Секретный доклад

Владимир Сурнин
Для спасения государства достаточно
                одного великого человека.
                Вольтер

                Дабы погубить отечество, достаточно
                даже одного негодяя.
          Наполеон Бонапарт

 25 февраля 1956 года Н.С.Хрущев ошеломил делегатов ХХ съезда партии докладом с критикой «культа личности» и деятельности И.В.Сталина. Моё поколение выросло, можно сказать, под сенью этого доклада, который  на Западе принято называть «закрытым» или «секретным». На самом деле, секретным он не был. После ХХ съезда с его основными положениями знакомили все партийные организации Союза, а, следовательно, о сказанном Хрущевым узнало и всё население страны. Текст доклада уже в конце 1956 года через Варшаву оказался в руках израильской разведки «Моссад», которая, в свою очередь, передала его властям США. Таким образом, основные положения доклада получили международную огласку. Я уже упоминал, как отреагировала на хрущёвскую речь Польша. Ещё более кровавые события последовали в Венгрии. С ХХ съезда антисталинизм стал политической концепцией и руководством к действию для всех антикоммунистических сил.
 Долгое время «разоблачительные» тезисы «закрытого» доклада считались истиной в последней инстанции. Чтобы проверить их, не хватало надёжных источников. Вход в архивы для исследователей был наглухо закрыт. И только в последние 10-15 лет положение стало меняться благодаря рассекречиванию документов из бывших советских архивов. По времени это совпало с рождением новой исторической школы, возникшей как антитеза  концепциям тоталитарной советологии времён «холодной войны». Представители этого направления в России и за рубежом, такие, как Виктор Земсков, Юрий Жуков, Джон Арч Гетти, Роберт Тэрстон, Роберт Мэннинг, Шейла Фицпатрик, Джерри Хау, Линн Виола и другие подвергли утверждения Хрущёва перекрестному анализу. Тут-то начала вырисовываться довольно любопытная картина: оказывается, среди всех «обличительных» утверждений доклада, поддающихся проверке, не оказалось ни одного правдивого. Ни одного!
 Одним из первых пришёл к столь неожиданному выводу известный американский историк, профессор Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе Джон Арчиба;льд Ге;тти. Его относят к представителям ревизионистской школы в  советологии. В своём фундаментальном  труде «Истоки больших чисток» Дж. А. Гетти пишет:  «Для меня как ученого такое открытие оказалось неприятным и даже нежелательным. Мое исследование, конечно, и так вызвало бы удивление и скептицизм, если бы, как я полагал, выяснилось, например, что четверть хрущевских «разобла¬чений» или около того следует считать фальшивыми». А тут – сплошь фальшивки. Было от чего схватиться за голову.
 К счастью для добросовестного учёного, его выводы нашли подтверждение в трудах других историков. Например,  профессор Монклерского государственного университета в США Гровер Ферр в 2007 г.  издал книгу «Антисталинская подлость». Эта новинка, вышедшая в русском переводе в Москве, стала одной из самых необычных новинок последнего времени в жанре non/fiction (особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях). В ней «по косточкам» разбирается всё то, что Н.С. Хрущёв наговорил в своей «обличительной» речи на ХХ съезде.
 Упомянутая книга распадается на две самостоятельные, но в чем-то пересекающиеся части. В первой части разбираются положения доклада, которые следует считать квинтэссенцией хрущевских «разоблачений». Вторая часть книги посвящена вопросам  методологического характера, а также выводам, которые следуют из проделанной работы. Забегая чуть вперед, скажу как историк: эту книгу следует прочитать. Как под скальпелем хирурга, под пристальным взглядом дотошного исследователя обнажилось много «повреждённых клеток», т.е. ложных утверждений, запрятанных в тексте «секретного доклада». По моим подсчётам, Гроверу Ферру  удалось выделить шестьдесят одно такое утверждение. Каждое из них исследовано в свете исторических свидетельств и, как стало понятно в итоге, в «закрытом» докладе Хрущёв не сказал про Сталина и Берию ничего, что оказалось бы правдой. «Защита Сталина» здесь ни при чём: бремя доказательства лежит на обвиняющей стороне. А все «разоблачительные» утверждения «секретного» доклада, как доказательства, на поверку выявились несостоятельными.
 Нравится это кому-то или нет, но в свете представленных в «Антисталинской подлости» и других книгах подобного ряда  научно-исторических доказательств,  рассматривать историю Советского Союза через кривое зеркало «секретного доклада» больше уже невозможно. Его мошенническая природа  ставит нас перед необходимостью переосмысления сталинского периода советской истории и переоценки личности самого Сталина.