начало анализа летних практик на пси

Павел Бетач
Переопределив понятие пафоса, снизив его до бытового уровня, ведущий летних практик перпендикулярно уклонился от течения криптопатетики. Пафос - это не  "высшая точка эмоционального чувства, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем", а страстное воодушевление, состояние авторской психики в момент высказывания. Подчёркиваю, пафос - свойство авторской психики, которое отражается в художественном высказывании как когнитивный импульс, а не достигается  в нём кем бы то ни было как некое развлекательное возбуждение. Соответственно, криптопатетика - работа не столько с текстом, сколько с психикой, распознавание и использование в ней скрытых потенциалов. А стихи - зеркало, в котором такое дело отражается по мере таланта и мастерства версификатора. Тут можно было бы и закончить анализ материала, как не имеющего отношения к пересечению сфер компетенции и интереса криптопатолога. Однако, криптопатевту есть повод для нескольких обобщений.

Рассмотрев весь корпус уже (26.07. полдень) представленных на практиках стихотворений, можно заметить, что подавляющее большинство построено на сентиментальном пафосе. То есть, авторы страстно возбудились на приукрашивание и преувеличение значимости тривиальных бытовых переживаний. Но есть исключения. Некоторые реплики сделаны мастерски с выходом на уровень романтического пафоса через художественный парадокс. Например:

8.
что ни день то перу
(нарисованное на бумаге от маковой папироски)
я иду по каменному перу
птицы босха
вся моя маята
не для этого горного кряжа
все не то, все не так, все не та
золотистая пряжа
из нее не соткать полотна
для холстов, для воркующей кисти
над тропой, у которой уже не отнять
опадающих листьев

Здесь криптопатетика имеет место, ввиду наличия, как минимум, пары пафосных ядер. На сентиментальное бытовое сожаление о конечности жизни опирается переживание романтической гипотезы о вечной памяти. Вероятно, это максимальный уровень воодушевления достижимый в заявленном практиками формате.

Рассмотрим следующую реплику:

по реке плывут белые лодки и паутина
к осенней пасхе пекут куличи
красят яйца
голу’бкам из глины
доверяют духовные письма

испачканы кончики пальцев
темно-рыжим отваром луковой шелухи

рис, изюм что-то было нужно еще
что-то нужно еще
что-то нужно

целый день мытник-дождь идет к храму по лужам
замолить все неведомые грехи

Пафосная схема стихотворения подобна приведенному выше примеру. С той разницей, что там была сентиментальная романтика, а здесь романтический сантимент. Разница состоит в иерархическом соподчинении соразмерных пафосных ядер. В "осенней пасхе" сакральная романтика очередных поминок опирается на сентиментальную гиперболу о принципиальной неопределённости в иерархии частных истин. Образ кутьи без мёда, о котором забыла стряпуха, отражает ключевой сантимент, бытовую деталь возвышенную до романтической сакралии.

И ещё одно исключение из общего монопафосного правила:

посейдон
посей дон
по сей дон
не пускайте меня на улицу
я там обязательно
начну говорить правду
про сациви, арагви
про уран и юпитер, но
опоздаю на литерный
и буду пугать голубей над фонтанами
еще неокрепшими крыльями
а потом меня поднимут в запыленных
кедах, понесут по аллее платановой
а я буду думать, какой бы статус
на фейсбуке завтра выставить

Здесь автор вдохновился комическим и героическим мотивами, избежав общего для прочих текстов сантимента. Текст открывается забавной каламбурной сакралией и в целом представляет собой гротескную модель молитвенного обращения к миру, который сообщество мирян - высшая относительно героической личности инстанция. В финале божественно поверженного героя чествуют в формате потешного триумфа. Этот текст следует признать криптопафосным без всяких оговорок, по основному определяющему признаку криптопатетики: два ядра из несмежных областей пафосного спектра.

В отличие от контрафакта, марочная криптопатетика открывается версификатору через что, а не через как. Геймеру вдруг оказывается есть что сказать нового о себе и (или) мире. Как сказать это новое что, в каком из кривых зеркал отразить, под каким углом, в духе какого времени - решается с учётом партнёрских качеств, типа, этических норм, версификаторских предпочтений, способов смысловой кодировки и т.п в процессе творческой коммуникации... формальные задания ведущего практик опять же можно учесть. Или не учесть, если свежее пафосное ядро удобнее и вернее отражается в классическом ровном метре, чем в раздёрганном дольнике или акцентированном раёшнике. Кому-то криптопафосные новости могут показаться замшелыми банальностями, а кому-то - биномом Ньютона, который в его системе образования не проходили и не планируют.

МАНИФЕСТАЦИЯ

***
от рима все пути ведут ко дну
скажите а
кто думал что не тонет
я молча молочу свою копну
зерно за мной несут морские кони
а чушь болтает ласковый прибой
тяжёлый дух у кромки лукоморья
наивные зовут его судьбой
продвинутые - выморочной корью
и зажигают истинности для
во здравие пока стало не поздно
не веришь мне
помешивая звёзды
спроси у капитана журавля

***
От пневмонии лучшее лекарство
Собачье сердце
Я сейчас не про
Булгакова
Со дна воронки карстовой
Всплывает порт и плот
Баюкает чужую маму дочь
И истины под пальцами поются
И всё всё всё что было с ними до
Расходится как трещина по блюдцу
Не преданность двусмысленности слов
Как греческий коньяк бьет прямо в башню
Печально что уходит плоть и кровь
И страшно

***
Все сказки ложь у синей бороды
Была собака сам он подвизался
Своеобычным чином в маалюле
Собаку звали кажется метакса
Хозяин суку страшную любил
Убил ее во сне дамасским шилом
Сварил и всю раздал соседским детям
Его казнили в пятницу к обеду
Отрезали башку как богоборцу
Творящему немыслимую мерзость
И выставили в старой медной чаше
На собственном кедровом аналое
Потом всех палачей прогнали наши
Молитвами пречистой мамы маши
А там на камне вырос куст алоэ

***
изречена
из сердца
значишь ложь
почти не важно чья
пустынный морок
свободой захлебнулась плачея
едва за сорок
несвоеголоса
в коленях дрожь одуряющая
бес с кожи
нанкин с изнанки
канкан и танки
всё отутюженное итожат
в банке
завис всевидящий банкомат
крестовики
трясут паутину в шоке
изречена
из пальцев
ты значишь блажь
а у осы
причинное жало
в жопе
мон анж
покровские ворота
с тех пор
как савранский слился
снесли на память
хоботов не спасётся
ни муза ни красота
ни перенос столицы
из перца в камень
изречена
из уст
означаешь соль
целью своей сильна
швалью чужой больна
не забывай
что счастье
когда не делится
входит в состав рецепта
потом не расти трава
и не моя вина
на циферблате мельницы

***
А знаешь счастье надо отдавать
Кричать о нем и петь на все мотивы
И может быть тогда придут слова
Крепки как чивас
Как можно мягче бережней нижней
Рукой касаться не бояться ранить
И будет кожа будто бы пергамент
Прозрачна
новоязы палачей
Роскошны
А глаза раскосы
глядят не добро
И несыты осы
Арахнофобы жгут
На шее жгут
Мне подарил носок сегодня добби
И ты ничей

***
и ты ничей как свора палачей
как пауки собравшиеся в банке
становятся сговорчивее злей
сказал бианки
что сказка ложь намёки ни к чему
и мы сгорим в огне прокрастинаций
арахнобуки пишут про тюрьму
хотят сдаваться

паук построил одноместный флот
война идёт из психбольницы зримо
армада насекомая плывёт
в осколках дыма

хитин не треснет треснула губа
живи паук на что-нибудь надеясь
ах господи пожалуйста избавь
от свор злодеев

***
пока плетёт психический мизгирь
узор арахноэрной оболочки
позор терзает слабые мозги
аж опыт забывает ставить точки
от улыбайки левой заводной
на стакане аттического узо
две-три дороги сходятся в одной
пюпитор до утра лайкает лузер
а германа проклятого всё нет
нет есть но он в плену у вавилонок
никто ему не сделает минет
ни на одной из их бензоколонок
я королева я я я я я
солярки мне и литерного чаю
ну наконец-то папочка - твоя
не стоит перечитывать
кончаю

***
есть кто-то рядом мой близнец по крови
а может быть он мальчик для битья
и мой предел прекрасная суоми
в которой не бывала даже я

там говорят салют из всех орудий
спасение в 3D до фонаря
там холодно там ничего не будет
и по снежинке сказки собирать

приходится разбрасывая камни
в озёра с жемчугами по воде
а близнецы в суоми полигамны
их разницы в 3D не разглядеть

но я ребра трёхмерного не вижу
и в текстах разбираю слово "как"
но если на фонтанке пьяный чижик
то значит он законченный чудак

а климат не подходит
хоть ты тресни
перенести февральскую чуму
я не смогу в бетховенской болезни
ты в хельсинки не нужен никому

и вот смирившись с импортным девайсом
вдруг понял группа крови не влечёт
ну проходи мой милый раздевайся
на то и был суоминский расчёт

как ни крути а ближе до границы
от питера разбег
но ты забей
ведь я хотела только объясниться
когда тебя нашла
среди
людей

***
похоронив седьмую галатею
пигмалион решил уйти в монахи
но бес его попутал оголтелый
и внутреннее всё сказало
н а х у й
нет
нет любви
кругом пустые куклы
оживший мрамор дерево и глина
все губы от влюблённости опухли
хочу тебя опять
из пластилина

любить не стану
буду тупо трахать
куда хочу
и сколько мне угодно
пока ты не начнёшь истошно ахать
на зависть городским и огородным
потом сомну в горячий бурый ком
и выброшу на свалку тамагочи
пускай меня признают дураком
мир не забудет
нашей
главной
ночи

***
не впервые уходим с радаров
смотреть будем в оба
боже белыми нитками чёрное тело не шей нам
сексуальную жизнь близнецов с нелюбовью до гроба
таиландские мальчики сносят с любым афтершейвом

одинаковы все андрогины
поэтому сорри
выпадает в осадок сиамская девочка
топлесс
я тебя не хочу из-за нескольких гнусных историй
пусть танцует твоя героиня входящая в образ

пациент операбелен
хвалят господнее чудо
после экстренных ньюс в интернете дешёвая драма
но разносит альковные тайны по сайту иуда
цифровая модель с жутким трэшем родного сиама

зашипят пузырьки в голове многорукого шивы
засыпай моя радость
усни и ни слова морали
это в нашей природе – на бред улыбаться фальшиво
если пахнет изменой весь мир
мы его про... кутили на бали

***
эпоха измен открывается видом на свет
в окне где истошно работает стивен кинг
землистый господь предаётся с приветом москве
за тридцать минут и три мегатонны книг
живи побыстрее а иначе бабадук
серебряный инок расклёван курями вдрыск
его гонорейка вытянулась в дудук
а в сундуке словечки всосались в крыс
всемирный бордель перевыполнил планы на век
примите родные сегодня в уплату вздох
бренди пошёл по венам как танк кавэ
нечем сказать помилуй - скажите ох
быть может зачтётся за новое имя его
хотя накануне чудес никогда не бывает
чтоб поле бранилось за нас именами богов
и шли куда надо с малиновым звоном трамваи

Игровой состав: Павел Бетач, Ульяна Валерьевна, Лайт Шейд.