Поэма Древняя история чувашей

Вера Корникова Сенькина
Поэма «Древняя история чувашей».
(Посвящается моему отцу, чувашскому поэту, Сенькину Ф.Г.)

На могилах наших предков
Камни белые встают,
Нам языческие корни
Жить спокойно не дают.

Нас зовут: степные дали,
Ширь полей, просторы рек…
Замирает сердце снова,
Лишь коня услышу бег.

Звезды светят ярким светом,
Всем указывая путь.
Облака плывут по небу,
Не желая отдохнуть.

А порой в глухие чащи,
В рощи, в хвойные леса…
На охоту, за грибами…
Манят гены-голоса.

            ***

Кто мы? Где мы жили раньше?
Из каких пришли земель?
Почему родную Волгу
До сих пор зовем  Идель?     (по-татарски)

Почему же на надгробьях
Древнеболгарских князей,
В рунах, есть слова родные
Современных чувашей?

Нам историки помогут
Наших предков отыскать.
Ну, а я в стихах и песнях
Постарались рассказать.

              ***

Общих предков звали гунны,
Тюркский кочевой народ,
В центре Азии возникнув
До Европы он дойдет.

Покорит аланов, готов…
Рим могучий разорит,
Будет назван «бичом Божьим»
Вождь Аттила*- фаворит.       (Предводитель гуннов с 434 года)

Он пройдет по всей Европе,
Прекратит весь Римский пир -
Власть Империи разрушит,
Даст славянам добрый мир!

                ***

Наш чувашский древний предок,
Наши корни и душа,
Жил в отрогах гор Тянь-Шаня
И в верховьях Иртыша.

Племена: билу и бугу,
Оногуров и пулей,
И сабиров и суваров -
Гены наших матерей.

Занимались скотоводством,    (отгонным скотоводством)
Кочевали без конца,
Жили в юртах, на природе,
Их хранил тотем быка.

Целый день в седле сидели
И скакали на конях,
Закалялись с колыбели -
Был не ведом предкам страх.

                ***

В третьем веке прошлой эры, (в конце 3-его века до н.э.)
Кто их знает почему?
Гунны двинулись на запад,
По желанию своему.

И сувары вместе с ними,
Обжитой покинув стан,
Шли, родные бросив земли,
В современный Казахстан.

Видно климат там теплее,
И широкие луга,
Видно там трава сочнее,
Дальше волки и тайга…

Надоело от китайцев
За стеной засаду ждать,
Нападения и стычки
Нет желания отражать.

              ***

Наше племя оногуров, (примерный перевод с чувашского "десять быков")
Вся тотемная братва,
Позже вторглась в Семиречье,
Там зимой растет трава.

Земледельцы их прозвали (ираноязычные племена: саки, масагты, усуни)
По иранскому «сабир»,
Так «наездников» там звали,
А по персидскому «сувар».

Земледельцев потеснили,
Не нарушив их права,
Зиму всю пасли на юге,
К лету шли на севера.

Летом в Западной Сибири
Скот пасли в низовьях рек,
Где Иртыш и Обь сливались,
Сочен корм пологих брег.

Здесь селились ханты, манси -
Угорские племена.
Вместе с ними предки венгров,
В древние те времена.

Но великое движение      (Великое переселение народов)
Продолжалось без конца,
В третьем веке оногуров
Уж манила Сырдарья.

И районы Приаралья,
Скот манили, как «чак-чак»,    (татарский сладкий мучной десерт)
Жаль, что нынче берег моря
Превратился в солончак.

Как река стекали гунны
Из Сибири на юга.
Шли обозы, дети, жены,
Гнали крупные стада.

И никто не мог движение
Это приостановить,
И вплеталось много наций
В эту жизненную нить.

Покорялись все народы,
Языки и племена,
Как в большом котле плавильном
Клокотала сторона.

Языки перемешались,
И до нынешних времен
Есть в чувашском словаре
Много слов иных племен.

Есть китайский и алтайский,
И монгольский элемент.
Есть иранский и индийский
И кавказский компонент.

            ***

Так дошли до Нижней Волги
И на правом берегу
Расселялись постепенно,
Будто бы «на зло врагу».

Коренной народ Кавказа
Им отпор пытался дать,
Но не дал Союз им гуннский
Свою землю отстоять.

Потеснив до Приазовья,
Коренные племена,
Расселившись по Кавказу
Успокоилась волна            (переселенцев).

Золотой кусочек рая:
Теплый климат, благодать,
Успокоили скитальцев,
Горы да морская гладь.

Так на Северном Кавказе,
В пятом веке, наша знать,
Начала, впервые в жизни,
Государство создавать.

Строят город, обживают,
Оногуры здесь живут,
Их столицу на Тамани
Фанагорией зовут.

Привыкают жить оседло,
Тут не нужно кочевать,
Зимы коротки, без снега,
А вокруг морская гладь.

Вслед за ними и сабиры,
Создают союз племен             (Савирское княжество)
И осваивают дружно
Прикаспийском регион.

Но в конце шестого века
За оседлость ставят «мат»,
Власть берут над племенами,     (болгар, сувар и хазар)
Туки, тюркский каганат.           (Западнотюркский каганат)

Трудно жить под тяжким гнетом,
Кандалам никто не рад,
И народ объединился,        (30-40 гг. 7в. ВПО «Великая Болгария»)
Что бы сбросить каганат.

Во главе с ханом Кубратом,
Многоплеменной толпой:
И болгары, и сувары,
И аланы, и хазары…
Все пошли на смертный бой.

Наши доблестные предки,
Не щадя своих голов,
Полностью освободили
Предкавказье от врагов.

Жаль, что длился мир не долго,
Лишь пока жил хан Кубрат,
Стоило ему погибнуть,       (Могила Кубрата находится под Полтавой)
Власть взял новый каганат*. (Хазарский, близкий по языку и культуре)

            ***

Хан вещал: «В единстве сила!»
Братьев к дружбе призывал,
К сожалению этих качеств
В сыновьях не воспитал.

Дети славного Кубрата,            (их было 5 братьев)
Видя, что пришла беда,
Разделили власть и войско,
И под натиском хазарским
Разошлись кто куда.

Аспарух ушел на запад, (в 675 году)
С частью племени болгар,
На Балканах, на Дуне, (Дунайскую Болгарию).
Государство основал.

Воевал он постоянно
И границы расширял.
Даже град Константинополь
Он держал в тревожном страхе
И налогом облагал.

На хазар ходил с дружиной,
Но в засаду он попал,
Бился смело, ясный сокол,
Но жизнь свою не отстоял. (Погиб на территории г. Запорожье в 701году)

Государство процветало,
Аспарух сберег свой дом…
И поныне государство
Мы Болгарией зовем.

В каждом городе Болгарском
Его имя на устах.
Тут он очень уважаем,
Мы увидим его имя
На проспектах и мостах.

          ***

Старший сын Бодбай, с ордою,* («черные болгары»)
Здесь остался доживать,
Покорился каганату,
И не смел с ним воевать.

Так бодбаевские предки
И поныне здесь живут,
Здесь, на Северном Кавказе
Их балкарцами зовут.

Их не стер с лица планеты
Многолюдный хоровод,
Мне по сердцу эти люди,
Мудрый, сдержанный народ!

                ***

Я к «серебряным болгарам»
Своих предков отнесу,
Вот о них весьма подробно
Свой рассказ я поведу.

Говорят, язык чувашский -
Древнеболгарский язык:
Мягкий, нежный, чуть шипящий,
Словно щебетание птиц.

Наш язык в вопросе: «Кто мы?»
Самый главный элемент,
Для историков, лингвистов,
Непреложный аргумент.

Он помог прочесть болгАрам     (современным болгарам)
 «Именинники царей»,
А историкам казанским
Тексты надгробных надписей. (в древнем городе БОлгаре на Волге)


Да, от нашей главной цели
Впредь не буду отступать,
Вновь пора «вернутся к печке,
От нее опять плясать».

Где же вы сыны Кубрата:
Аспарух, Котраг, Ботбай?
Вас по свету разбросало,
Разломив, как каравай.

Аспарух пошел на запад,
На Кавказе хан Ботбай,
А Котраг идет на север -
Всех судьбина испытай!

Так в конце седьмого века,     (670 году)
Дом покинув навсегда,
В поисках счастливой жизни,
К Волге двинулась орда.

И  предания чувашей,
И легенды, и стихи,
Говорят, что мы с Кавказа,
Со склонов гор Арамази*.       (гора в Грузии, в 20 км от г. Тбилиси)

Шли до Среднего Поволжья,
В современный Татарстан,
Дойдя до Нижнего Закамья
Остановился караван.

Расселился постепенно
Потеснив мордву, мари… (удмуртов, коми, буртасов, черемисов)
У болгар: воины и кони,
У земледельцев - пядь земли.

С финно-уграми смешались,
В их вливаясь племена,
С их общинами срастались
В те былые времена.

Подружились, встали вместе
Под единый цвет знамен,
И создали, для начала,
«Болгарский союз племен»       (в 8 веке)

Захватили власть, господство,
Стали править на местах,
Основали государство,         (в 9 в. «Болгарское государство»)
Поселялись в городах.

Принесли в края глухие
Новый феодальный строй,
Потеснив и разрушая
Старый – родоплеменной.

             ***

ПЕСНЯ

Есть на Волге город славный,
Болгаром его зовут -
Это первая столица!
Здесь удобства и уют.

Он красуется, как лебедь,
На высоком берегу!
Справа Кама, слева Волга -        (на левом берегу Волги)
Не доступен он врагу.

В белокаменных палатах
Правит мудрый царь Алмуш.
А красавицы-болгарки
Чай пьют с пастилой из груш…

Здесь ремесла процветают:
Кузнецы куют плуги…
А сапожники тачают
Горожанам сапоги.

Знахарь травы собирает,
Сушит и кладет в пакет.
А потом лекарством этим
Лечит всех от всяких бед.

Есть общественные бани,
Городской водопровод -
С чистотой и гигиеной
Дружит болгарский народ.

Уважаем государством
Земледельческий союз,
Все довольны урожаем
И снабжают хлебом Русь.

Скот по-прежнему держали:
Лошадей, коров, овец…
По старинке кочевали,
С юга на другой конец.

Рыб ловили, зверя били,
В реках и в лесных местах.
Натуральная торговля
Процветала в городах.

Знать болгарская гарцует
На лошадках вороных,
Украшают им уздечки
В ювелирных мастерских

Парни золотом червонным
Украшают пояса,
А у девушек в почете
Серебро и бирюза.

           ***

Все прекрасно в государстве:
Служит, трудится народ...
Жаль, хазарскому кагану
Много дани отдает.

Царь Алмуш, в десятом веке,
Власть пытаясь укрепить,
У Богдатского халифа
Начал помощи просить.

Для постройки укреплений
«От враждующих царей»,
Четыре тысячи динаров
Дать просил ему скорей.

Денег так царю не дали,
Но прислали мусульман,
Обещаний не сдержали,
А привезли большой Коран.

Власть свою централизуя,
Укрепить желая клан,
Уговорами и силой
Стал он насаждать ислам.          ( Летом 922 года)

А кого не получилось
«Заманить и калачом»,
«Повелитель правоверных
Поразить грозил мечом». (из книги Ахмеда Ибн-Фадлана Богдатского посла)

Ни к чему в вопросах веры
Своим подданным грозить,
Уважение потеряешь,
А тебе еще царить.

Царь мечтал единой верой
Государство укрепить,
Укрепить не получилось,
Удалось лишь раздробить.

Кто от веры отступился
Жили в крупных городах,
Неуверенных и шатких
Было больше в деревнях.

Эсегелы сомневались,
Но страшились крупных драк…
А сувары были против,
Во главе их князь Выраг.


ПЕСНЯ

Ясный сокол, князь Выраг,
С детства не боялся драк.
Смелым рос и закалялся
Ратным делом занимался.

И в походы он ходил
И врага мечом рубил,
А его отец умелый
Всем оружия мастерил.

Сильный воин князь Выраг
С детства не боится драк.

Мудрый ворон, князь Выраг,
Пусть его страшится враг.
Коль устроит он засаду,
То враги не будут рады.

И в болото заведет,
И в овраге перебьет.
Он как лис в лесную чащу
Заведет и пропадет.

Мудрый воин князь Выраг,
Пусть его страшится враг.

Сизый голубь князь Выраг,
Верит в мир без войн и драк,
В нем языческая вера
Разгоняет в сердце мрак.

Пусть грозятся мусульмане
Все отнять и жизнь, и кров…
Веру дедов и отцов
Променять он не готов.

Сизый голубь князь Выраг
Верит в мир без войн и драк.

              ***

Говорят был православным
Прародитель наш Кубрат,
Но не стал он силой веру
На народ распространять.

Цель была: объединить всех!
И не допустил Кубрат,
Чтоб такой раскол случился -
Шел войной на брата брат!

Что случилось, то случилось…
Можно плакать и рыдать,
Ничего уж не изменишь,
Нужно слезы утирать.

Князь Выраг, на общий сход,
Племя все свое созвал
И как будут жить отныне
Долго думал, толковал.

Сильный, грозный царь Алмуш,
Наказанием пугал…
Верх берёт над страхом вера -
Бог наш высший идеал!

Невозможно отказаться
От родных своих Богов,     (Тенгрианской веры - веры в одного бога)
Как сдирать с живого тела
С кровью кожаный покров.

Так сувары на Хурале*,         (Сходка племени на совет).
Долго думали, страдали…
И решили уходить,
Что б душе не навредить.

Все сувары знали точно,
Вера в Бога - не товар!
Так чуваши появились,
Отделившись от болгар.

Тех, кто пожелал остаться,
В мусульманство перейти,
Отпустили без упреков,
Без препятствий на пути.


ПЕСНЯ

Что ж ты милый мой не весел,
Что ж головушку повесил?
Собирайся, мой дружок,
В дальний путь зовет рожок.

Мы решили на Хурале
Зажить с нового листа -
Покидать родные земли
И любимые места.

В нас природу кочевую
Разбудил наш древний рог,
Мы идем в леса густые
И ведет нас добрый Бог!


И собрав свои пожитки,
Утварь: плошки, котелки…
Переправились поспешно,
На ту сторону реки.    (на правый берег р. Волга)

Сохранить желая веру,
Подались они в бега,
Бросив пахотные земли
И просторные луга.

Сердце плачет и страдает,
Разрывается душа,
Удаляютсяся сувары
В Черемшанские леса.

Отбивались от хазаров,
В битвах головы сложив…
Здесь освоились не сразу,
Зиму трудно пережив.

А весной пошла работа:
Осушали все болота,
Корчевали берега,
И засеяли луга.

А затем пошли и дальше,
Привнеся в леса прогресс -
Выжигали в нем поляны
Вырубали дикий лес,

У суварского народа
Земледелие в крови -
Плугом все перепахали
Все вокруг перекроив.

Посадили репу, брюкву,
И засеяли поля:
Просом, ячменем, пшеницей…
Бога о хлебах моля.

И зажили, не тужили,
Стан кипел, как самовар…
Город новый заложили
Под названием Сувар.

Говорят, в десятом веке,
Город крупно процветал!   (в 940 г. стал самым процветающим городом)
Жили здесь демократично
Правил племенем Хурал.

"До тринадцатого века",
Пишет Юлиан-монах,     (венгерский монах путешественник)
"Процветало государство,
Волжскоболгарское царство,
С древней верой в головах."

Здесь языческая вера,
Тенгрианская - своя,
Возвращалась постепенно
Снова в сельские края.

До прихода Тэмуджина,      (до нашествия монголо-татар в 1236 г.)
В наших Болгарских местах
Мусульманство приживалось
Хорошо лишь в городах.

Процветание прекратила
Монголо-татарская орда:
Налетела, разгромила
БОлгарские города! (Сувар, Ошель, Джукетау на Каме, Нохрат, Биляр, Кременчук)

Город Болгар стал столицей
Центром Золотой Орды.
Половцы, единоверцы,
Захватили власть в улусе* (в области Золотой Орды)
И чиновничьи посты.

Языки перемешались
И сливались племена:
Болгар, половцев, кыпчаков,
Появились так татары,
Их казанскими назвали,    (в 15 веке)
В те лихие времена.

А язычники чуваши*, (в Казанском ханстве так звали ясачных сельских жителей)
Им бичом была орда,
Обжитые бросив земли, (Закамье и Юж. правобережье Волги превращ. в "дикое поле")
От набегов и налогов,
С финно-уграми смешавшись,
Уходили кто куда. (на С - за Каму, на З - за Волгу, на В - в Приуралье)
 
И веками жизнь кипела
Здесь, на волжских берегах,
Все сходились, расходились
То в чуваши, то в татары
Подавались вновь болгары,
С новой верой в головах.

              ***

Широка, прекрасна Волга,
Тают берега вдали…
Жаль, что Болгарское царство
Стерли дни с лица земли.

Но язык живой остался,
В современный мир проник…
Знайте все язык чувашский -
Древнеболгарский язык!  (Алтаист Г.Рамстед: это и остаток языка древних гуннов)

Я чувашка, муж татарин,
Наши дети, кто они?
Получается – бОлгары,
Кровь чувашская с татарской
Вновь смешалась в их крови.

Июль 2019 года. После посещения руин древнего города Болгар, столицы Волжской Болгарии в современном Татарстане.