Сколько парусов на корабле

Станислав Прохоренко
Сколько парусов на корабле,
Что на шпиле у Адмиралтейства?
Сколько их осталось на Земле?
Сколько ещё служит ветру вместо
Дизельных моторов, батарей,
Атомных реакторов могучих,
Нет уже весёлых кораблей
Наперегонки гонявших с тучей…

*Первый кораблик-флюгер на шпиле Адмиралтейства появился еще в 1719 году. Его создал мастер Харман ван Болос со своими помощниками — русскими мастерами Иваном Шпаком, Иваном Сухим, Герасимом Ивановым и др.

Исследователи предполагают, что прототипом флюгера был первый корабль, вошедший в петербургский порт. Согласно другой версии, прообразом кораблика стал фрегат «Орел», построенный по указу царя Алексея Михайловича в 1660-х годах. По легенде, в носовой части флюгера-кораблика хранился личный компас Петра I, а его мачты были выполнены из чистого золота.

При Анне Иоанновне Адмиралтейство могло потерять свой кораблик: архитектор Иван Коробов предлагал во время реконструкции здания понизить его шпиль и увенчать простой главкой. Но старые адмиралтейцы, видевшие в кораблике-флюгере символ России как морской державы, выступили против такого решения, и Коробов не просто сохранил, а увеличил величину шпиля и оставил флюгер на месте.

Этот кораблик находился на шпиле Адмиралтейства почти сто лет — в 1815 году во время ремонта шпиля его заменили на новый, и петровский кораблик был утерян. Сегодня же мы видим на шпиле Адмиралтейства уже третье судно в истории здания — оно появилось на этом месте в 1886 году во время очередного ремонта (второй флюгер уже сохранили — он находится в Центральном военно-морском музее). Высота кораблика достигает почти двух метров, вес — 65 килограммов, а на его покрытие потребовалось 2 килограмма сусального золота. Сегодня кораблик на шпиле Адмиралтейства является одним из символов Санкт-Петербурга — он изображен на медали «За оборону Ленинграда».

Ниже на шпиле находятся декоративная корона и яблоко-шар. По легенде, в ларце внутри шара лежат золотые монеты. В действительности же там хранятся отчеты о тех мастерах, что ремонтировали шпиль Адмиралтейства. Также в шаре можно найти и газеты тех лет, когда проходили работы по обновлению «адмиралтейской иглы».