Танго смерти

Мила Фокс
Во время пыток, истязаний и расстрелов в концентрационном лагере «Яновский» (г.Львов) всегда играла музыка. Оркестр состоял из заключенных, они играли одну и ту же мелодию – «Танго смерти». В числе оркестрантов были профессор Львовской государственной консерватории Штрикс, дирижер оперы Мунд (Мунт) и другие известные музыканты. Стоя сомкнутыми кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов одну и ту же мелодию – «Танго смерти».
Кто ее написал? Кто-то из заключенных композиторов. Родившись в лагере, она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами, руководителем оркестра профессором Штриксом и известным львовским дирижером Мунтом. Произошла эта трагедия накануне освобождения Львова частями Красной Армии, когда немцы стали ликвидировать Яновский лагерь. В этот день 40 человек из оркестра выстроили, и круг их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря. Раздалась команда «Музик!», и дирижер оркестра Мунт, как обычно, взмахнул рукой. И тут же прогремел выстрел – это первым пал от пули дирижер. Но звуки «танго» продолжали звучать над бараками. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола. После этого раздавался выстрел, человек падал мертвым. За время действия концлагеря было казнено около 200 тысяч человек.



https://www.youtube.com/watch?v=sOaigCS33ao
(музыка в видео – не «Танго смерти», а композиция Escala – Palladio, которую написал Karl Jenkins - английский композитор. В 1993 году он создал музыку для рекламного ролика компании De Beers, это были наброски обсуждаемой композиции: http://youtu.be/4vXHm8TzLzE В 1996 году Дженкинс написал концерт «Palladio» в трёх частях, где 1 часть основана на музыке из ролика)

От «Танго смерти» бросает в дрожь.
Яновский лагерь, год сорок третий.
На землю ты инструмент кладешь,
Чтоб в центре круга свой выстрел встретить.

Оркестр Штрикса зажат кольцом,
И в спины целятся автоматы.
К костлявой даме стоят лицом
И продолжают играть музыканты.

Пытки под музыку – так веселей,
Расстрелы по много часов кряду.
Два года – две сотни тысяч людей,
Фашистом загубленных в муках ада.

Их сорок последних. Ноябрь злой.
«Музик!» - истошно звучит приказ.
Мунд привычно взмахнул рукой.
Выстрел - и взгляд навсегда погас.

А звуки "танго" летели ввысь
Музыку-смерть до конца излить.
Под градом пуль обрывалась жизнь,
Но дух обреченных им не сломить!

Падали люди один за одним,
Громче играли те, кто жив.
Седой стелился над плацем дым,
Собой последнего труп укрыв…


24.07.2019