12 августа 2000 г. - Курск. Трагедия на дне

Галина Николаевна Николаева
     22 года прошло со дня гибели 118 подводников, но до сих пор страна скорбит по экипажу «Курска» и не забывает об этой трагедии.

     Атомный подводный ракетоносный крейсер К-141 "Курск" проекта 949А "Антей" затонул 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа погибли в Баренцевом море. Позже сообщили, что трагедия произошла из-за взрыва стеллажной боевой торпеды "Кит".
     Первой об аварии российской атомной подлодки (АПЛ) К-141 "Курск" в августе 2000 года узнала разведывательная служба Норвегии. Засечь трагедию удалось благодаря разветвленной сети подводных датчиков. В Норвегии вели постоянное наблюдение за русским флотом. И когда на подлодке произошел взрыв, именно норвежцы обладали этой информацией сразу. Кроме того, они "продолжали следить за ситуацией на протяжении всей спасательной операции".  Три с половиной часа они не сообщали о взрыве и фактически следили, как умирают русские моряки.
     Но особый цинизм заключается в том, что норвежцы предоставили информацию о гибели подлодки США. Выходит, обе разведки вместе наблюдали за борьбой, но промолчали?
     Спасательные работы, проведенные Северным флотом с 13 по 20 августа, оказались безуспешными. Вскрыть аварийно-спасательный люк субмарины норвежским водолазам удалось только 21 августа, когда остававшиеся в живых в кормовом отсеке 23 подводника погибли.

     Сопредседатель Союза ветеранов боевых служб ВМФ Виктор Блытов, потерявший в трагедии "Курска" двух учеников, рассказал о творившемся в "нулевые" беспределе американцев в российских ведомствах. После времён Ельцина многие американские советники находились в наших ведомствах, включая Минобороны. "Мы тогда находились под их прессом", - объяснил он. Именно американцы указывали, что русским следует "резать" в море, чтобы США это не мешало. Потому неудивительно, что норвежцы, которые зафиксировали взрыв на "Курске", поделились своими данными с США, а не изначально с Россией.
     Почему так?

     А потому, скорее всего, что гибель могучего (хотя конструкционно и неудачного) подводного крейсера показалась тогда вершиной – нет, точнее, дном! – всего того, что было пережито страною за 90-е годы. Символом, горьким памятником на могиле умирающего в грязи общества.
     Гибель моряков, случайная, нелепая, обусловленная не в последнюю очередь той самой неудачной конструкцией лодки, произошла не на фоне побед или хотя бы движения вверх. Нет, при виде обшарпанных, холодных панельных убожищ, куда они должны были вернуться после плавания, при взгляде на тогдашнюю пустоту в карманах и душах, на беспросветную, как полярная ночь, жизнь даже элиты русского военного флота, – само собою в сердце стучалось понимание, что – да, не вверх движение. А на дно. И упавшая на дно подорванная по неизвестной причине лодка сама по себе служила символом подорванной, лёгшей на дно страны…
     Мы, каждый тогда, кроме клинических либералов и идиотов, увидели в этой лодке Россию, а в погибших моряках – себя.

     Взрыв, смявший слабые переборки вплоть до третьего отсека, именно потому, что на крепости переборок конструкторы или те, кто ими командовал, решили сэкономить, – это подсознательно каждый примерил на себя. Гибель К-141 «Курск» – гибель лучшего корабля 7-й дивизии, который не смогла спасти вся мощь флота и страны, – это каждый примерил на себя.
     То, что в России не оказалось даже спасательного оборудования, способного помочь экипажу, где пять боевых частей из семи имели звание «отличных», и на помощь пришлось звать спасателей из враждебного блока НАТО, – это каждый примерил на себя.
     И то, что оставшиеся в живых моряки не смогли открыть заклинившую крышку аварийно-спасательного люка (опять конструкция!), – это уже примерялось на всех, на всё общество.
     И когда один из матросов стал выстукивать сигналы SOS и на разыскивавшем подлодку крейсере «Пётр Великий» эти сигналы слышали, но не придали им истинного значения, – это тоже примерялось на общество, на народ.
    
     И записку капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова со словами:
     "Ольга! я тебя люблю, не переживай сильно… шансов похоже нет, % 10-20… Всем привет, отчаиваться не надо", – её тоже каждый примерил на себя. И на свою семью.
     Вот это тогда и резануло всё общество.
     Оно вдруг ощутило себя вместе с «Курском» – на дне. И вместе с моряками. Когда до спасения не погибших при взрыве – всего каких-то несчастных 108 метров. Но некому их преодолеть. Не способна на это вся твоя армия и вся твоя страна!
И даже тело твоё поднимет потом на поверхность враг… И вот сегодня…

     А вот сегодня, вспоминая о той трагедии и несчастного «Курска», и несчастной той страны, мы – столь же честно заглянув в себя! – трагедии ведь уже не ощущаем.
Да, время лечит – точнее, оно затягивает раны. Но оно не затягивает памяти. И мы, сегодняшние, помним ту аварию. И тех, кто в ней погиб. И страну нашу тогдашнюю. И себя тогда.
     И мы видим, как далеко мы ушли от всего того. Мы поднялись с того дна. Мы спаслись. Сами.
     Враг нам, правда, опять помог. Особенно в последние годы. Своей ложью, своей бесчестностью, своими санкциями, своими попытками вернуть нас на то дно, с которого мы поднялись. Что же, это была действительно помощь – помощь в прощании с последними иллюзиями относительно Запада.

     Но поднялись мы сами. Шторма не кончились, но теперь Россия ведёт свой курс через них без дыры в первом отсеке. И с адекватным и профессиональным командованием во втором.
     И остаётся лишь одного не опасаться. Тогда президенту, полгода только проведшему в «центральном отсеке» страны, не рассказали, оказывается, всех подробностей происшествия. «Она утонула» – это был не цинизм Путина. Это было всё, что главе страны позволили знать о катастрофе. И очень хочется надеяться, что сегодня центральный пост России имеет полную информацию обо всём, что необходимо для безаварийного курса страны сквозь нынешние бури.

     Помяни, Господи, во Царствии Твоем погибших моряков-подводников с АПЛ "Курск"  и всех погибших моряков с других подводных лодок.

     ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ ОТЕЧЕСТВА




Источник: ТВ «Царьград»:
По материалам статей Александра Покровского
https://tsargrad.tv/articles/kursk-tragedija-i-pamjat_211995