Колокол

Мечислав Курилович
    О колоколе, который подарил  за свои деньги Гожскому костелу в 1907 году, Голубинский Сарафин  (дед мужа моей тёти ), я узнал в 1967 году уже от больной на онкологию  тёти Юзефы, когда она в течение двух недель жила у нас в Гродно с надеждой отыскать действующее лечение в онкологическом диспансере. По её воспоминаниям, у Сарафина Голубинского (род. 1845) был роман с очень красивой девушкой, которая имела отношение к событиям 1863 - 1864 годов. После ареста она бесследно исчезла, и Сарафин всю жизнь считал себя виновным в этой трагедии.   
    Возможно, и он принимал участие в тех  событиях, так как после, когда началась охота (по современному  зачистка) на ненадежные элементы общества в Северо-Западном крае, убежал в  Петербург. Решил, что там не найдут. И не ошибся. Исторических справок, кто и где из Гожского староства участвовал в восстании в литературной (а теперь и в интернетной) сети я не нашел.
   В 2011 году правнук Сарафина  Голубинского  (Голубинский Владислав Альфонсович, 1944 года рождения) откопал в Гродненском архиве сведения о том подароке Сарафина Гожскому костелу. Но нерешенным остается вопрос.  Зачем Сарафин в Петербурге поменял фамилию Голубинский на Сорока-Голубинский?  Кстати, Сороки – это до сих пор деревенская кличка Голубинских. Логически не лезет ни в какие рамки задумка взрослого человека увековечить колоколом просто так всех умерших в Гожском приходе, а если и так, то в этом деле он был первый и пока последний.
   Сегодня, спустя 150 лет, невозможно заглянуть в душу тогдашних людей. Что искали? Кровавая месть за погибших друзей инсургентов(повстанцев)?  А может боролись за Конституцию 3 мая 1791 года, которая через три года жила лишь в ностальгической легенде? А скорее всего было призвание: за свободу ВКЛ.
  К сожалению, воспоминания тёти Юзефы о судьбе не последнего человека на нашей многострадальной  землице остаются лишь одной строкой в моей рассказе. Остался колокол как память, неподвластная забвению.
    В дополнение к сказанному, стараниями дружной семьи Голубинских, а прежде всего Владислава, колокол сейчас обслуживается современным техническим оборудованием.