Просветитель

Мечислав Курилович
 
                Куриллович Антоний
  На фотографии справа вверху - Куриллович Антоний(1876 - 1954)с ученицами, созданной им, профессиональной школы в Гродно в 20-х годах прошлого столетия.
Родился в старинной с 1620 года деревне Швандубре, у самой границы с Беларусью.
В семье было три парня и две девочки. Антоний - средний. В 23 года окончил Виленскую духовную семинарию, в 26 - католический институт в Париже, защитил докторскую диссертацию на тему: «Права народов во время войны в аспекте нравственности". Доктор схоластической философии. С 1910 года до единения с Богом настоятель, после викарий Гродненского Бернардинского костёла ( в центре верхних фотографий). Во время Первой мировой войны руководил общественным комитетом по оказанию помощи жителям Гродненщины и Виленщины, которые остались без  профсредств для жизни. Одновременно в монастыре при Бернардинском костеле открыл
профессиональную школу для осиротевших детей независимо от национальности и вероисповедания из четырех направлений в специализации: сапожный, портняжный, вышивания и трикотажный. С 1918 года школа получила статус начальной, а ксёндз Антоний - бессменного директора. С его лёгкой руки школа стала стартовой площадкой для открытия в Гродно начальных, средних и профессиональных школ. Его усилиями были открыты три средние школы: торговая, ремесленная  и мужская гимназия. За просветительскую и общественную работу президент Польши Игнатий Мостицкий наградил священника Антония в 1938 году Рыцарским Крестом Ордена возрождения Польши .
   В 1942 году Курыллович Антоний, как заложник, около двух месяцев ждёт в немецкой тюрьме встречу со своим последним днём и только по воле Бога эта встреча не состоялась. С 1946-го по 1953-й  ходит, как на работу, доказывать чекистам, что у него нет никакого отношения к шпионам Ватикана. Постоянные обыски и вездесущий, как тень, хвост. На предложения уехать в Польшу отвечал: "уеду тогда, когда последний верующий оставит эту землю".   В те годы, он был единственным католическим священником на 50 тысяч жителей Гродно.

   Вопреки всем приказам и атеистической пропаганде люди делали все возможное и невозможное, чтобы их дети и внуки были крещены, ходили к исповеди, причащались, венчались, крестили своих детей и пр. В настоящее время такой работой занимаются открыто. А в то время за такое просветительство можно было и загреметь    Не думаю, что ксёндз Антоний этого не знал, когда брал к себе в помощники детей своего старшего брата Михаила – Курилович Софью Михайловну (1913-2008), (на фото внизу слева)  и   Куриловича Владислава Михайловича (1923 – 2018.На фотографии внизу первый слева.
      В пятнадцатилетнем  возрасте во время подготовки к бежмованию (подтверждение  крещения) я не раз бывал на религиозных занятиях в Бернардинском костеле, которые проводила тётя Зося. Всегда с тёплой, ласковой улыбкой к детям, как к своим родным. И мама, и няня, и воспитатель, вроде сегодняшних приемных родителей, только она была без мужа. Помню, меня очень впечатлила синеглазая блондиночка, стройная, ловкая девочка лет пятнадцати, со своеобразно-экзотической адресной улыбкой: только мне (так мне казалось), и с грустными, обеспокоенными глазками. Но и этот недостаток только подчеркивал ее красоту и таинственность. Правда, это великолепие я осмыслил гораздо позже, когда впервые был поцелован уже не мамой. Тётя Зося мое увлечение заметила. Познакомила. И при наших встречах всегда передавала мне от неё привет. Наверное, и ей от меня.
    Юношеское впечатление! Не знаю, как у кого, но у меня оно осталось на всю жизнь. Именно только таким ангелочком в моем воображении я видел мою половинку, а в метаморфозную форму развития  ангелов в чертей я не верил. Мудрость рождает только собственная  набитая  шишка на лбу, и все зависит от их количества. Универсальный закон перехода количества в качество, где главную и незаменимую константу возглавляет время.  Думаю, что все люди были бы мудрыми, если бы их время измерялось мерой Бога.

 Курилович Владислав Михайлович - фездесущим Фигаро в хозяйственных делах Бернардинского костёла (в переводе на современный профессиональный язык - принеси, подай).  И всё за очень "искусительную" награду, как сегодняшним оппозиционным  писателям: “Бог заплатить”. С жертвенных денег от благодарных прихожан, да и ещё в голодное время, не разговеешся. Люди жили надеждой на Бога, на веру, которая давала силу и рукам, и духу.
   Жил в Гродно по улице Пушкина. Я - крестный отец его сына Михаила. К сожалению, Владислав изменил заветам ксендза Антония: оставил эту землю не последним верующим. В поисках лучшей доли. Не для себя, а для детей. Поселился в г. Сопот. Чтобы любить здешних людей, надо потоптать эту землицу в "костюмчике" ксендза Антония.
    И ещё одна семейка оставила родные углы, и никто этого не заметил, может только я, и то через 50 лет, когда начал копаться в родословной. Кстати в родословной я насчитал 254 человек (живых и умерших). Из них на распутью 1944 – 1946 и даже 1950 годов 84 проголосовали ногами против советского рая (переселились в Польшу). 19 гулаговцев реабилитированы. Судьба шестерых после депортации неизвестна.  Два погибли после допросов в КГБ, и  три от рук немцов. А пишут, что каждого третьего забрала война.

На фото слева от костёла Курилович Мартин (1848 – 1917)-отец ксёндза Антония.

Справка. С 1946 года до смерти генералиссимуса Великой Отечественной с двести дватцати  ксендзов со всей Белорусии 150 сидели в ГУЛАГах. Антонию Курылловичу повезло:  встретился с Богом в Бернардинском костеле в Гродно .

    Примечание: В фамилии священника Курилловича Антония  два л, сохранившиеся с польских времен, у последних Куриловичей оно исчезло при получении паспортов с символикой серпа и молота.