Загадочная Пассифлора

Валентина Шеломова
СБ Необычные цветы

Цветочек пассифлоры удивительный,
Диковинный поистине цветок.
Волшебный, экзотичный, восхитительный
Достоин он поэтов чудных строк.

Не зря о нем писал великий Гейне
И лучше вряд ли мне о том сказать,
Все чувства в поэтическом творенье
Сумел отобразить он, передать.

И все-таки попробую добавить
И от себя немного нежных слов.
Так хочется цветок этот прославить
И выразить им восхищенье вновь.

И сам цветок, и плод его прекрасен,
Фантазии природы беспредельны.
Чарует нежным, чудным ароматом
Вкус маракуйи дивного творения.


Загадочная Пассифлора

Оказывается Пассифлора имеет очень необычные цветы.

Пассифлора или Страстоцвет (вот такой практически дословный перевод названия с латыни на русский язык – «passio» — страсть и «flos» — цветок) еще в 16 веке была названа цветком, олицетворяющим Страсти (страдания) Христовы. Собственно, именно в силу такой ассоциации ему и было дано это имя. Пассифлора – цветок, который Генрих Гейне достаточно живописно описал в своем стихотворении:

Тут в головах заметил я цветок;

Загадочный — лиловый с золотистым,

Он странен был, но каждый лепесток

Проникнут был очарованьем чистым.

 

В ту ночь, когда лилася кровь Христа

(В народе есть предание об этом) —

Впервые он расцвёл в тени креста

И потому зовётся страстоцветом,

 

Как будто бы в застенке палача,

На нём видны орудья мук Христовых:

Всё, от креста, верёвок и бича,

До молота — с венцом из игл терновых.


В каждой строчке содержится прозрачная ассоциация, полная символизма: рыльца пестика Страстоцвета – гвозди, которыми Христос был пригвожден к деревянному кресту, пять тычинок – кровоточащие раны, корона – терновый венец, копьевидные листья – копье, которым пронзили сердце Иисуса.

Что уж тут скажешь – безграничная вера способна порождать символические знаки и ассоциации даже там, где их нет. А так как на самом деле никто точно не знает, когда и как на нашей земле появился этот цветок, положимся на предположения христиан и будем считать, что Страстоцвет сошел с небес именно в день казни Христа и стал данью его страданиям.

Хоть в названии и фигурирует слово «страсть», тем не менее, Маракуйя (плод Пассифлоры) не имеет никакого отношения к возбуждающим «препаратам».

Напротив, древние индейцы Южной Америки использовали их, а также цветы и листья растения, для приготовления настоев и отваров, улучшающих сон и борющихся с бессонницей, а также обладающих успокаивающим действием.

Кстати, лечебные свойства съедобной Пассифлоры научно доказаны, поэтому это растение и сегодня используется в производстве успокоительных лекарств.

Некоторые виды Пассифлоры использовались теми же индейцами в качестве сырья для приготовления очень действенного лекарства для лечения болезней печени, так как в вегетативных органах этого растения содержатся антиоксиданты и вещества, способные выводить из организма токсины.
( Из статьи Аллы Макаровой)