Все Стихотворные Размеры в Одном Произведении Цент

Алексей Баталов 4
Мой дя`дя са`мых че`стных пра`вил              Ямб  . А. С . Пушкин . 2-4-6-8
Шве`д, русский ре`жет , ко`лит , ру`бит...     Спондей  . А. С . Пушкин .
Мы`сль  изречё`нная   есть  ло`жь .           Хори-ямб . Ф. И . Тютчев .
Вы`рыта  за`ступом я`ма глубо`кая .            Дактиль  . И. С . Никитин . 1-4-7-10
Та`м, в ночно`й завыва`ющей сту`же             Анапест  . А. А. Блок .
Не  ве`тер   бушу`ет  над  бо`ром .           Амфибрахий .
На  берегу`    пусты`нных   во`лн             пиррихий   . А. С . Пушкин .
Ве`тер    по`    морю      гуля`ет .          Хорей      . А . С . Пушкин . 1-3-5-7


Центон 4 .



Ямб , Стихотворный Метр с сильными местами на чётных слогах стиха .
Самый употребительный из Метров Русского-силлабо-Тонического Стиха ;
основные размеры -4 стопный ( Лирика , Эпос ) , 6-стопный ( Поэмы
и Драмы 19-20 века ) , 5-стопный  ( Лирика и Драмы 19- 20 века ) ,
вольный разностопный  (  Басня 18-19 века , Комедия 19 века  ) .




Хорей , Стихотворный Метр с сильными местами на нечётных слогах стиха .
Наиболее употребительные размеры  Русского-Силлабо-Тонического Хорея -
4-6 стопный , с середины 19 века -5 стопный .



Хориямб в Силлабо-Тоническом Стихосложении 2 стопы ямба , из которых в 1-й
стоит сверхсхемное ударение и пропущено схемное .


Дактиль , Стихотворный Метр , образуемый 3-сложными стопами с сильными
местом на 1-м слоге стопы . Наиболее употребительные размеры Русского -
Силлабо-Тонического Дактиля -2 стопный ( 18 век ) ,4-3 стопный ( в 19-20 века ) .


Амфибрахий , Стихотворный Метр , образуемый 3 сложными стопами с сильным
местом на 2 слоге . Наиболее употребительные размеры Русского-Силлабо-
Тонического Амфибрахия -4 стопный ( с начала 19 века ) и 3-стопный ( с середины
19 века ) .


Анапест , Стихотворный Метр , образуемый 3 сложными стопами с сильным местом
на 3 слоге ; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение . Наиболее
употребительные размеры Русского-Силлабо-Тонического Анапеста 4-3 стопный (
с середины 19 века ) .


Спондей ,в Силлабо-Тоническом Стихосложении -стопа Ямба и Хорея со сверхсхемным
ударением .


Пиррихий , в Силлабо-Тоническом Стихосложении пропуск ударения в стопе Ямба или
Хорея




Силлабическое Стихосложение. Система стихосложения ,
основанная на упорядоченности
числа слогов в стихе . В Русской Поэзии было употребительно
в 17-начале 18 веков ; основные размеры ; 13-11-8-сложный стих .





Тоническое Стихосложение. Система Стихосложения , основанная на
упорядоченности появления ударных слогов в стихе . Внутри тонического
стихосложения различаются "  чисто -тоническое  " стихосложение и
силлабо-тоническое стихосложение ; в 1-ом учитывается только число ,
во 2-ом так же и расположение ударений в стихе ; промежуточное положение
занимают Дольник и Тактовик .





Силабо-Тоническое Стихосложение . Разновидность Тонического Стихосложения ,
основанная на упорядоченности расположения ударных и безударных слогов в
стихе ; на сильных местах метра располагаются  ( исключительно или
преимущественно ) фонологические ударные слоги , на слабых -безударные слоги .
Основные Метры Силлабо- Тонического стихосложения - Ямб ,  Хорей ,  Дактиль ,
Амфибрахий ,  Анапест .




Ритм -повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки .
В Русском Языке ритм образуется с помощью ударения . В стихе а ) общая
упорядоченность звукового строения стихотворной речи ; частным случаем Ритма
в этом значении является Метр ; б  ) реальное звуковое строение  конкретной
стихотворной строки в противоположность метрической схеме ; в этом значении ,
наоборот Ритм является частным случаем ( " ритмической формой , " вариацией ",
"модуляцией ")  Метра  и  Размера  Стихотворного .



Метр в Стихе , упорядоченное чередование в Стихе сильных мест (  иктов  ) и
слабых мест , по разному заполняемых . Так в Силлабо-Тоническом Анапесте сильные
места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами
( ударение здесь является " константой " ) , а слабые - на промежуточные слоги и
заполняются преимущественно безударными слогами  ( безударность здесь является "
доминантой ") . Метр в  таком  значении слова  имеется  в Метрическом ,  Силлабо-
Тоническом   ,  Мелодическом  Стихосложении  и  отсутствует  в  Силлабическом  и Тоническом .



Размер  Стихотворный  , способ  организации  звукового  состава  отдельного
стихотворного   произведения   или   его  отрывка  (   в   случае  полиметрии   ) .
В Силлабическом  Стихосложении  определяется   числом  слогов  ;  в   Тоническом -
числом  ударений ;  в  Метрическом  и  Силлабо - Тоническом -  Метром  и  числом  стоп ,
и  здесь  обычно  различаются  понятия  Метр  (  например "  Ямб  "  ) , Размер
Стихотворный  (  например  "  4 - стопный  Ямб " )  и   разновидность  Размера      
Стихотворного (   например  " 4 - стопный  Ямб   со  сплошными  мужскими  окончаниями  "  ) .
 


 

И в завершении  немного об Александрийском Стихе и Элегическом Стихе .


Александрийский Стих ( от старо французской поэмы об Александре Македонском ).
12-сложный стих или русский 6-стопный Ямб ( с цезурой после 6 слога ) с парной
рифмовкой ; основной размер крупных жанров в литературе Классицизма .



Элегический Дистих , двустишие из Гекзаметра и Пентаметра  ( " пятимерника " ,
то есть Гекзаметра с усечениями в середине и в конце стиха )- размер античных
Элегий , Эпиграмм , некоторых видов Эпоса .




Вот какое четверостишие получается , если соединить оба Стиха .



Но знайте  лишь  одно , что  все  мы  только  тени ,   Александрийский Стих .
И , что  всегда  мы  прах  для  новых   воплощений ...
Лишь  то  бессмертное  в  чём  сила ;               
В  вечности  чу`дного  так  упоительно  сквозит ...      Элегический Дистих .               




Центон ( ОТ ЛАТИНСКОГО CENTO )- ОДЕЖДА  ИЛИ  ПОКРЫВАЛО, СШИТОЕ  ИЗ  РАЗНОРОДНЫХ
МАТЕРИАЛОВ)-РОД  ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЫ. СТИХОТВОРЕНИЕ,  СОСТАВЛЕННОЕ  ИЗ  ИЗВЕСТНЫХ
ЧИТАТЕЛЮ  СТИХОВ  КАКОГО-ЛИБО  ОДНОГО  ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ  ПОЭТОВ; СТРОКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ
ПОДОБРАННЫ  ТАКИМ  ОБРАЗОМ, ЧТОБЫ ВСЁ << ЛОСКУТНОЕ >> БЫЛО  ОБЪЕДИНЕНО  КАКИМ-ТО
ОБЩИМ СМЫСЛОМ  ИЛИ  ПО  КРАЙНЕЙ  МЕРЕ,  СТРОЙНОСТЬЮ  СИНТАКСИЧЕСКОГО  ПОСТРОЕНИЯ
ПРИДАЮЩЕГО  ЕМУ  ВИД   ЗАКОНЧЕННОГО  ПРОИЗВЕДЕНИЯ.