Stabat Mater Dolorosa

Катерина Пас Чна
«При  кресте стояли Его Матерь и сестра Его Матери, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь  и  ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын  Твой». Потом говорит ученику:  се,  – Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её  к себе».
Евангелие от Иоанна. Глава 19. Стихи 25-27.
Stabat Mater Dolorosa
Yuxta Crucem Lacrimosa,
Dum pendebat Filius.
Cuius animam gementem,
Contristatem et dolentem
Pertransivit gladius.
О quam tristis et afflicta
Fuit ilia benedicta
Mater unigeniti.
Quae more bat et dolebat,
Pia Mater dum videbat
Nati poenas inclyti.
Якопоне да Тодди. 1230- 1306.

Стоит Мать скорбящая
возле креста слезного,
где распят Сын,
чью душу стонущую,
омраченную и скорбящую
пронзил меч.
О как печальна и огорчена
была эта благословенная
Мать единородная.
Как горевала и печалилась,
Благая Мать, и содрогалась, видя
страшные муки Своего Сына.
Поэзия Якопоне да Тодди. Италия.

Талантливые воспитанники детского струнного оркестра дирижера Веры Сергеевны Горянской  в XXI веке совершили  культурное творчество,  на стихи Якопоне да Тодди вышили партитуру  ”Stabat Mater Dolorosa”, композитор Дмитрий Щирица: о трагедии в культурной  жизни  Древнего Израиля – о скорбящей Богородице Марии, о страстях Мессии Израиля Иисуса Христа.  Вышитая партитура – благотворительная, дарит свет  духовного Израиля  и является фрагментом  лекции христианской этики  и эстетики, философии  культуры. В музыкальном  произведении Моцарта "Реквием" есть часть "Lacrimosa" - термин трагедии.
 «Трагическое – одна из основных категорий эстетики, отображающая  наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столковениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности – противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство. Конкретные противоречия  человеческой деятельности и существования, могущие приобрести трагический характер, многообразны. Одно из них Ф.Энгельс в письме к Ф. Лассалю по поводу его драмы «Франц фон Зиккинген» сформулировал так: «Трагическая коллизия между необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления». Здесь имеется в виду невозможность победы из-за незрелости сознания самого Зиккингена, этого вождя рыцарского восстания против императорско-княжеской власти в Германии в 16 веке. Основой трагических коллизий могут стать также острые, резкие несоответствия между стремлением деятеля и незрелостью окружающих его объективных условий; между благой целью и неугодными, низкими средствами её достижения; между содержанием субъективных намерений и фактических, объективных результатов деятельности…
В свою очередь, субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей»  в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных сил – сострадания  и страха…
Категория трагического находится в тесной связи с эстетическими категориями прекрасного, возвышенного, с понятиями гармония и дисгармония, а также с рядом важнейших категорий этики – «героическое», «добро  и зло», «справедливость», «совесть», «ответственность», «вина» и др.»
Краткий словарь по эстетике. Под редакцией доктора философских наук профессора М. Овсянникова. Москва. Просвещение. 1983. С. 175, 176.