Венок Сонетов Малевич расписал осенний храм

Агата Кристи 4
КЛЮЧЕВОЙ:

Малевич расписал осенний храм -
Абстрактное искусство, ярки краски,
В тональных пятнах, в контурах - подсказки
Даются о потустороннем нам.

Подобны листья реющим орлам
Иль разноцветию воздушных змеев,
И ярко осень реет, пламенеет,
Круги сужая, вниз слетает к нам.

И шёпот шумных листьев под ногой,
И глянец их же под дождём и ветром
Туманные, текучие приметы

Неясных линий, форм и миражей.
День ото дня листва жухлей, рыжей,
Истрёпанней, в асфальтовых просветах.

1.
Малевич расписал осенний храм.
Иль выставка, представлены картины:
Крест-на-крест листья клёна, и рябины
Кисть стылая, и дождь, и тарарам

По крыше веток бешено стучащих,
Дожди косой линейкой - реже, чаще,
Шасть, шелест да возня по всем углам,
Звонок надверный, тонко дребезжащий...

Восход ли кроны клёнов золотит,
Иль зренье близорукостью слепит,
Я ль оказалась в странно-жуткой сказке,

Мятежностью повеет штормовой,
С охапкой листьев вновь спешу домой.
Абстрактное искусство, ярки краски.

2.
Абстрактное искусство, ярки краски.
Там колоннада, Пушкинский музей,
На ёлки глядя, жизнью платишь всей,
Еловой хвойной готикой обласкан.

Вот так в альбоме чертит вдруг перо
Какие-то неясные страницы:
Вид городской, полёт ли низкий птицы,
Штрихом к штриху, и контуры остро

Прочерчивает. Дождик мелкой сеткой
Классическую хвойную разметку
Картины нарушает. Хищной лаской

Струится контур быстрый, быстрый штрих.
Малевич в контурах, в цветах был лих.
В тональных пятнах, в контурах - подсказки.

3.
В тональных пятнах, в контурах - подсказки.
Малевич кистью щедрою на холст
Швыряет масло, вот уж в полный рост
Картина вся. На запах вдруг: салазки,

Арбузной коркой пахнущий снежок.
Иль в пляже - ощутимый привкус цедры,
Даётся ирреальное нам щедро, -
То кошкою склубится вдруг у ног,

Мурлычет дымчато; то лиловеет
В бокалов хрусталях, то бризом веет,
Иль хаотично, или по местам -

По полочкам разложено, прижато
Хрустальным прессом. И намёки-взгляды
Даются о потустороннем нам.

4.
Даются о потустороннем нам
Какие-то неявные намёки,
И вот уж океан, такой широкий,
Такой глубокий, тёмный океан.

Шипастые морские звёзды там
Передвигаются, как на экране
В замедленном кино. И больно ранят
Шипы, коль в сновиденческом дурмане

К ним прикоснёшься. Яркая расцветка
Приглушена, подвержена волнАм,
Колеблема. ...Но снова статуэтка

Перед глазами, кабинет, и в окнах
Листва нарядно-яркая промокла,
Подобны листья реющим орлам.

5.
Подобны листья реющим орлам,
Они сулят надежду, словно флаги
Из детства, или тоже из бумаги
То мишура, то веер; иль эстамп

Так вдруг займёт твоё воображенье,
Любуешься им с восхищеньем, ленью,
Иль по какой другой мотивировке, -
Иглой по небу вытканы коронки

Осенних клёнов, жарких, неземных.
Вдруг налетает вихрь и кружит их,
Они в круженье ярче пламенеют,

Сверкают, тешат глаз, как карусель,
Подобные Вселенной пёстрой всей
Иль разноцветию воздушных змеев.

6.
Иль разноцветию воздушный змеев
Навеки взгляд наш тешить невпопад,
Но точно, больше нет пути назад.
Восторженно цветную хмарь лелеем

И восхищённо. Долго будет взгляд
Метаться в ярких красках, в дивных блесках,
Как в хрусталях иль как на арабесках,
И в осень, в дождь, в смятенье, наугад.

И звёзды нам до полночи горят,
Сменяемы вдруг северным сияньем,
Восторгом ли, строкой ли без названья,

И звездопад, и суток пёстрый ряд
Никак реальность всю не перемелет,
И ярко осень реет, пламенеет.

7.
И ярко осень реет, пламенеет.
Я с духами за полночь говорю,
Зарю встречая, сон себе дарю,
И лепет трав мой тихий сон лелеет.

Постель нам неземную осень стелет,
Я первой осторожно наступлю
На бархатный ковёр. О, как люблю
Ковров я разноцветье, роскошь. Верит

Среди нас каждый - в свой высокий бред,
Трамвайный вновь отсутствует билет,
Я еду зайцем, осень наблюдаю -

Она, простоволосая, нагая,
В пестрящем разноцветии реклам,
Круги сужая, вниз слетает к нам.

8.
Круги сужая, вниз слетает к нам,
Как коршун, осень. Долго у причала
Стоять, смотреть; чтоб мглисто даль скучала;
Иль с рыбаками выпить по сто грамм.

Улов их здезь же в таре серебрится,
Поклёвка снова; даль туманно длится,
Срывается испуганно синица
С руки, вдаль устремляясь к журавлям,

То ль блики всё мерещатся, то ль лица,
Дождём струится, вновь занять стремится
Моё сознанье осень. В мир иной

Ступаю днесь на мглистую дорогу,
Где никогда не поминают Бога.
И шёпот шумных листьев под ногой.

9.
И шёпот шумных листьев под ногой
На разные лады мне путь пророчит,
И вот уж звёзды засветились к ночи -
Идти вслед за жемчужною звездой.

Так гостя в дом пускают на постой,
Но вот рассвет, и снова он в дороге,
Цепляют ветви волосы ли, ноги -
Такой путь примерещился простой:

Не по дороге, как все добры люди,
А через лес. Прощаться нынче будем,
Чтоб завтра повстречаться вновь опять.

Опять нельзя, не нужно, страшно спать,
Мерещатся плащи - до пят, в два метра,
И глянец их же под дождём и ветром.

10.
И глянец их же под дождём и ветром -
Осенних листьев, зонтиков, плащей,
Круговороту подчинясь вещей,
Идём по городку, он в стиле ретро.

Галантерея, полушалок, да
Платформа, и грохочут поезда,
Вдаль проносясь в том темпе инфернальном,
Что всё вблизи мерещится нам дальним,

Далёкое же близким. Стёрты меты,
Все карты перепутаны. Стиль ретро
Здесь верховодит в городке, да дождь.

На шпильках в лёгких "лодочках" идёшь,
Вокруг оставлены дождями, ветром
Туманные, текучие приметы.

11.
Туманные, текучие приметы.
Очередное на исходе лето,
Очередная осень под дверями
Скулит, скребётся - так бы и мы сами

Скреблись под дверью Осени, когда бы
Не отворила дверь. Мы странны, слабы,
Повсюду нам мерещится тоска,
И осень нам - как первая строка,

Как первое свиданье, как свеченье
Неясное, и как пересеченье
Абстракций - отдыхает лёгкий взгляд,

Химеры наблюдает все подряд,
Не вглядываясь в контуры уже
Неясных линий, форм и миражей.

12.
Неясных линий, форм и миражей,
Ахматовских классических, графичных,
Туманных строк - нам сумерки привычны,
Но не видать нам как своих ушей

Чего-то, что пророчило под сердцем,
Что билось, как в силке. Единоверца
По ищущему взгляду узнаём
Растерянному. Память - водоём,

То в нём круги, а то болотной жижей
Вдруг станет, и затянет ряска - вышки
Над лагерною зоной ли сотрёт,

Иль птицу, вдруг подстреленную влёт,
Стой да смотри там на холме ль, меже ль:
День ото дня листва жухлей, рыжей.

13.
День ото дня листва жухлей, рыжей.
"Стучи и хлюпай, жуй подгнивший мост" -
Так Бродский написал, и стих сей прост.
Довольно нам усталых миражей,

Вот соберись, и выйдем ввечеру
В холмы, в поля, и, под конец, в болото,
И будем долго-долго ждать кого-то,
Он не придёт. По ветхому ковру

Осеннему /уже одни скелеты
От бывших листьев/ шаг да шаг ступать,
И чувствовать невидимую рать

С тобою рядом. Снег - ковёр, но этот
Истрёпанней, в асфальтовых просветах.

14.
Истрёпанней, в асфальтовых просветах
Нам наши судьбы затворяет мгла.
Зима была бела, метель мела,
И духотой пахнуло снова лето,

И вновь зима. В заснеженных приметах,
В салазках и на лыжах кутерьма,
И если непременно жизнь тюрьма -
То я бы себе выбрала вот эту:

Там арабесками плетётся снег -
Чертёжно, точно, чётко кристалличен,
Науке точной дорог и привычен,

По окнам намерзает, по стихам.
-Но: яркостью, победным всё же кличем
Малевич расписал осенний храм.

                20-05-2010