Как помочь ребенку преодолеть страх разлуки

Руди Ольга Давыдовна
«А МАМА ПРИДЕТ?» КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ РАЗЛУКИ
 

Первые несколько лет своей жизни дети почти все время проводят вместе с самыми близкими взрослыми. И хотя, научившись стоять, затем ходить и бегать, а потом и говорить, ребенок начинает отстаивать свою по чуть-чуть расширяющуюся самостоятельность, он по-прежнему тесно привязан к семье.
 
У родителей тоже появляются причины проводить часть времени с детьми раздельно. Это могут быть выход на работу или поступление ребенка в детский сад, рождение младшего братика или сестрички, переезд, плохое самочувствие и многое другое. Некоторые дети адаптируются к этому легко, у других возникает больше сложностей. Почти все дети скучают по родителям, но что делать, если ребенок так сильно боится расстаться с вами, что больше не может думать ни о чем другом?

Такие дети испытывают сильный страх разлуки (сепарационная тревога), и для них расставание с близким взрослым равносильно горю. Сильные переживания могут сказываться на здоровье ребенка, аппетите, сне, эмоциональном развитии и отношениях с другими людьми. Например, ребенок может отказываться ходить в детский сад или оставаться без мамы или папы даже на одну минуту. Он может постоянно задавать один и тот же вопрос в течение многих дней: «А мама придет?»
 
Детские психологи Бренда Майлз и Сьюзан Свит описывают, что думают и чувствуют дети, переживающие страх разлуки.

- Мысли
Ребенок беспокоится: что если с моим родителем случится что-то плохое, пока мы не вместе, и что если со мной случится что-то плохое, пока нет моего родителя (я потеряюсь, заболею, меня обидят)? Несмотря на то что вероятность таких событий невелика, ребенку в состоянии сильного волнения кажется, что это абсолютно реально.
 
- Телесные ощущения
Страх может вызвать у детей целый поток дискомфортных ощущений, таких как боль в голове или животе, головокружение, повышение температуры, учащенные сердцебиение и дыхание. Организм работает как сигнализация, которая подает сигнал тревоги.

- Чувства
Основная эмоция, которую переживает ребенок, — страх, но он также может чувствовать и гнев, грусть, стыд или отчаяние.
 
- Поведение
Первое желание, которое возникает у детей, — держаться подальше от того, что пугает. Поэтому они стараются не разлучаться с родителями, иногда даже не желая выходить из дома или вставать с кровати, просят оставаться с родителями на ночь, даже если до этого уже спали в своей комнате. Когда наступает время расставания, дети могут протестовать, плакать, цепляться за родителей или искать постоянного подтверждения у взрослых, что родители придут, что все будет хорошо. При этом такие заверения успокаивают ребенка лишь на очень короткое время.

Страх разлуки тяжело переживается не только детьми, но и их родителями, поэтому полезно знать несколько стратегий, которые помогут с ним справляться:
 
1. Научите ребенка понимать, что он чувствует. Объясните понятными словами, что это называется тревогой, беспокойством. Расскажите, что это наша сигнализация, которая помогает нам искать безопасности, но она не нужна, когда реальной опасности нет. Пусть ребенок знает, что все мы иногда боимся и тревожимся и что с этим страхом можно справиться, когда он приходит.
 
2. Практикуйте расставание с ребенком, чтобы он постепенно смог убедиться, что все будет хорошо, когда он находится без вас в безопасном месте, и приобрел уверенность, что сможет справиться со своими чувствами.
 
- Делайте это, когда ребенок хорошо себя чувствует (не голоден, не устал и не болен).
- Начните с коротких периодов расставания, а затем постепенно увеличивайте время.
- Расставайтесь с ребенком всегда одинаково, чтобы он точно знал, чего ему ожидать.
- Если есть возможность, то познакомьтесь с новой обстановкой или с незнакомыми людьми заранее, чтобы ребенок немного их узнал. Если такой возможности нет, то просто побудьте несколько минут вместе с ним, пока он осматривается и привыкает.
- Игрушка, платок или другой предмет, напоминающий о доме, может помочь уменьшить страх и беспокойство. Чем старше ребенок, тем меньше может быть вещь. Хорошо, когда она помещается в карман.
- Когда приходит время уходить — не делайте этого тайком! Если ребенок обнаружит, что вы внезапно исчезли, это резко усилит и закрепит его страх.
- Прощайтесь с ребенком коротко, но заботливо. В нескольких словах объясните, когда вы вернетесь за ним (например, «после того как ты погуляешь и поешь»), и постарайтесь выполнить обещание. Затем поцелуйте или обнимите его (используйте простые ритуалы прощания, принятые в семье) и — это самая трудная часть — уходите.
- Оставайтесь спокойными, даже если ребенок расстроен. Так он сможет видеть вашу уверенность в том, что все будет хорошо.
- Чересчур сильная опека или постоянное успокаивание ребенка могут создать у него впечатление, что ему на самом деле есть чего опасаться. - Постарайтесь вести себя как обычно и вселять в ребенка уверенность, что он способен справиться.
- Будьте готовы к слезам — это естественное проявление беспокойства и тревоги при разлуке. Обычно они прекращаются после того, как родители уходят, поэтому чем грамотнее вы это сделаете, тем легче будет ребенку.
- Избегайте затягивать прощание или возвращаться обратно, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Это может увеличивать страх у ребенка. В случае необходимости просто договоритесь со взрослым, который отвечает за ребенка, о телефонном звонке через 20 минут. При этом ребенку не стоит знать о том, что вы звонили, или разговаривать с вами по телефону, так как он снова расстроится.
- Переключение внимания — это хороший способ помочь детям. Если взрослый, с которым он остается без вас, предложит заняться чем-то увлекательным, как только вы попрощались, то ребенку будет легче перейти от грустного настроения к радостному.

3. Проявляйте предусмотрительность, помня, что есть ситуации, которые запускают или усиливают страх разлуки у детей. Это период адаптации к детскому саду, переезд в другое место, стрессовые события, такие как рождение еще одного ребенка или развод родителей. После выходных, праздников или болезни, из-за которых ребенок дольше обычного пробыл дома, беспокойство и тревога могут возникнуть с новой силой. В этих случаях постарайтесь как можно скорее вернуть ребенку привычный распорядок дня.
 
4. Обратите внимание на то, как вы относитесь к разлуке. Сдаетесь ли вы при первых признаках слез ребенка и отменяете свои планы? Меняете ли распорядок дня семьи, чтобы не расставаться с ним? Внутреннее нежелание родителей разлучаться может влиять на усиление страха разлуки у детей.
 
Если у вас есть опасения по поводу ваших собственных страхов расставания с ребенком, обсудите это с тем, кому можете доверять, — хорошим другом или профессионалом-психологом. Не отказывайте себе в поддержке, ведь, хотя умение переносить разлуку и является важным этапом взросления, оно может даваться нелегко в любом возрасте.




Стратегии коррекции агрессивного поведения детей дошкольного и младшего школьного возраст
 
 
 
 Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
– помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
– учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
– учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
– учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
– стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».
 Стратегия на переключение состояния:
– стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
 Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
– у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
– у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

Игры для агрессивных детей

Воробьиные драки (снятие физической агрессии).
Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

Минута шалости (психологическая разгрузка).
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Добрые – злые кошки (снятие общей агрессии).
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – и ребенок изображающий кошку, делает все более «злые» движения. По повторному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

Каратист (снятие физической агрессии).
Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии).
Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямый (капризный) ребенок (преодоление упрямства, негативизма).
Дети, входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: ребенок капризничает, родитель уговаривает его успокоится. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

Клоуны ругаются (снятие вербальной агрессии).
Ведущий говорит: «Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Сердито ругаться друг на друга овощами и фруктами». Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия. Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. Ведущий говорит: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и ласково называют друг друга цветами.
 
«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).
Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней.
 «Жужа, жужа, выходи,
 Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кулаки. топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

Маленькое привидение (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).
Ведущий говорит: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.» Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры привидения превращаются в детей.

«Брыкание».
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо».
Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни. Важно! Не используйте для этих целей готовую игрушку, изображающую зверюшку, малыша – «Бобо» д.б. немного обезличена.
 
Драка.
«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»
«Уходи, злость, уходи!».
Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силой бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку 3 минуты.

Важно! Все игры должны заканчиваться позитивно, нужно помочь ребенку (или группе детей) успокоиться. Особенно внимательно стоит отнестись к гиперактивным детям – им тяжело «переключаться» с одной эмоции на другую, «переходит» из возбужденного состояния к спокойному.