Юрий Казаков о литературе

Борис Ефремов 2
Родился - 8 августа 1927 г.      

ИЗ ЮРИЯ КАЗАКОВА

1.

У тебя нет власти перестроить мир, как ты хочешь, как нет её ни у кого в отдельности. Но у тебя есть твоя  правда и твоё слово. И ты должен быть трижды мужествен, чтобы,несмотря на все свои несчастья, неудачи и срывы, всё-таки нести людям  радость  и  говорить  без конца, что жизнь станет лучше.
(«О мужестве писателя»)
      
2.
      
... пишешь ты не для редактора, не для критика, не для денег, хотя тебе, как и всем, нужны деньги, но не для них ты пишешь в конечном итоге. А ты пишешь, помня о божественности слова и о правде.
Ты пишешь и думаешь, что литература — это самосознание человечества, самовыражение человечества в твоём лице.
Об этом ты должен помнить всегда и быть счастлив и горд тем, что на долю тебе выпала такая честь.
(«О мужестве писателя»)
      
3.
      
...он вдруг вспоминает, написав особенно сильную страницу, что сначала было слово и слово было Бог! Это бывает редко даже у гениев, но это бывает всегда только у мужественных, награда за все трудные дни, за неудовлетворённость, за отчаяние — эта внезапная божественность слова. И, написав эту страницу, писатель знает, что потом это останется. Другое не останется, а эта страница останется.
 («О мужестве писателя»)
      
4.
      
Мужество писателя должно быть первого сорта. Оно дожно быть с ним постоянно, потому что то, что он делает, он делает не день, не два, а всю жизнь. И он знает, что каждый раз начнётся всё сначала и будет ещё трудней.
(«О мужестве писателя»)
      
5.
      
Писатель должен помнить ещё, что зло существует на земле, что физическое истребление, лишение   элементарных свобод, насилие, унижение, голод,  фанатизм и тупость, войны и фашизм существуют. Он должен по мере своих сил протестовать против всего этого, и его голос, возвышенный против лжи,    фарисейства и преступлений, есть мужество особого рода.
(«О мужестве писателя»)
      
6.
      
Похвала страшна, она приучает писателя думать о себе лучше, чем он есть на самом деле. Тогда он начинает учить других, вместо того чтобы учиться самому. Как бы хорошо он ни писал свою очередную   вещь, он может еще лучше, надо только быть мужественным и учиться.
(«О мужестве писателя»)
      
7.
      
Сколько случилось в мире за это время, сколько событий со всеми людьми, а он только работал, только клал перед собой всё новые листы бумаги, только и видел свету, что в своих героях. Этого времени ему никто не вернёт, оно прошло для него навсегда.
(«О мужестве писателя»)
      
8.
      
Пусть до меня писали Толстой и Чехов, но это написал я. Это другое. И пусть у меня хуже, но всё-таки и у меня здорово, и ничего ещё не известно, хуже там или не хуже. Пусть попробует        кто-нибудь, как я!
(«О мужестве писателя»)
      
9.
      
Нужно быть мужественным, чтобы терпеть и ждать, если талант твой вдруг уйдёт от тебя и ты почувствуешь отвращение при одной мысли сесть за стол. Талант иногда уходит надолго, но он всегда возвращается, если ты мужествен.
(«О мужестве писателя»)
      
10.
      
В том-то вся и штука, что ему никто никогда не поможет, не возьмёт ручку или машинку, не напишет за него, не покажет, как надо писать. Это он должен сам. И если он сам не может, значит, всё пропало — он не писатель. Никому нет дела до того, болен ты или здоров, за своё ли ты дело взялся, есть ли у тебя терпение, — это наивысшее мужество.
(«О мужестве писателя»)
      
11.
      
Везде вокруг него живёт, шевелится, кружится, идёт куда-то весь мир. И он, уже с рождения, захвачен этим миром в плен и должен жить вместе со всеми, тогда как ему надо быть в эту минуту одному. Потому что в эту минуту возле него не должно быть никого — ни любимой, ни матери, ни жены, ни детей, а должны быть с ним его герои, одно его слово, одна страсть, которой он себя посвятил.
(«О мужестве писателя»)
      
12.
      
Что толку в поэзии, если не понимать великой важности всего, к чему прикоснулся? И если обо всём говорить: не то, не то — и искать непременно что-то особенное?
(«На Мурманской банке»)