Легко ли быть пограничником и о глубине тайн

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Краткое содержание некоторых проповедей, услышанных в «Фоме».
Отец протоиерей Алексей Семкин (из Собора Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади) на прошлой проповеди в день Апостола Фомы 19 октября 2007 года говорил о том, что Апостол Фома в наших глазах как бы всегда стоит на границе веры и неверия, мы мало знаем о нем до момента его уверения Господом, также мало знаем, что было с ним после, и он для нас застыл в тот момент, когда это уверение произошло. В чем-то это похоже на позицию журнала «Фома». Но Апостол Фома на самом деле не застыл в этой позе, он продолжил движение по духовному пути и был самым ревностным из апостолов, достигнув самой Индии и основав там Церковь.
Был такой святой Симеон Новый Богослов, человек очень глубокий и оригинальный во многих отношениях, который имел непонимание со стороны своих собратьев. У этого святого есть беседы, обращенные к духовным чадам. Часть этих бесед называется огласительными, а часть – тайноводственными. Так вот и нам в нашем служении не нужно забывать о двух сторонах нашей миссии: кроме оглашения людей внешних, нужно не забывать и о тайноводстве уже уверовавших, т.е. о «водительстве по тайнам», когда тайна не теряет своей таинственности, остается тайной, но бывает показана и узнана человеком.
В следующую проповедь, 23.11.2007, о.Алексий продолжил развивать эту тему. Он вспомнил человека, служившего на границе. Ему так понравилось там служить, что после окончания срока службы, он ее продлил, устроившись туда же по контракту, построил там себе дом, привез туда жену, вырастил детей, они там открыли себе свой университет, вся семья нашла себе там работу… За границу его не пускали, чтобы он не выдал там никаких секретов. И так им там было хорошо, что и в отпуск он не ходил. Так и прожил всю жизнь на границе, и жили они счастливо, и умерли в один день.
Другой рассказ из той же серии. Приезжал о.Алексей на русско-абхазскую границу. Казалось бы, что там такое? Но наш пограничник проверял его крайне пристрастно, всего перетряс («А это Вы что везете? А это Вам зачем?»), как будто он ехал в Англию или Америку. На другой же стороне границы стоял всего один пограничник, ковырял себе в носу, и так ему было лень даже рукой махнуть, что можно проходить, что понятно было, что ему совершенно все равно.
Так вот и мы, будучи существами, с одной стороны, духовными, а с другой – телесными, всю жизнь вынуждены стоять на этой границе духовного и телесного. Но умерши, каждый из нас будет иметь возможность узнать, что же есть за той границей, на которой мы все эту жизнь простояли. А после воскресения мертвых, которое, как мы верим, ожидает нас, мы будем поставлены перед выбором, а можем ли мы продолжать и дальше стоять на этой границе, и уполномочены ли мы на это. По учению Церкви, мы призваны к тому, чтобы восполнить число отпавших ангелов, т.е. подняться на ступень выше по отношению к тому состоянию, в котором находимся, освободив тем самым место на лестнице существ, стремящихся к Богу. Потому что кое-кто стоит вслед за нами.
Сын отца Алексея, каждый день, уходя на учебу, говорит их мопсу, провожающему его в коридоре: «Остаешься за главного». Мопс хлопает глазами, вроде как что-то понимая по-своему, и остается.
Т.е. после того, как мы выполним нашу задачу, на наше место должны встать животные, которые могут получить разум, растения же станут подобными животным, с ними можно будет играть, как-то общаться, а минералы станут подобны растениям, они будут расти, цвести и т.д. Конечно, нигде это не написано, это нам подсказывает простая логика. Но если есть хотя бы малый шанс на подобное развитие событий, стоит трудиться духовно и думать о том, что будем мы делать, когда пересечем границу, будем ли мы к этому готовы, сумеем ли воспользоваться новым положением должным образом. Будем пересекать границу в глубину, и тем самым наследуем Царство Божие.
ноябрь 2007 (из рабочих записей)

https:// ridero.ru/books/zapiski_praktikuyushego_khristianina/