Случай на матмехе

Ольга Чебаевская
(или о том, как мы видим других людей)



Сей рассказ – от студентов матмеха,
Там они умирали от смеха.

Среди них был студент такой – Фил,
На занятия он не ходил.
Вот другие студенты ленивые,
Чтоб незнанье за знания мнимые
Выдать, могут готовить шпаргалки,
Почитать пять минут из-под палки.
Фил, от неучей этих в отличие,
Не читал даже ради приличия
Пред экзаменом важным в дороге
(как всё ж делали неучи многие).
Не писал никогда он шпаргалки:
Время тратить на них было жалко.
Но обычно ему свои бомбы
Отстрелявшиеся отдавали.
Фил берёт – и уже не провалит
Свой экзамен. Ответ он с апломбом
Зачитает – и три получает,
А о большем он и не мечтает.

Но однажды аж пять получил он,
И вот как это всё с ним случилось.
На экзамене по топологии
Отстрелялись уже очень многие.
Бомбы дали они, оставалось –
Зачитать с них ответ – просто малость!
А экзамен тогда принимал
Тот профессор, что Фила не знал.
Он не вёл в его группе занятий и
Не имел никакого понятия,
Что не знал Фил во(о)бще ничего:
В первый раз ведь он видел его.

Пред профессором в аудитории
По листку Фил читает теорию.
А к теории этой в придачу
Даёт Филу профессор задачу.
Вот рисует он несколько точек,
Доказательств каких-то он хочет.
Слов, которые он, когда дал
То задание, произносил,
В своей жизни во(о)бще никогда
Не слыхал наш несчастнейший Фил.

Филу даже и неинтересно,
Потому как прекрасно известно,
Что теперь не поставят уж неуд,
Даже если решения нету:
Кто частично экзамен ответит,
Тому двойка ведь больше не светит.
Сидит Фил, ожидая лишь только,
Что профессор, к нему подойдя,
На пустой его листик глядя,
Сразу спросит: «Устроит ли тройка?»
Скучно Филу сидеть и лишь ждать
(Всё равно ведь ответа не дать) –
И от нечего делать он точки
Обводить стал на этом листочке.

Вот профессор направился к Филу
И спросил: «Как задачка? Под силу?» -
Отдаёт пустой лист наш бедняга.
«Поскорее бы эта бодяга
Уже кончилась» - думает он,
Подавляя мучительный стон.
Вот профессор глядит на кружочки,
Обводил Фил которыми точки.
Обведение каждой кольцом
Принимает он сразу за схему,
И тогда он светлеет лицом,
Сам доказывает теорему.
Он свой уровень в Филе увидит,
А узнать тот, что есть, – и не выйдет.
Он пополнит ряды ошибающихся:
«Да, всё верно, непересекающуюся
Мы систему окрестностей
Берём, далее всё очевидно» –
Ставит пять тут профессор известный тем,
Что, хотя и учёный он видный,
А людей-то не знает. Обидно!

Ситуация тут несуразная:
Ведь имели в виду они разное.
Человек с высочайшей ступени
На того, кто ему по колени,
Смотрит, видя с собой идентичное,
Хотя сути в обоих различные.
Да, используют обозначения
Одинаковые, а значения
Придают совершенно им разные,
Делать выводы будут напрасные.
Никого только лишь изнутри,
Из себя самого, не извне
Мы не можем познать. Посмотри:
Для отличий опоры в «я» нет.
Всё всегда на отличиях только
Познаётся. Поэтому столько
Ожиданий нас рухнувших душит,
Миражей, веры в близкую душу,
Суть которой другой оказалась,
А не тою, которой казалась.

Возможность видеть людей не через себя начинается здесь - https://www.yburlan.ru/