Над нами гений пошутил когда-то,
А мы пытаемся загадку разгадать:
Что он хотел сказать своим «Квадратом»?
А может просто надоело рисовать?..
Измятый тюбик чёрной краски, всуе*
Потерянный, сиротски засыхал.
Художник взял его и, не грунтуя,
Заброшенный этюд зарисовал.
Мазки бросал он хаотично, нервно,
Как будто холст был в чём-то виноват.
А через время он самозабвенно
Той краской прорисовывал квадрат.
Что было под «Квадратом» – неизвестно.
Но сочиняют кто во что горазд:
Кто видел «Баню»**, кто жираф прелестных, –
А он отшучивался парой фраз.
Спроси людей, хоть обойди полмира,
У каждого на совести – пятно,
Которое квадратом Казимира
Замазать бы, да жаль не всем дано…
* — зря, напрасно (имеется в виду значение этого цвета в палитре художника).
** — Нередко можно встретить сообщения, будто под «Черным квадратом» скрывается
картина, изображающая сцену в женской бане. Приводятся письма художника А.А. Экстера
музыканту М.В. Матюшину. В одном из них описывается следующее.
Для поправки своих финансов Казимир Малевич начал работу над циклом картин
о женской бане. Однажды, проработав с натурщицами всю ночь, Малевич уснул на диване
в своей мастерской. Утром туда вошла его жена. Увидев очередное полотно, она вскипела
от ревности, схватила кисть и закрасила холст черной краской. Искусствоведы считают,
что именно в этот момент у Малевича родилась идея «Черного квадрата».
Мы не знаем, какие отношения были у Малевича и его жены с его натурщицами, однако
картина, которая, как утверждается, была закрашена ревнивой супругой, находится в целости
и сохранности в Русском музее Санкт-Петербурга. Это «Баня» кисти Зинаиды Серебряковой.
Так что будьте бдительны и не верьте фейкам!