Игорь Демарин

Музыкальный Меридиан
Игорь Борисович ДЕМАРИН (род. 22 октября 1959 г. Изюм, Харьковская область, УССР) –советский и российский композитор и певец. Заслуженный артист Украинской ССР (1988). Член Союза композиторов России (2012).

«Мои песни – не напоминание трагедий, а напоминание о том, что ты не одинок в этом мире. За этим люди ходят на мои концерты. Если пошла слеза, это прекрасно. Это не тяжело. Мои песни вызывают слезы радости. И ни в коем случае не усугубляют те проблемы, которые есть у каждого человека».

Когда в музыкальном магазине у него просят автограф, Демарин перестаёт в этот магазин заходить. Он не то, что боится славы, просто она мешает жить композитору в привычном мире. Позиция довольно странная? Скорее, нетипичная. Да он и сам такой – необычный, трогательный, с сильным голосом и грустными глазами. Даже когда шутит.

* * *

В возрасте 13 лет сочиняет свою первую песню «Много лет» на собственные стихи.

В 1979 году окончил Артёмовское музыкальное училища (отделение по классу фортепиано).

Проходил армейскую службу в ансамбле песни и пляски Краснознаменного Черноморского Флота в Севастополе.

И. Демарин: «Ансамбль пел мои песни (и поёт до сих пор, чему я несказанно рад)...
Хормейстер этого коллектива и подготовил меня для поступления в консерваторию, правда, нацеливал в основном на хоровую музыку. "Получится у тебя что-то инструментальное или нет, – говорил, – это еще вопрос, а хор – он всегда прозвучит». Я к этим установкам прислушивался, тем более что в своё время этот хормейстер занимался у такого корифея, как Павел Иванович Муравский».

Затем – студент Киевской консерватории (композиторский факультет, класс Льва Колодуба), солист ансамбля «Корчагинцы» (с рок-оперой «12 монологов, подслушанных в толпе прохожих» (музыка Игорья Демарина, стихи Игоря Афанасьева) ансамбль гастролируют по Союзу и странам Европы).

«На прослушивание в консерваторию я приехал прямо в матросской форме. Маэстро Штогаренко аж загорелся: «Матросик!». Наверное, вспомнил себя в этом возрасте. Всё-таки у меня счастливая судьба – я поступил! Не всё, разумеется, вышло гладко. У меня была фортепианная подготовка, а в консерватории требовалась больше теоретическая, поэтому год я учился на подготовительном отделении. Потом попал в класс Колодуба – это мой мастер, шеф. Пять лет Лев Николаевич меня школил и довёл до симфонии – она блистательно прозвучала».

Из воспоминаний И. Демарина: «Однажды я прихожу к нему, и решил симульнуть немного – не сделал то задание, которое он мне задал. «Не было вдохновения», – говорю. А он, интеллигентнейший человек, рассмеялся и очень мягко мне дал понять: «Вдохновение – это то состояние, в котором Вы всегда должны находиться. А вот для того, чтобы что-то сделать, надо четко выполнить поставленную задачу». В творческом деле без усидчивости не обойтись. Даже в творческом деле. Вдохновение – это что – настроение или влюбленность, которая вдруг появляется?»

В 1986 году получает приз зрительских симпатий на конкурсе «Юрмала-86».

ИВАННА: http://www.youtube.com/watch?v=AlUi9IUY9iI

1987 г. – участие в фестивале Песня года. Исполнял вместе с Павлом Дементьевым песню Александры Пахмутовой «Октябрь 17-го года» первым номером.

В 1988 году становится популярной песня ДОКТОР ВРЕМЯ исполненная Валерием Леонтьевым:
http://www.youtube.com/watch?v=T1z47IR-Tj4

1988 г. – Гран-При всесоюзного конкурса стран социалистического содружества «Крымские зори-88» (Ялта).

– Игорь, Вы типичный пример человека, проснувшегося знаменитым. После феерического выступления в Юрмале в 1986 году и Гран-При ялтинского конкурса в 1988, вся страна пела песни Демарина «Два человека ходят по свету» и «Доктор Время». Тем не менее, «звёздная болезнь» Вас не подкосила. Не любите славу?

– В Ялте было забавно. На этом же конкурсе выступал и Филипп Киркоров. Ему года 22 тогда было – не мальчик уже, известный и популярный артист был, гастролер настоящий. Выступил довольно хорошо, но Гран-При получил я. Это многим и сейчас покоя не даёт.

Так вот, я с песней «Доктор время» с оркестром на сцену вышел и практически «убрал» всех. И вот – обсуждение. Это мне Богатиков покойный потом рассказывал. Так вот, по словам Юрия Иосифовича, разговор о том, кому какую премию дать, часов пять-шестьшёл. Обо мне – тишина. Ни слова. Никто ничего не говорит. И тут кто-то спрашивает: «А с Демариным-то что делать?» А София Михайловна Ротару: «А что с Демариным? Это Гран-При». Вот так получилось. Даже без обсуждения.

…Я пожертвовал многими конкурсами и многими гастролями, чтобы учиться в консерватории. Мне это было необходимо, чтобы воплотить в жизнь заветы родителей. И потом, я был воспитан так, что для того чтобы сочинить песню, нужно быть большим – Автором, Композитором. И тогда эта песня будет качественной и настоящей.

По словам И. Демарина, он никогда не гонялся за тем, чтобы его все знали. Для негоочень важно, чтобы его ценили те, кто знает. С детства воспитывали так, что его музыка не может быть обслуживающей.

1989 г. – дипломант Международного фестиваля песни в Сопоте.

На «Мелодии» а том же году выходит диск-гигант «Полночный снег».

На вопрос пишет ли он сам песенные тексты, Игорь как-то ответил:

«Вовремя с этим закончил. Потому что, если бы я продолжал со своими стихами, то зашёл бы в тупик и писал бы одну большую песню. Так бывает со многими авторами, кто сам пишет тексты. Это бардовство. Там будет что-то по тексту интересное, а по музыке – нет. Не будешь развиваться просто как музыкант. Я песен 12 написал на свои стихи. А потом начал интересоваться серьёзной поэзией. У меня создался свой круг поэтов: Кайсым-Кулиев, Маргарита Алигер, Маяковский, Роберт Бёрнс. Они близки мне настолько, как будто я с каждым из них встречался и виделся.

Позже в этом круге появилось пополнение – Юрий Рогоза. Это было очень яркое творческое приобретение. Мы когда с Юрой познакомились, то за неделю сделали 10-12 песен. Одна из них – «Два человека ходят по свету», имевшая в Юрмале огромный успех. И всё это благодаря поэту. Знаете, это вообще высший пилотаж, когда в настоящем соавторстве с поэтом работаешь!»

В 1991 году вместе с женой – певицей Ириной Шведовой – переезжает из Украины в Москву.

1992 г. – лауреат Международного конкурса «Ступень к Парнасу».

АПЛОДИСМЕНТЫ: http://www.youtube.com/watch?v=1jfIT-_Rdns

Из интервью Дмитрию Гордону («Бульвар Гордона», №15 (15) 2005, август):

– Знаменитые московские композиторы и поэты-песенники ещё того, советского разлива, составляли довольно замкнутый клан. Как они восприняли появление уже известного коллеги из Киева?

– Ну, если считать кланом Пахмутову с Добронравовым, то с распростертыми объятиями. Как и поэты Танич, Зиновьев, Резник... На самом деле, из-за собственной занятости и лени я до сих пор еще в Союз композиторов не вступил. Только сейчас этим занялся, уже прошёл этапы прослушивания. Московские композиторы Хренников, Фельцман, Пахмутова (фамилии можно перечислять долго) – это наша история, на их песнях мы росли, учились, и они таки научили нас лучшему. Только ради того, чтобы побольше с этими людьми общаться, хочу вступить в Союз композиторов.

– Тем не менее у тебя, я знаю, был какой-то конфликт с Юрием Антоновым...

– Ну, это всегда подозрительно, когда хорошо встречают, – так и жди потом какого-нибудь подвоха. Антонову нравились мои «Америка-разлучница», «Заграница», «Белый вальс», он как бы принял меня за своего, проникся. Правда, потом одна моя песня напомнила ему что-то из его творчества...

– ...которое он почему-то давно не обновлял...

– Очень давно. Мы сейчас даже хотим скинуться, чтобы послушать его новые песни. Шутка! Видимо, кто-то ему нашептал: «Смотри, Демарин твою песню выдаёт за свою»...

– Что же это за песня была?

– «Конвой».

– ???

– Ну да, что-то там есть... С другой стороны, консерватория научила меня свободно использовать народный мелос.

– Благодатная почва...

– ...и беспроигрышный вариант. Всё равно народную песню не повторишь...

– Да и нот всего семь, правда?

– Конечно. Если сейчас мы начнем выяснять, кто у кого чего, разговор будет долгим...

– Но зато каким интересным!

– Вообще-то, для публики это не столь важно... Простой народ, когда слушает, удивляется: «Так слова же другие!». (Смеётся). Мол, из-за чего сыр-бор?

Если бы мы с Антоновым сели за стол переговоров, я бы наиграл те народные песни, на базе которых делал «Конвой». Он убедился бы, что просто мы вместе пользуемся одним материалом, поэтому предъявлять претензии – бесполезная трата времени.

(Прим. – А спорить долго и не надо, ибо имеющий слух да услышит. А все эти демаринские пояснения – это всё разговоры в пользу бедных. И Антонов, по-моему, очень даже прав):

КОНВОЙ: http://www.youtube.com/watch?v=GMEIi7d-USk
МАКИ: http://www.youtube.com/watch?v=qOm6WeJj6VU

– А что же Антонов?

– Не успел я ему ничего объяснить, как буквально на следующий день в скандальной московской газете вышел материал «Демарин – вор!». Вдобавок Антонов стал мне звонить: «Давай встретимся, разберёмся в натуре». Я одно время его побаивался, думал: «Ё-моё! Какие дела?». Ну а потом пошли песни Матвиенко и всё – вопрос закрылся.

1992–94 гг. – совместная концертная программа с Ириной Шведовой «Два человека ходят по свету» (концертный зал «Украина», Киев; концертный зал «Россия», Москва).
Выход совместного альбома «Листья летнего сада» (LP).

Развод сравнивают с ампутацией: ты остаёшься в живых, но тебя становится меньше. Во всяком случае, порознь Игорь и Ирина так и не сумели повторить успех своего тандема. Просто какое-то наваждение - и сегодня, спустя много лет после расставания, в мире эстрады их имена чаще звучат вместе, чем по отдельности.
В посолидневшем, степенном Демарине ныне трудно узнать былого комсомольца-романтика, Робин Гуда и сердцееда. Правда, он по-прежнему нервничает, вспоминая бывшую жену.

– Долгое время фамилия Демарин звучала в тандеме с фамилией Шведова. Ирина пела замечательные песни, которые ты написал: «Америка-разлучница», «Белый вальс», массу других... История ваших отношений сложна и запутанна. Сегодня уже не секрет, что был у вас и любовный треугольник, и любовный четырёхугольник – словом, чего только не было... Что вас объединяло? Ваш союз был творческим или семейным?

– Творческим, разумеется, – даже дети у нас так и не появились. По молодости мы настолько были увлечены делом: концерты, гастроли... К тому же у меня большие, даже завышенные требования к исполнителю. Немало пришлось потрудиться, чтобы из просто рядовой актрисы театра Ира стала певицей.

- Тем не менее, театральность в ней всё-таки побеждала...

– Увы. Мой принцип: эстрада эстрадой, а театр театром, и не надо смешивать жанры. Ты должен выйти на конкурсе и победить, а Ирка проигрывала, потому что нужно было дать простор песне, а не себе. Это в театре ты работаешь на себя, а в песне должен от всего отрешиться...
С театром на сцене мы боролись изо всех сил, но он – к сожалению, ты совершенно прав – победил.

– На твой взгляд, Шведова была незаурядной певицей?

– Она вообще певицей не была – ни одной секунды, ни одного такта. Просто меня убедила в обратном. В то время мой «Белый вальс» показали Ротару. Мне очень нравилось, как София Михайловна его подавала, это была её песня, но Ирка перехитрила всех. Она присутствовала при рождении «Вальса» и умудрилась сделать его самостоятельно. Мы с Рогозой только наметили, как написанным распорядиться, а она уже туда показала, сюда, третье-десятое... Потом сама пробила на «Песню года», и все подняли руки вверх, сдались. Честно говоря, добиться показа её на ЦТ, вынести на поверхность афганскую тему именно тогда было крайне сложно, почти нереально.

БЕЛЫЙ ТАНЕЦ: http://www.youtube.com/watch?v=qr2QRjzTXKM

– В Москву вы с Ирой приехали, полные радужных планов и надежд, но очень скоро семейная лодка разбилась. Обо что: о быт или..?

– Ну, то, что не о быт, – точно. Он был у нас куда лучше, чем в Киеве, мы снимали двухкомнатную квартиру, причём могли себе позволить обосноваться в любом районе. Материально всё было совершенно нормально, но сразу стало играть роль окружение. Ирка нравилась и Добрынину, и Антонову, другим композиторам и поэтам... Она за кулисами или где-то в студии ходит, а они шу-шу-шу: «Ирочка, тебе... шу-шу-шу... хиточки нужны»...

У меня к хитам было особое отношение. Как во всём мире заведено? Если приезжает, скажем, Том Джонс, даже имея 100 новых песен, он все равно выдаст «Делайлу». Обязательно, потому что это его визитная карточка, он без неё никуда. Если на сегодняшний день у тебя нет песни лучше «Америки-разлучницы», катай её полным ходом, не трогай!

АМЕРИКА-РАЗЛУЧНИЦА: http://www.youtube.com/watch?v=DuueUGVR5pk

– А она начала трогать?

– И ещё как! Ирке захотелось на сцене потанцевать, попеть какие-то безделицы, а ведь она уже заявила о себе как о серьёзной исполнительнице…Другие никогда в жизни не смогут о чём-то серьёзном спеть, потому что нет того внутреннего мира. Им только поплясать, сексы-шмексы, а из её уст слово доходило до публики, её на руках носили.

В общем, вдруг пошли заявочки типа: «Мне нужно то-сё, со Славой Добрыниным поработать». Я в ответ: «Ради Бога, правда, хита я не слышу. То, что Слава делает для других, для себя – это нормально (он большой профессионал), но тебе нужна песня достойная, не для раскрутки. «Ягода-малина» – отличная вещь, но не для тебя: если её споёшь, себя уничтожишь».
Я устал доказывать это день и ночь. «Ладно, воля твоя, – сказал, – вперёд, за орденами! Я занимаюсь своим делом, мне достаточно и своих планов. В конце концов, из-за тебя я себя забросил, как минимум, лет на 10».

В 1994 году записана рок-опера «Сага о солдате».

В 1999 году отмечает двадцатилетие творческой деятельности (концерт в ГЦКЗ «Россия»).

22 мая 2007 года состоялась премьера рок-оперы «Парфюмер» (московский театр «Новая опера»).

В том же году завершена работа над музыкой к детскому спектаклю «Муми-Тролль и комета» (театр «Около дома Станиславского»).

2012 г. – завершена работа над мюзиклом «Адам и Ева» – либретто Канделя, стихи И. Белого (театр «Шалом», Москва).

2015 г. – рок-опера «Парфюмер» на льду (СК «Олимпийский», Москва).

(По материалам сайта ВИКИПЕДИЯ и ряда интервью)

* * *

«ДОКТОР ВРЕМЯ». Избранное

1. Что ж, уходи (Р. Тагор)
2. Полночный снег (Г. Потиевский)
3. Капитан (У. Уитмен, пер. М. Зенкевича)
4. Иванна (Ю. Рогоза)
5. Вспоминайте меня (Е. Стюарт)
6. Стройотряд (А. Пахмутова – Н. Добронравов)
7. Доктор Время (Ю. Рогоза)
8. Джордано (Ю. Рогоза)
9. Я не могу расстаться (Ю. Рыбчинский)
10. Аплодисменты (Ю. Рогоза)
11. Пересечёмся (Н. Зиновьев)
12. Я не тону (Ю. Рогоза)
13. Мэрилин (Ю. Рогоза)
14. Два крыла (А. Дементьев)
15. Листья летнего сада (Н. Зиновьев)
16. Старое вино (Ю. Рогоза)
17. СМС (М. Танич)

Музыка: И. Демарин, кроме (6)

Записи 1988-2009 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: http://yadi.sk/d/3lTPf17SzPWK6

Размер архива: 109,5 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 19 сек.