян. Он напечатал в “Манчестер гардиан” серию страстных репортажей о героях славянского сопротивления. Сделав своей штаб-квартирой город Рагузу (ныне хорватский Дубровник), ...............................
 В сентябре 1878 года Артур Эванс женился. Невысокая, внешне ничем не примечатель-
ная, но с живым умом, Маргарет Фримен была на три года старше. Ее отца, историка Эдварда Аугустуса Фримена, сегодня помнят прежде всего за его приверженность теории расового превосходства арийцев. После свадьбы Эванс забрал Маргарет в любимую Рагузу, где они сняли дом в Старом городе, у моря. Эванс подписал договор об аренде сроком на 21 год, чем привел отца в ужас. ......................................
Но Эванс не задержался там надолго. В 1882 году, когда регион оказался под контро-
лем Австро-Венгерской империи, он был арестован за политическую деятельность. В местной
тюрьме Эванс провел семь недель, после чего австрийские власти выслали его из Рагузы. В
1884 году Эванс был назначен на должность хранителя Музея им. Эшмола, и пара переехала
в Оксфорд.
К тому времени Эванс стал крупномасштабным воплощением викторианской эпохи…
точнее, мелкомасштабным. Имея рост едва ли полтора метра, Эванс испытывал обычную для
своей эпохи жажду знания, разделял большинство ее страстей и многие ее предрассудки. Глу-
боко интересуясь культурой далеких земель и народов, он тем не менее ощетинился, когда
боснийские крестьяне назвали его своим “братом”. Эванс, защитник угнетенных, вспыхнул:
“Я предпочитаю не выслушивать от каждого встреченного варвара сентенцию, что он человек
и брат. Я верю в существование низших рас и хотел бы их истребления”. (Правда, далее Эванс
смягчается: “Но… легко заметить, что люди, чувство собственного достоинства которых рас-
таптывалось много веков, ценят дух демократии”.)
Несмотря на невеликий рост, выглядел Эванс всегда представительно: в костюме, гал-
стуке, жилете, шляпе и со здоровенной тростью. С детства Эванс был отчаянно близорук. По
словам Джоан Эванс, “он отказывался носить очки… Кроме того, он страдал от сильнейшей
куриной слепоты, так что зимой в Хэрроу во второй половине дня он нуждался в дружеском
сопровождении по дороге в школу и обратно”.

М. Фокс. «Тайна лабиринта. Как была прочитана забытая письменность»
16
Но близорукость Эванса, в остальном очень стесняющая, давала ему невероятное пре-
имущество в работе. В отличие от большинства людей, на очень близком расстоянии он мог
видеть вещи с почти микроскопической точностью. Когда Эванс был ребенком, его мачеха
Фанни с нежностью рассказывала, как он рассматривает старую монету: “Как галка изучает
мозговую кость”.
Эванс мог мельком взглянуть на монету или гемму и заметить детали, которые другие
эксперты упустили бы. Справедливости ради скажем, что не будь Эванс так безнадежно бли-
зорук, не видать бы нам табличек с линейным письмом Б. Обнаружены они были благодаря
ряду подсказок настолько малозаметных, что лишь Эванс смог их прочитать.
Греция бронзового века пленяла Эванса все сильнее. Англия, куда он вернулся после
изгнания с Балкан, скоро ему опостылела, и его снова охватила жажда приключений. Однако
в Рагузу Эванс вернуться не мог. В 1883 году он с женой Маргарет отправился в Грецию.
В Афинах чета навестила Шлимана. В свои шестьдесят с небольшим лет Шлиман жил с
молодой женой-гречанкой в роскоши, окруженный великолепными трофеями. Он попотчевал
Эвансов рассказами о раскопках и показал некоторые находки, в том числе золотые украшения
и маленькие геммы каплевидной формы с натуралистическими рисунками. В следующие пять
месяцев, проведенных в Греции, Эванс влюбился в микенскую культуру.
Викторианцы, как правило, отсчитывали начало греческой истории от 776 года до н. э. –
первой известной даты Олимпийских игр. Греческий алфавит, незадолго до того позаимство-
 
   
..... Кураторство предполагало частые поездки, и он проводил много времени за границей, рыская по Европе в поисках предметов для музейной коллекции. Кроме того, Эванс, присматривавший дом для себя и Маргарет, купил 60 акров земли на холме на окраине Оксфорда. Это место, откуда открывался великолепный вид, он очень любил еще со времен студенчества. Там Эванс построит дом, который назовет Юлбери (как писала Горвиц – по “старинному названию вересковой пустоши, лежащей ниже
Еще до смерти жены Эванс задумывался о микенской письменности. В феврале 1893
года он ездил в Афины, где осматривал пыльные сокровища антикварных лавок. Там он нашел ................маленькие камни с отверстием для ношения .................в форме призмы с тремя и четырьмя гранями, многие из полудрагоценных камней (красная или зеленая яшма, сердолик, аметист). Эванс писал, что на камнях были вырезаны “ряды замечательных символов”. Эти иероглифические изображения людей, животных и предметов “не копировали египетские”: Эти печати для глины или воска в древности служили средством маркировки собственности. Они напомнили Эвансу показанные Шлиманом геммы каплевидной формы, найденные в Микенах, также имевшие отверстие 
........Сегодня Крит кажется естественным продолжением материковой Греции. На самом деле он не был частью греческого государства до 1913 года. Самый большой из греческих островов, лежащий почти посередине между Европой, Азией и Северной Африкой, Крит веками служил удобным перевалочным пунктом для мореплавателей. Во времена Эванса археологи уже выяснили, что первые известные обитатели острова не имели отношения к грекам, позднее заселившим материк. “Сами греки признавали, – пишет Эванс, – что коренные критяне были «варварами», негреками”. .........................
  Печати...амулеты..видел у крестьянок: их носили кормящие матери. Эванс купил у них столько камней, сколько смог. Если женщина отказывалась продавать амулет, Эванс настаивал, чтобы ему по крайней мере позволили скопировать надпись. Эванс быстро догадался, что рисунки на этих камнях – не орнамент: слишком уж они были упорядочены и стилизованы. Одни и те же группы символов встречались на разных камнях. Эти рисунки для людей бронзового века значили нечто совершенно определенное. “Невоз-
можно поверить в то, что знаки на камнях – это простые фигурки, расположенные в случай-ном порядке, – писал Эванс в 1894 году. – Если бы не было групп из нескольких символов, художнику было бы гораздо проще – он мог бы выбрать отдельные символы и, расставив их в произвольном порядке, заполнить ими все пространство”.
Эванс понял, что он открыл систему письменной коммуникации, бывшую в ходу задолго
до XI века до н. э., когда финикийцы изобрели алфавит, и тем более до того, как об алфавите узнали греки (в конце IX века до н. э.) Нечто подобное Шлиман рассчитывал найти в Микенах. ....................
 .......... Местность, где, как считалось, в древности находился Кносс, теперь называлась Кефалой. (Название это было наполовину греческим, наполовину турецким – tou Tseleve he Kephala, “холмистые земли”.) В 1878 году в Кефалу приехал с 20 рабочими греческий лингвист с говорящим именем Минос Калокеринос. Он нашел остатки огромного здания, а в его помещениях – исполинские керамические сосуды. Спустя три недели Критская ассамблея постановила прекратить раскопки. Макгилливрей пишет: “Причина, которую принял и сам Калокеринос, заключалась в том, что он мог найти ценные предметы, которые наверняка были бы увезены в Стамбул”. Современные историки часто называют Калокериноса истинным первооткрывателем дворца Миноса. В начале 80-х годов XIX века Уильям Джеймс Стилмен, бывший американский консул на Крите, видел “клейма каменщиков” на стене, открытой Калокериносом. Шлиман также заинтересовался Кефалой. С 1883 года он собирался сам раскопать дворец Миноса: это стало бы вершиной его успеха. ..................Кефала принадлежала разветвленному турецкому роду, ............и Шлиман умер прежде, чем смог добиться разрешения на раскопки. Смерть Шлимана в 1890 году открыла путь Эвансу. “Не могу делать вид, будто мне жаль, что он не копал
в Кноссе”, – напишет Эванс через много лет.
Кроме печатей и гемм, прежде попадавшихся на Крите, Эванс столкнулся с невероятной вещью. В 1895 году местный житель показал ему найденный в Кефале кусок обожжен-
ной глины, по размеру и форме напоминающий лист бумаги, с линейными знаками, которые, “казалось, принадлежали развитой письменности”. В Кефале Эванс и решил копать. Эвансу нужно было получить право на раскопки, и он задумал то же, что задумал бы любой самоуверенный викторианец: купить землю. Но это оказалось непросто даже для человека с его деньгами и в его положении. (Хотя Шлиману и удалось дважды сколотить состояние – в первый раз он открыл банк в Сакраменто во время золотой лихорадки, а позднее занимался импортом в Европу индиго, – он не смог ничего добиться на Крите.) В 1894 году, после неимоверно трудных переговоров с хозяевами Кефалы, “истинными магометанами”, Эвансу удалось приобрести четвертую часть участка за 235 фунтов стерлингов. Это дало ему право требовать продажи остальной земли. Вскоре, однако, переговоры стали невозможны: греки-критяне подняли восстание. Эванс стал поддерживать местных жителей, как прежде делал на Балканах, в борьбе против Османской империи. Хотя Эванс еще не мог работать на Крите, он был уверен в глубочайшей значимости того, что уже нашел там. Печати и геммы, которые он получил от крестьянок, явились, писал он в 1897 году, “убедительным доказательством” того, что “задолго до первых записей, сделанных с помощью финикийского алфавита, критянам было известно искусство письма”. Война шла несколько лет. Греки победили, и турецкие войска оставили остров к концу 1899 года. На следующий год, “после преодоления всевозможных препятствий и интриг”, Эванс купил остальную часть Кефалы за 675 фунтов стерлингов. ..............В начале марта 1900 года надлежащим образом экипированный Эванс (он вез с собой, кроме прочего, запас щеточек для ногтей, 2 дюжины жестянок консервированного говяжьего языка, 20 банок сардин, 12 сли-
вовых пудингов, коробку соли “Эно” для желудка, караван металлических тачек и “Юнион Джек”) высадился на Крите. ............КАК ВИДИТЕ НЕ БЕЗ ИРОНИИ НАПИСАНО!!,,,Там он приступил к дезинфекции и побелке арендованного дома, в котором собирался поселиться со своими ассистентами. 23 марта Эванс с победно развевающимся над головой британским флагом приступил к .....ЕЩЕ ИРОНИЯ,,,
раскопкам. Кефала была населена еще в каменном веке (Эванс нашел предметы эпохи неолита около 6100 года до н. э.). Царство Миноса процветало в бронзовом веке, примерно .......в 1850– 1450 годах до н. э. ..........................
Хотя внешние стены дворца были сложены из больших каменных блоков, в строительстве
широко применялось дерево: необходимая мера безопасности в сейсмоопасном регионе. Как показал анализ обугленной древесины, дворец несколько раз разрушали, сжигали и перестраивали. О причинах можно лишь догадываться: землетрясения, удары молний, враг? Наверняка было ясно одно: в последний раз дворец разграбили и сожгли в начале XIV века до н. э. Хотя его частично и восстановили, Кносс перестал быть средоточием власти. Через годы раскопок из-под земли покажется здание, превосходящее по размерам Букингемский дворец. Определить время существования дворца Миноса можно было, как и в случае Микен, по связям региона с Египтом. В одном из самых глубоких слоев рабочие Эванса нашли небольшую египетскую статуэтку из диорита, датированную приблизительно 2000 годом до н. / о ней на Стр. 70- примечание- Корнев Смелостев./
э. В многоэтажном дворце, раскинувшемся на шести акрах, были широкие парадные лест-
ницы, сотни комнат, кладовые и ремесленные мастерские. Эванс нашел остатки сложной
системы водоснабжения: терракотовые трубы, фонтаны, ванны и даже туалеты, в которых была система слива. / на Стр. 54  Корнев. Смелостев./ К концу сезона раскопок 1900 года группа выросла с 30 до 180 человек. (Желая содействовать возвращению мира на остров, Эванс нанимал и христиан, и мусульман.) Мужчины копали и носили землю, а женщины просеивали ее, чтобы не пропустить бусины, гипсовые фрагменты и другие драгоценные вещицы.
........За девять недель рабочие Эванса выкопали изысканную алебастровую вазу в форме три- тонова рога, высокий алебастровый трон, фрагменты восстановленных впоследствии фресок, статуи, расписную керамику и обугленные остатки деревянных колонн (они, как и открытые в Микенах, были гладкими, круглыми в сечении, сужающимися книзу и расширяющимися кверху). Сэр Джон был так доволен сыном, что послал ему 500 фунтов стерлингов. Но все это, как напишет помощник Эванса Джон Л. Майрз, “отошло в тень” по сравнению с нахождением в том сезоне глиняных табличек – “открытием, которое отодвигало возникновение письменности на греческой земле далеко в прошлое – за семь веков до первого известного в истории памятника”. 30 марта рабочие в Кноссе извлекли из земли “похожий на зубило глиняный брусок, поврежденный с одного края. На нем была надпись, представлявшая собой, вероятно, цифры”, – вспоминал Эванс. Он сразу понял, что письмена на бруске напоминали виденные В 1898 году Крит стал самостоятельным государством, а в 1913-м вошел в состав Греческого королевства.

М. Фокс. «Тайна лабиринта. Как была прочитана забытая письменность»
 
Открытие письменности в Кноссе, по словам Эванса, оправдало “самые оптимистиче-
ские ожидания”. Рабочие находили все больше табличек, некоторые абсолютно целые. Время от времени ученые открывали небольшие комнаты, полностью заполненные табличками, – это были дворцовые архивы. 5 апреля 1900 года обнаружили терракотовую ванну с табличками – они упали с верхнего этажа, когда сгорели перекрытия. Кроме того, в ванне нашлись куски обугленного дерева: вероятно, таблички хранились в ящиках. В другом месте дворца рядом с табличками отыскались маленькие бронзовые петли. 10 мая Эванс написал отцу об “огромном хранилище, где по крайней мере несколько сотен штук”. Таблички были клиновидной формы, 5–17 см в длину и 1,5–7,6 см в ширину. Сужающиеся к концам, они, очевидно, умещались в руке. Таблички были изготовлены из местной глины, а писали на них чем-то вроде стиля. Попадались таблички побольше, прямоугольные, из той же глины и иногда украшенные по краю. На маленьких табличках есть место лишь для одной-двух линий, возможно, 10–20 знаков. А на одной очень большой прямоугольной табличке, более 25 см в высоту и 38 см в ширину, было 24 строки текста. / Так называемый список жильцов на Стр. 108 у меня Корнев. Смелостев/. Впоследствии эту табличку назовут “Мужчина” из-за столбца пиктограмм “мужчина” .
Кносская табличка “Мужчина”. Символ “мужчина” повторяется в крайнем правом
столбце и сопровождается числительными.
.....Кносские писцы были превосходными чиновниками. Таблички оказались каталогизированы. Каждый ящик с табличками был опечатан и снабжен указанием на его содержимое. Надписи на ящики наносили, используя уже знакомые Эвансу печати. (Задолго до того, как таблички были прочитаны, их содержание – записи о зерне, скоте, колесницах, оружии и т.д. –можно было уяснить из пиктограмм на печатях.)
Эванс выделил три типа письменности. К первому он отнес иероглифическое письмо,
образцы которого встречались на печатях и геммах. Измерив глубину слоя в Кноссе, Эванс определил, что эта письменность относится к 2000–1650 годам до н. э. Притом что иероглифы часто попадались на глиняных пломбах, запирающих ящики с табличками, на самих табличках они встречались редко: во всем дворце Эванс обнаружил лишь один ящик табличек с иероглифическими надписями.
Другие таблички несли надписи в “новой системе линейного письма”, развившегося
из иероглифического к XVIII веку до н. э. Линейная письменность “принципиально отличалась от иероглифической и была гораздо совершеннее… Вертикально ориентированные буквы похожи на европейские”.
К 1902 году Эванс выделил два типа линейного письма. Письмо А использовалось при-
мерно с 1750 до 1450 года до н. э., а письмо Б сформировалось на основе письма А к концу
этого периода. Линейное письмо Б было в ходу до окончательного разрушения дворца в начале XIV века до н. э. Эванс назвал письменность “линейной” не потому, что знаки были выстроены в ряды, а потому, что они были схематичными, составленными из отдельных линий. Этот метод отличался от применяемого в древней Месопотамии: там знаки наносили на мягкую глину клиновидным инструментом. (Финикийский алфавит с его простыми контурными знаками,
породивший почти все современные системы письма, также был линейной письменностью.)
 ...... Количество найденных в Кноссе табличек с линейным письмом Б – более 2 тыс. –
сильно превышало количество других табличек.
Таблички с линейным письмом Б невероятно красивы. Поверхность некоторых угольного
цвета, другие таблички красновато-коричневые или ярко-оранжевые. (Цвет глины зависит от доступа кислорода при пожаре.) Нанесенные на глину символы, как правило, аккуратные. Это результат работы, писал Эванс, “опытных писцов”, которые на обороте оставляли “автографы” в виде отпечатков пальцев или даже каракулей. И сейчас, глядя на таблички, ощущаешь при- сутствие мыслящих, образованных людей. Шутливые рисунки, выполненные 3 тыс. лет назад на обороте табличек в Кноссе (вверху) и на материке (внизу). Это переживание оживляет процесс археологической дешифровки. Притягательность молчащей древней письменности возникает не только по причине того, что дешифровщик не может ее прочитать, но и из знания, что давным-давно кто-то умел это делать. Для Эванса писцы из Кносса были живыми людьми, которые кропотливо описывали современные им события. Люди должны суметь прочитать это снова, пускай даже 30 веков спустя.
Пропавший ключ
Около 5 тыс. лет назад у человека отпала необходимость помнить все. Речь, развиваясь
вместе с человеком, существовала по крайней мере уже 50 тыс. лет. Гораздо позднее люди
поняли, что могут закрепить устный язык в графической форме. Впервые люди не должны были зависеть от одной только памяти, чтобы передавать из поколения в поколение предания, историю, практические знания. Мы называем письменностью эти чудесные системы хранения и поиска информации.
Письменность, одно из важнейших изобретений в истории, по всей вероятности, воз-
никла примерно в одно и то же время в нескольких местах. Прежде люди для сохранения
и передачи информации полагались на более примитивные системы, например на узелковое письмо, глиняные жетоны и дощечки с зарубками. Ученые называют такие системы протописьменностью. Но собственно письменность – полноценная символическая система, с помощью которой можно записывать любые тексты на каком-либо языке – появляется около 3300 года до н. э. с изобретением в Шумере клинописи. Примерно в то же время были созданы древне- египетские иероглифы.
........Первый тип, в котором символ обозначает целое слово (или понятие), называется лого-
графическим (идеографическим) письмом. Китайская письменность с ее десятками тысяч знаков, каждый из которых обозначает отдельное слово, – хрестоматийный пример логографического письма.
..........Во втором типе отдельный символ обозначает слог, например ма или па, бo или дo. К
системам слогового письма, или слоговым азбукам, относится японская кана. (Японская письменность в целом представляет собой смешанный тип: кроме слоговых знаков она содержит много логограмм, которые, как и кана, заимствованы из китайской письменности.) В системах третьего типа знаками обозначаются отдельные звуки. Такой системой является алфавит. Им мы обязаны финикийцам, семитскому народу, который адаптировал несколько более раннюю буквенную систему приблизительно в I тысячелетии до н. э. В финикийском алфавите было 22 знака / от него произошли все Европейские и Русский алфавиты- примечание Авторы/ , причем лишь для согласных звуков / без_A_E_I_O_U/. Позднее этот алфавит заимствовали греки, прибавив знаки для гласных звуков. От греков алфавит получили этруски и римляне. Финикийское письмо и его прямые потомки являются прародителями почти всех алфавитов, использующихся сегодня, от латинского и кириллицы до еврейской и арабской азбук, а также, вполне вероятно, многих нелинейных систем письма Индии.
 ........Тогда связь между звуком и знаком нарушается и текст становится герметичным. Тут-то и начинается дешифровка. Морис Поуп так объясняет притягательность древней письменности: Дешифровка – наиболее завораживающее достижение науки. Есть
нечто волшебное в прикосновении к неизвестной письменности, особенно письменности из далекого прошлого, и не сможет убежать от славы тот, кто первым решит загадку. Кроме того, дешифровка – не только раскрытая тайна. Это ключ к дальнейшему познанию, открывающий потайную сокровищницу истории… 
.....P/s. А на тему дешифровки Линейного письма_Б можно почитать уже у нас.
Для Вас составили этот отрывок из книги из Интернета Корнев, Смелостев и не” Крылович. Тут довольно честное и непредвзятое описание деятельности Еванса, Чедуика, Вентриса и Алисы Кобер, что дала Правильное инаправление в расшифровке этого типа письма, и оставила после себя архив на Тысячи страниц. НЕРАЗОБРАННЫЙ! ПОКА...