О бессмерти. Беседа свщ. Александра Шлемана

Чиркина Надежда Валерьевна
О бессмертии. Фрагмент беседы о.Александра (Шлемана)
Из Воскресных бесед на радио "Свобода" (приблизительно 1972-1983) разбор Символа веры.

Чудо воскресения Иисуса Христа.
<...>
Радость раннего христианства, радость, живущая и доныне в Церкви, в ее богослужении, в ее песнопениях и молитвах, особенно в празднике Пасхи, - не отделяет воскресения Христова от "общего воскресения",  от воскресения всех людей, воскресения, начавшегося в воскресении Христовом.
 <...>
      Про Христа мы утверждаем, что Он воскрес, про самих же себя говорим, что верим в
б е с с м е р т и е   д у ш и
в которое задолго до Христа верили греки и евреи и до сих пор верят все без исключения религии, и для веры в которое, воскресение Христа, как это не странно звучит, -
даже  н е   н у ж н о.
    В чем причина этого странного раздвоения? Причина эта в нашем  п о н и м а н и и   с м е р т и   или, лучше сказать, в понимании смерти как о т д е л е н и я   д у ш и   от  т е л а.
Вся дохристианская и внехристианская "религиозность" призывает отделение души от тела считать не только "естественным", но и положительным, видеть в нем освобождение души от тела, мешающего ей быть духовной, небесной, чистой и блаженной. Поскольку в опыте человеческом зло, болезни, страдания, страсти - (все это)
от  т е л а, то смыслом целью религии, религиозной жизни естественно становится освобождение души от этой "темницы" тела, освобождение, достигающее полноты своей именно в смерти... Но нужно со всей силой подчеркнуть, что такое понимание смерти - нехристианское, больше того - с христианством несовместимое, ему открыто противоречащее. Христианство провозглашает, утверждает и учит, что отделение души от тела, называемое смертью, есть зло. Это то, чего Бог не сотворил. Это то, что вошло в мир и покорило его себе, но против Бога, в нарушение Его замысла, Его воли о мире, о человеке и о жизни. Это то, что Христос пришел разрушить. Но чтобы не то что понять, а ощутить,  почувствовать христианское восприятие смерти, нужно сначала хотя бы несколько слов сказать об этом Божьем замысле, поскольку он открыт нам в Священном Писании и в полноте своей явлен во Христе; в Его учении, в Его смерти, в Его воскресении.
Кратко, упрощенно  замысел этот можно очертить так: Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии
ч е л о в е к о м. Человек, каким создал его Бог - это одушевленное тело и воплощенный дух, и потому всякое разделение их, и не только последнее - в смерти, но и до смерти, всякое нарушение их единства - есть зло, есть духовная катастрофа. Отсюда и наша вера в спасение мира
в о п л о щ е н и е м  Бога, то есть принятием Им плоти, тела, и не призрачного, не "как будто тела", а тела в полном смысле этого слова:  нуждающегося в пище, устающего, страдающего. Таким образом, в смертном разделении души и тела кончается то, что называется  ж и з н ь ю, то есть тем, что и состоит, в первую очередь, в одушевлении человеческого тела и в воплощении духа. Нет, в смерти не исчезает человек, ибо не дано твари уничтожить то, что призвал из небытия в бытие Бог. Но он, человек, погружается в смерть, в тьму безжизненности и бессилия, он, как говорит апостол Павел, предается распаду и тлению.
Я хочу еще повторить и подчеркнуть: не для этого разделения, умирания, распада и тления создал Бог мир. И потому Евангелие христианское провозглашает, что "прследний враг истребиться - смерть!" Воскресение есть воссоздание мира в его первозданной красоте и целостности, это полное одухотворение материи и полное воплощение духа в создании Божием. Мир дан человеку как его жизнь, и потому, по нашему христианскому, православному учению, - Бог не уничтожит его, а преобразует в "новое небо и новую землю", в духовное тело человека, в храм Божьего присутствия и Божьей славы в творении.
      "Последний же враг истребится - смерть..." Это разрушение, это истребление смерти началось тогда, когда Сын Божий вольно, из бессмертной любви к нам, сам снизошел в смерть и ее тьму, ее отчаяние и ужас наполнил своим светом и своей любовью. Вот почему на Пасху мы поем не только "Христос воскресе из мертвых...",  но так же: "Смертию смерть поправ...".
       Воскрес из мертвых Он один, но разрушил Он нашу смерть, разрушил ее владычество,  ее безнадежность, ее окончательность. Нет, не нирвану, не тусклое загробное житие обещает нам Христос, а восстание жизни, новое небо и новую землю, радость всеобщего воскресения. "Восстанут мертвые и сущие во гробах возрадуются...".
Христос воскресе и жизнь жительствует, жизнь живет... Вот смысл, вот бесконечная радость этого действительно главного, сердцевинного утверждения Символа веры: "И воскресшего в третий день по Писаниям". По Писаниям, то есть в согласии с тем знанием жизни, с тем замыслом о мире и о человеке, о душе и теле, о духе и материи, о жизни и смерти, которое открыто  нам в Священном Писании. Тут вся вера, вся любовь, вся надежда христианства.  И вот почему, "если Христос не воскрес, вера наша тщетна...".