Контрамарка в компартию

Валерий Розенберг
   Шутка ли - беспартийному продвинуться в идеологии! В низах, на подхвате - куда бы ни шло. А роста без партбилета не бывает. Непонятно? А вот о том как факты говорят.
   
   Работал у нас по техобслуживанию телевышки отличный парень Аркадий. Его старший брат Гена был редактором по сельским делам, но сделал головокружительную карьеру - из сольхозредакции областного телевидения - в ведущие репортёры центральной печати. Даровитый да с партбилетом в кармане, весь мир объехал за сенсациями вселенского масштаба.  А младший - на телебашне, на семи ветрах, без перспектив роста. Придумали мы обучить Аркадия операторскому ремеслу. Катать тяжёлую телекамеру - тоже не сахар, а с кинокамерой по предприятиям да не члену партии... Могут возникнуть проблемы с допуском на некоторые события.

   Надо вступать в члены. А по тем временам случился в КПСС конфуз. Перебор по статистике: в рабоче-крестьянской партии обнаружился перекос по численности работников интеллектуального труда. Например, кинооператор - не резерв партии. Сочинили мы Аркадию характеристику на вступление в кандидаты. Из шахтёров, отдал долг службой в армии, работяга на верхотуре - приняли. На год испытательного срока рекомендовали парня комсоргом. Всё идёт складно.

   Из трёх рекомендаций одну давал я. А по Уставу организации ответственность за протеже несут рекомендатели. Вот и пришлось мне курировать рост политической зрелости, приобщая Аркадия к искусству кинорепортёра, контролируя морально-нравственный облик - на случай проверки райкомом партии. Всё катилось как по смазке к окончанию испытательного срока и приёму из кандидата в члены. И вдруг, почти созревший в коммунисты заявляет, что вступать в КПСС раздумал!

   Бились мы с ренегатом сами, приобщили  брата Геннадия. Аркадий твой вон какую каверзу уготовил. Но ничто Аркадия не сбивает с позиции. Чо хошь, хоть убей - не вступлю.

   Дознался до наших дел секретарь партбюро, виду не подавая, включил в повестку дня открытого партсобрания пункт "о приёме из кандидатов в члены партии имярек".
Мол, срок испытательный истёк - добро пожаловать в коммунисты.

   Катит собрание по колее партийной рутины - то да сё, а вот и последний вопрос повестки дня. Только, говорит партсекретарь, предъявите, Аркадий Николаевич свою кандидатскую карточку. Тот полез в карман, в другой и побледнел: карточка исчезла. С утра была в кармане, взносы секретарю бюро сегодня в последний раз платил, а теперь нету! Пытался предполагать, что пиджак висел в монтажной комнате на спинке стула, может кто-нибудь... Эти грязные домыслы гневно оборвали. И вот, в завершение собрания предлагается неизбежный вердикт: за утерю партийного документа - поганой метлой! Минутное дело.

   Стоп, говорю я, рекомендатель. И седлаю трибуну. Готов нести партийную ответственность за мою недоработку с моим протеже. Но пропажу кандидатской карточки надо расследовать. Это вопрос специальных органов. Вставшие было расходиться члены и беспартийные расселись по местам. Слова об органах вогнали в бледность руководство комитета, всё партбюро и причастных к пропаже документа карманников из числа присутствующих. Но изгнанием из рядов Аркадия Бочарова мы не можем ограничиться. Давайте честно изучим вопрос: почему этот нехороший человек не желает быть в одной партии с нами?!

   Что тут началось! Со всего зала в мой адрес - выкрики осуждения. Как смеешь пятнать нашу партию?!! И так далее. Когда зал выдохся в гневе, я напомнил каждому крикуну, почему именно с ним не желает быть в одной партии мой протеже. Вот моё мнение о тех, кто громче всех тут возмущается:

   Один из достойных, находясь в командировке, по пьяному делу погрузил в студийный автомобиль чужой велосипед, хозяин со товарищи вора догнал - две недели коллега залечивался бодягой.

   Другой правоверный коммунист шарлатанит с редакционными гонорарами. Третий имеет развод - седьмой по счёту. И так по каждому крикуну и борцу за чистоту рядов. На закуску оставался недавно принятый одним махом в кандидаты и в члены
партии без нашего участия(!) прежде изгнанный из партии за попытку изнасилования соседской девочки товарищ, ведущий наше собрание в качестве председателя президиума. И, секретарь собрания, ведите протокол тщательно, особенно когда услышите своё имя...

   Вопрос за Аркадия спустили на тормозах: протокол собрания отредактировали, исключили из кандидатов как не прошедшего испытательный срок и за утерю документа. А мне вписали в переполненный багаж моих долгов перед всем кагалом такое, что в партии коммунистов никогда не прощали никому. Со временем припомнили и мне. Тогда уж выступили с ответным словом и гонорарный шарлатан, и угонщик велика, и педофил, и негодяй-много раз женатый, и плагиатор. Люди, достойно носящие на сердце контрамарку в компартию.

   Совместные усилия сложились в очередное выдворение меня из профессии.

   Достославный 1973 год. До крушения СССР ещё 18 лет...