Биография Федора Самураева

Дмитрий Савостин
Впервые опубликовано в литературном журнале «Сура» №5 за 1997 г

Федор Самураев родился 10 декабря 1961 года в одном из райцентров российской глубинки. Отец Федора работал в колхозе механизатором. Мать руководили сельским клубом. По отцовской линии род Федора восходил к старинному самурайскому клану. Его дед был беглым японский военнопленным, а прадед командовал одним из броненосцев Страны Восходящего Солнца в Цусимском сражении. Узнав, что его горячо любимый сын, - дед поэта, - порвав с феодально-милитаристским прошлым, окончательно поселился в России и женился на студентке культпросветучилища, прадед хотел сделать себе харакири, но потом с головой ушел в биржевые спекуляции и стал совладельцем одной из ведущих японских фирм в области электроники.
Все это не могло не наложить глубокого отпечатка на формирование дарований будущего поэта. Долгими зимними вечерами, когда мать уходила в свой клуб, а отец отдыхал после трудовых будней со своими товарищами-механизаторами, маленький Федя с жадностью внимал рассказам престарелого деда, рисуя в своем воображении цветущую у подножия Фудзиямы сакуру. Воодушевленный вниманием внука, дед читал ему стихи на японской языке, которые они тут же пытались, и небезуспешно, переводить на русский.
Когда Федя немного подрос, деда не стало. Чтобы не оставлять малолетнего Федора одного в нетопленной избе, мать брала его с собой в клуб. Она немного играла на баяне. Часто после очередного собрания сельхозактива мать брала баян, и под его заливистые переливы сельская молодежь исполняла задиристые частушки. Так поэтическое мировосприятие Федора обогатилось чисто российским, чисто народным самодеятельным началом.
При клубе имелась библиотека, где в достаточном количестве были представлены различные классики. Юный Федор с удовольствие их изучал.
Стоит ли говорить, что со смертью деда его литературные потуги не прекратились. В этот период своего творческого становления он много и плодотворно сочинял как традиционные для него стихи, так и пробовал себя в прозе. Его деревенское творчество очень скоро было востребовано как со стороны местного официоза, который считал престижным иметь собственного поэта, так и со стороны народных масс, относившихся к литературному процессу, как к своего рода колдовству, вызывающего  определенное уважение и некоторую долю страха.
После окончания школы Федор хотел пойти по стопам прадеда и поступить в военно-морское училище. Но в связи с семейными обстоятельствами он  вынужден был ограничиться ближайшим политехническим институтом, после окончания которого поступил на оборонное предприятие, расположенное в областном центре. Во время учебы в институте и работы на оборонном предприятии он продолжал совершенствовать уровень своего литературного мастерства. Его начали печатать в заводской многотиражке.
После получения квалификации «инженер 1 категории» Федор влюбился в студентку-практикантку и женился на ней. Вскоре у молодоженов появился первый ребенок. В силу изложенных обстоятельств творчество Самураева на протяжении целого ряда лет протекало фактически нелегально.
Только начавшиеся в стране реформы, в результате которых Самураев сумел добиться полного финансово-экономического преобладания в семейной иерархии, позволили ему вывести свою литературную деятельность из глухого подполья. С головой окунувшись в рыночные отношения, он сумел отыскать в них поэтическую составляющую. Его литературное творчество обрело новые самобытные грани. Если дореформенные самураевские стихи можно было бы с некоторой натяжкой посчитать компиляцией, подражанием творчеству творивших до него поэтических классиков, то при самом пристрастном отношении отнести это к его постреформенным произведениям уже не удастся никак. Самураев если и не принадлежит еще к хрестоматийным русским поэтам, то уверенной литературной поступью движется к этому. Его сегодняшнее поэтическое мировосприятие исключает мессианские страдания несчастного пророка, готовящегося покорно встать к определенному сроку под пистолет своего убийцы. Лирический герой Самураева не озирает мир с высот поэтического Парнаса, а вглядывается в него изнутри, что обеспечивает ему уровень восприятия максимально близкий к оригиналу. Не беда, что иногда это взгляд из окна своего «Мерседеса», изнутри офиса своей фирмы, изнутри улетающего в дальнее зарубежье «Боинга», а иногда и вообще из дальнего зарубежья. Будьте уверены, лирический герой Самураева также смотрел бы на мир и из бочки Диогена. Но суть в том, что его принципиально невозможно в эту бочку поместить. Пассивное созерцание не в его стиле. Он человек дела. Дело и слово для него, как материя и энергия – две ипостаси сущего. Раньше такого по праву могли бы назвать творцом. Сегодня к нему более подходит определение – «делец», что буквально переводится на английский как «бизнесмен». Но это наш отечественный бизнесмен.  Это наш крутой мужик – «новый русский». Отсюда с неизбежностью следует, что Самураев – поэт новых русских, поэт новой России, которая до его появления на литературном небосклоне оставалась поэтически ореформленной в наименьшей по сравнению с другими сторонами нашей современной действительности степени.