молодой этнограф в поисках славы

Николай Худяков 2
       - Скажи, акын, а откуда ты получил наследство – знание этих сказок, что ты рассказываешь нам? Я хочу знать имена тех сказителей, что раньше пели о подвигах своего народа, о великих батырах прошлого. Я перерыл много первоисточников, но ничего связного не нашёл. Даже тёмная книга истории монголов существует где – то в легендах. Её никто не видел, но даже ты опираешься на неё.
      - Эх, парень, ты живёшь в другом мире, где слову написанному верят больше, чем сказанному. А я живу в мире, где слово батыра, а тем более хана – батыра могло сдвинуть горы. Ты даже не веришь моему слову, слову акына! Настоящий акын не должен говорить правду, он просто знает истину, и поёт её. Потому что твоя правда отличается от правды твоего друга, а тем более врага.
      Аспирант замолк, а сказитель продолжил.
     -А истина заключается в том, что очень давно началась битва светлых и тёмных сил. Ан – гули, или ангелы, светлые сущности, сражаются за истину, добро и любовь в этом мире. Но только чистые сердца помогают им в этой битве. Битва идёт и сейчас, потому что она идёт  и в прошлом, и в будущем. В настоящем она идёт у тех, кто вступает в неё в надежде увидеть светлое настоящее своих детей и внуков. Хотя бы с небес. Очень давно те, кого звали мунгалами, вступили в этот бой, и, осознав себя светящимися существами, не раздумывая, приняли сторону света, огня своих прадедов, и освободили их силу. Только так они стали великим войском, очистившим великие пространства от тёмных сил. Но хитрые тёмные силы – это оборотни, пытающиеся очернить нашу историю, и присвоить её себе. Тёмный народ, до сих пор терзающий наших друзей и защитников, даже присвоил себе имя наших богов и предшественников, ан – гули. И их страна многие века зовётся Ан –гулия. В тумане Онона батыры Чингиза сражались с тёмными силами, и, возвращаясь домой, они радостно возвещали о своей победе: « Мы – ангелы, мин ан – гули!». И с тех пор их зовут монголами. И ты скажешь мне, что это сказки?!!! Что какой – то ан – гулийский историк не так излагает историю нашего великого Чингиза?
      - Так знай, что великий народ ан – гули жив, пока бьётся сердце хоть одного монгола! Я знаю, что великий народ ан – гули был великим народом, пролетевшим лебединой стаей в наши края, давая на радость и своё покровительство. И созвездие Лебедь, или Северный крест по – другому, светит нам с надеждой воскресить былое величие этого народа.
      Старик сверкнул глазами и продолжил.
      - Ты опять мне не веришь? Тогда скажи мне, почему именно то место, которое русские называют крестец, обвивает змея , называемая индусами кундалини, не давая уму свободы?!
     - Я не хочу учить тебя, парень. Сказки, как ты говоришь – это боль моего сердца, за то, что наши прадеды не смогли до  конца восстановить истину.
      Акын поднялся, и начал говорить громко, почти кричать.
     - Мой народ – великий народ, несущий благо для всего мира! Были времена, когда батыром был каждый, стоявший в войске Чингиза!
     - Да, мы храним вход в верхний мир от зла, темноты и глупости. Но тебе незачем знать эти сказки, если ты не веришь в них, и не готов сражаться за добро!
     Старик осёкся и начал оседать. Юноша бросился помогать ему.
     - Дедушка, успокойся, я верю тебе! Так и было. Но ты не бросишь меня, расскажешь эту историю до конца?
     - Я ухожу на битву. В моей тьме не хватает света.
     -Дедушка, не уходи!
     - Хурмаста зовёт меня. Я слышу его.
     Прибежала дочка, и выгнала этнографа.
      - Опять ты пришёл, когда отец занят. Если вернётся живым, позовёт сам. А пока уходи. Тёмный ты шибко. В людей не веришь, а только в сказки.  А хочешь помочь , съезди в дацан, поищи там совета, как помочь отцу. Да не моему отцу, а Отцу Хурмасте . Он всех ждёт к себе. И без благословления ламы можешь сюда не появляться. Ну всё, нам некогда, будем своего отца лечить.
     Молодой человек расстроился: тема его диссертации – «История монгольского народа в сказаниях и легендах» повисла на самом интересном месте. Он понял, что надо рискнуть, снова откинул полог юрты, и нырнул к огню.
     Сказитель лежал на полу, а дочка ставила ему укол. Затем она укрыла его одеялом, и он затих.
     - Чего тебе? Я же всё сказала!
     - Алтынпа – апа, дайте мне путь, по которому я смогу найти нужного человека в дацане.
     Женщина немного помедлила, потом ушла в дальнюю часть юрты. Вернулась она, неся в руке рыжий кожаный мячик с пятном белого цвета.
     - Покажешь это любому ламе, он тебе объяснит, куда и к кому идти. Всё, удачи! Талисман не потеряй!
     Удача! Нить не потеряна! Ну что же, будущий профессор, в путь, за светлыми знаниями! Алга!