Пиррихий

Ленивый Критик
Википедия.


Пиррихий – вспомогательная стопа из двух кратких или безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея; отсутствие ударения в ямбе или хорее: «Я к вам пишу…» А.С.Пушкина, «Парус» М.Ю.Лермонтова.
Словарь литературоведческих терминов
litem.ru›slovar-literaturovedcheskich-terminov

_______

Русское силлабо-тоническое стихосложение – это строгая система, основные принципы которой были сформулированы ещё в XVIII веке. Известные поэты и исследователи литературы М. В. Ломоносов и В. К. Тредиаковский, пользуясь терминологией и теорией античной метрики, ввели в обращение такие понятия, как ямб, хорей и т. п. Так, ямбический метр, согласно предложенному ими определению, подразумевает чёткое чередование двухсложных стоп, состоящих из безударного (первый слог) и ударного (второй слог) слогов в стихе.

Однако не всегда в поэтических произведениях, написанных ямбом, каждая строка подходит под подобное определение. Русский язык сам по себе таков, что один ударный слог приходится в среднем на три безударных. Таким образом, в стройном ряду ямбических стоп может оказаться такая, в которой оба слога являются безударными. Это явление называется пиррихий.

Термин «пиррихий» также был заимствован из древнегреческого языка. Этим словом («pyrrichios») именовали танец с оружием, который исполняли спартанские и критские воины. Возможно, в этом понятии нашла отражение связь поэзии, музыки и танца. Пиррихий в античном стихосложении определялся как двухсложная стопа, длящаяся две моры. Морой называли промежуток времени, необходимый для декламации краткого «слабого» слога. Классики русской силлаботоники не признавали полностью безударных стоп, поэтому в этой системе пиррихий трактуется как вспомогательный элемент стихосложения.

Пиррихий – достаточно распространённое явление в русской поэзии. Мы встречаем его в произведениях самых различных авторов. Вот фрагменты различных произведений, где обнаруживается этот феномен. Для наглядности безударные стопы будем выделять курсивом.

В качестве первого примера приведём отрывок оды самого Михаила Васильевича Ломоносова:

Отметим, что поэт считал главными признаком хорошего стихотворения единообразие стоп, не нарушаемое ни спондеями, ни пиррихиями. Однако последние всё-таки обнаруживаются в его собственных строках.

В следующем стихотворении пиррихии присутствуют почти в каждой строке:

Достаточно часто можно заметить безударные стопы у А. С. Пушкина. Вот фрагмент одного из произведений великого русского поэта:

Обратим внимание, что чаще пиррихии обнаруживаются в тех случаях, когда в тексте произведения задействованы слова, состоящие из большого количества букв. Вот несколько примеров стихотворений, сложенных из таких «длинных» слов:

Важно отметить, что даже если в тексте произведения часто встречаются пиррихии, это не считается нарушением и не меняет размер стихотворения. Безударные стопы создают паузы и замедления, тем самым придавая ритму речи неравномерность, делая стихи больше похожими на живую и эмоциональную речь. Таким образом, пиррихий можно назвать эффективным средством воздействия на восприятие читателя.


________________________

трибрахий
    я, м. (греч. tribrachys < tri... трех... + brachys краткий).
    лит. Безударная стопа в стихах трехсложных размеров;
    | Пример трибрахия: Треволненья мирского далёкая, С неземным выраженьем в очах, Русокудрая, голубоокая, С тихой грустью на бледных устах (Некрасов).

______________________

 Спондей

Спондей — в античном стихосложении стопа из двух долгих слогов (— —); в русском силлабо-тоническом стихосложении вспомогательная стопа из двух ударных слогов. Например: «Швед, русский колет, рубит, режет». (Пушкин.) Первая стопа ямба здесь заменена спондеем.

_________________________________
Дольник


Материал из Википедии — свободной энциклопедии


До;льник (ранее иногда употреблялся термин паузник) — стиховедческий термин, использовавшийся различными теоретиками стихосложения в различных значениях. Все эти значения сводятся к тому, что дольник — одна из форм чисто тонического стиха (см. тоническое стихосложение), тем не менее, границы того, что считать дольником, у разных теоретиков различаются. Согласно Холшевникову[1], дольник возникает, когда в исходном трёхсложном силлабо-тоническом стихе интервал между сильными слогами (иктами) в случайных местах сокращается с двух слабых слогов до одного, и это на сегодня наиболее распространённое понимание термина. Некоторые теоретики считают дольником и более расшатанный стих, в котором величина междуиктового интервала колеблется от 0 до 2 (именно такое определение предлагала Литературная энциклопедия 1929—1939). Квятковский[2] же, активно разрабатывавший свою альтернативную терминологию, в своём «Поэтическом словаре» описыват дольник как «крайне условный термин». Тем не менее, на сегодня наиболее распространённым пониманием термина является описанное у Холшевникова: «Основной признак дольников: интервалы между иктами переменны, то два слога, то один, обычно с преобладанием 2-сложных, что создает ощутимую инерцию 3-сложников.»[1]

Таким образом, дольник есть вид тонического стиха, в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от одного до двух слогов. Важным условием отнесения стиха к дольнику является тот факт, что чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами должно быть случайным. В том случае, если в пределах стиха или даже строфы наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, говорят о логаэде. Ранее использовался также термин «паузник», но в настоящий момент он употребляется редко, так как в современном стиховедении не несёт смысла, отличного от смысла термина «дольник».

Более расшатанные формы тонического стиха обозначаются терминами тактовик и акцентный стих. У тактовика колебания длины междуиктового интервала составляют два слога (иногда выделяют «расшатанные тактовики» с колебаниями в три), в акцентном стихе нет ограничений на величину колебаний. Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов (Брюсов, Блок, Ахматова, Гумилёв, Есенин и другие) и продолжается поныне. Разновидностью дольника можно считать и русский гекзаметр.

Общая формула X ; X ; X ; и т. д. (; — ударные слоги, X — безударные; величина X — переменна; X = 1, 2). В зависимости от числа ударений в строке различают двухударный дольник, трёхударный, четырёхударный и т. д. Такой вид стиха характерен для языков с тоническим стихосложением и очень часто встречается в английской, русской, немецкой поэзии. Можно различать целый ряд модификаций дольника, в зависимости от числа ударений в строке (некоторые модификации дольника не сохраняют равного числа ударений, например многие стихи Маяковского), от степени варьирования числа безударных слогов между ударными и т. д.
Примеры дольника

    Я зажгла заветные свечи
    И вдвоём, с ко мне не пришедшим,
    Сорок первый встречаю год,
    Но Господняя сила с нами,
    В хрустале утонуло пламя
    И вино, как отрава жжёт…
    — Анна Ахматова, «Поэма без героя»

    Его встречали повсюду
    На улицах в сонные дни.
    Он шел и нес свое чудо,
    Спотыкаясь в морозной тени.
    — Александр Блок