психосоматическая антология 3 - -

Марк Сандомирский
Психосоматическая антология
Текст 3

Психосоматическая антология — сборник моих текстов
о механизмах формирования психосоматических расстройств
и об их коррекции.

Вопросы читателей приветствуются: m.sandomirsky@gmail.com
сандомирский.рф



Нейропсихотерапия Ретри
   
 
1. Введение. Определение.

Нейропсихотерапия Ретри представляет собой физиологически-ориентированный метод психологический помощи и самопомощи (саморегуляции), основанный на принципе психофизического параллелизма, или решения психологических проблем за счет воздействия на связанные с ними физиологические механизмы. Это практическое приложение достижений нейронауки в русле нейропсихотерапии (Т. Judd; K. Grawe), или психорефлекторной терапии (В.М. Бехтерев).

Метод применяется в сфере психологического консультирования и психотерапии (как в индивидуальном, так и в семейном и групповом формате), в коррекционной работе с детьми (нейропсихологическая психотерапия), в сфере традиционных оздоровительных практик (ТКМ-психотерапия, йогапсихотерапия), массажных оздоровительных техник (массажно-ассоциированная нейрокоррекция, система самомассажной саморегуляции), косметологии (психосоматическая косметологическая нейрокоррекция), терапии искусством и фасилитации творчества (арт-матетика, йогартпсихотерапия), бизнес-консультирования и организационной психологии (эволюционный коучинг, психосоматическое сопровождение работы с персоналом, профилактика выгорания), тренинги личностного роста (мотивационные тренинги, тренинги креативности), социальной психотерапии (проект "Поможем друг другу").
 


2. Этапы терапевтического воздействия

I этап – «упражненческий», нередко практикуемый в групповом формате.

Цель - обучение пациента осознанному использованию типовых внутренних ресурсов (см. далее). На данном этапе происходит освоение пациентом технологий психологической саморегуляции (телесно-эмоциональной и эмоционально-образной), При обучении пациента используются суггестивные элементы (как в традиционном методе АТ по И. Шульцу). Для данного этапа изначально предназначены психотехники РеТри, зарегистрированные также в качестве самостоятельной психокоррекционной технологии (рег. ВНТИЦ №73200100022 от 01.02.2001). Аббревиатура РеТри образована по начальным буквам трех ее технологических составляющих (три «РЕ»):
А) РЕлаксация (мышечная, дыхательная, ментальная, эмоционально-образная);
Б) РЕгрессия (при этом возрастная регрессия служит как основой формирования трансовых состояний, так и коррекции психосоматических симптомов);
В) РЕконструкция подсознательного опыта (осознавание вытесненных и «замороженных» в теле эмоций, их отреагирование и изменение отношения к травматичному опыту). 
Этот набор алгоритмизованных психотехнологий представляется как нейрофизиологическое программирование (Сандомирский М.Е. 2001; 2008) - по аналогии с программированием нейролингвистическим.

II этап – аналитический, осуществляемый в формате индивидуальной терапии.

Его цель – выявление и закрепление индивидуальных внутренних ресурсов, их  «якорение» для дальнейшего самостоятельного использования пациентом. Задачами данного этапа являются переосмысление пациентом личностных проблем, самопознание и поиск позитивных переживаний, связанных с детским опытом.


III этап – развивающий, в терминах психологии рассматриваемый как личностный рост.

  Цель данного этапа – обучение пациента самостоятельному поиску новых ресурсов и их интеграции в его повседневную деятельность. После того, как удается добиться устойчивых адаптивных изменений на личностном уровне, от инфантильных психологических защит перейти к зрелым, на помощь ему приходит самая «творческая» и продуктивная  из этих защит – сублимация. Речь идет о творчестве в самом широком смысле, как  «творчестве жизни» (В.С. Дудченко). 



3. Базовые принципы и механизмы

Теоретические основы метода включают:

1) Нейроинтегративная инстинктивно-потребностная модель формирования базовых психологических и психосоматических проблем, РАССМАТРИВАЮЩАЯ факторы как психологической экологии (в том числе психофизиологической), так и человеческой этологии (human ethology), или социально-психологической экологии.

2) Нейроконнективная модель формирования частных психологических и психосоматических проблем в процессе возрастного развития (как онтогенетический механизм). Одновременно модель представляет универсальный способ  решения этих проблем и преодоления лежащих в их основе внутрипсихических противоречий. Механизмом достижения этих целей с нейрофизиологической точки зрения представляется научение, рассматриваемое как формирование нейрональных связей (rewiring психологическая версия процесса, в информатике именуемого deep learning).

3) Нейрогрегрессия как технология оптимизации научения, представляющая собой физиологическую возрастную регрессию, или возврат к функциональному состоянию мозга, ассоциируемому с раневозрастным научением.   Соответственно происходит восстановление  + временный отказ от дезадаптивных или утративших адаптивную роль стереотипов (психологических защит, условных ценностей по К. Роджерсу, ограничивающих убеждений по , травматичного опыта по П. Левину).
При этом рассматривается не только индивидуальная, но и интерперсональная, или совместная регрессия.
Принимается, что сознание изначально ориентировано индивидуально (как основа субъектности), подсознание же, функционирующее на неосознаваемом, в значительной мере инстинктивном уровне, групп-ориентировано (эмоциоеное реагирование, коллективное поведение). Соответственно в процессе терапии // сознательное обращение к глубинным ресурсам, для которого необходимо не только сознательное, но и подсознательное взаимодействие клиента и психотерапевта, синхронизация их состояний ("виртуальный мозг" О.И. Коекиной, психобиологические интерперсональные феномены по D. Siegel)   


3.1. Базовые механизмы формирования психологических проблем и их коррекции

Рабочая модель метода основывается на положении, что все психологические/ психосоматические проблемы, несмотря на их разнообразие, по механизму развития сводятся к нескольким основным, экзистенциальным. С точки зрения нейропсихотерапии, последние связаны с неправильным, недостаточно адаптивным функционированием механизмов основных инстинктов человека.
Как известно, инстинктивные механизмы лежат в основе потребностей и мотивов человека (закон смещения З. Фрейда), представляя собой их безусловно-рефлекторное обеспечение. При взаимодействии друг с другом, базовые инстинкты образуют стройную вертикальную иерархическую систему, аналогично известной «пирамиде потребностей» (А. Маслоу)\. Эта иерархия выстраивается снизу вверх в процессе возрастного психическго развития, закономерности которого создают онтогенетический инстинктивный «фундамент» экзистенциальных проблем (табл. 1).
 
/сокр /