Сёстры Базыкины

Музыкальный Меридиан
Они впервые появились на телеэкране летом 1985 года, в дни XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Этот праздник имел свою символику – розовощёкую голубоглазую девушку Катюшу в сарафане и кокошнике, напоминающем фестивальную звезду-цветок.

Появилась и песня о Катюше, написанная московским композитором Алексеем Мажуковым. Вот её-то и исполнили впервые в одной из молодёжных телепрограмм две певицы – сёстры Елена и Ирина Базыкины. Не просто сёстры – сёстры-близнецы. Симпатичные, круглолицые и румяные, они удивительно подошли для исполнения песни внешне, как бы являя собой зримое воплощение самой фестивальной «Катюши».

Но, что не менее важно, очень точно и ярко исполнили саму песню: весело, мажорно и в то же время светло и прозрачно. Традиционно русское начало слилось с молодёжными ритмами, с интонациями современной эстрады. А потом появились новые песни, принадлежащие в основном Мажукову, – «Чудеса» (она стала известна также под названием «Чародеи и факиры»), «О чём ты думаешь?» и другие.

Телевидение охотно снимало с участием сестёр Базыкиных небольшие песенные сюжеты («видеоклипы»). Сёстры Базыкины не просто хорошо пели, но и непринуждённо двигались, если нужно – танцевали, вообще «смотрелись». Очень важное качество для музыкального телевидения.

На одном из концертов, проходивших в Московском театре эстрады, на молодых певиц обратил внимание швед Билли Ватт – известный продюсер, директор фирмы «Литл биг элл».

«Девушки талантливы и артистичны, они прекрасно поют и двигаются на сцене, – заявил он. – На мой взгляд, это именно тот случай, когда на свет может появиться удивительный музыкальный коллектив...»

Кто же они, эти симпатичные Лена и Ира?

Год рождения – 1962-й. Родились на Урале, в городе Миассе, но с самого раннего детства жили в столице Кабардино-Балкарии – городе Нальчике. Закончили там, как пианистки, музыкальную школу. Освоили также гитару, правда играла больше Ира. Пели всегда в унисон. Народные песни, романсы, эстраду. Сочиняли сами (на стихи Лорки Кирсанова). Выступали на школьных вечерах.

В девятом классе впервые услышали песни Александра Градского. Исполняли его «Синий лес», «Подругу угольщика», «Испанию».

В 1978 году сестры решают попытать счастья в Москве. Сдают вступительные экзамены на эстрадное отделение Музыкального училища имени Гнесиных. Принятые, попадают в класс вокала... к человеку, которого давно уже уважают, любят и исполняют: к Градскому!

Александр Борисович, впрочем, сразу заявил своим новым ученицам: «Основа основ в пении – классическая школа и академическая техника. Так что – как меня учили в Гнесинском институте, так и я вас буду учить…».

Занимались распевами, вокальными упражнениями, постановкой правильного дыхания. После этих вступительных упражнений пели инвенции и арии Баха, ариозо Моцарта, эстраду – от Гершвина до Стиви Уандера, Паулса. Отрабатывали абсолютную слитность фразировки на примерах композиций «ABBA». Училище закончили в 1982 году.

После этого – профессиональная работа. Сначала – в оркестре «Современник». Сёстры Базыкины искали подходящий для дуэта репертуар. Пели музыку Геннадия Гладкова («Твои глаза», «Перебитое крыло»).

Потом взяли произведение Алексея Мажукова «Метель». Песня на два голоса, по складу звучания, по настроению вроде бы подходила. Руководитель «Современника» Анатолий Кролл сделал прекрасную новую аранжировку, и «Метель», что называется, сразу удачно «пошла» – публика принимала её на концертах очень хорошо. Успех окрылил девушек.

Решили включить в репертуар другие композиции Мажукова. Но какие?
Набрались духу и позвонили автору...

Вспоминает композитор Алексей Мажуков:

«...Итак, девочки позвонили мне. От встреч с молодыми артистами я никогда не отказываюсь, мне это интересно. Что за народ растёт? А вдруг что-то незаурядное? Встретились в Доме композиторов, в Малом зале. Послушал сестёр. Пели и советские песни (мои в том числе), и зарубежную эстраду на английском. Стремились имитировать тембр известной группы «Би-джиз» – мягкое, негромкое, лирическое звучание, которое выходило у Лены и Иры каким-то особенно ласковым, греющим душу. Хотя были в то же время довольно однообразными, да еще пели с диалектным (южно-русским) акцентом (позже учил их чисто петь на любом языке; сейчас от «диалектизмов» полностью избавились). К содержанию текста песен не относились никак, словно не замечая его (болезнь на эстраде довольно распространённая), – просто сёстры Базыкины пели, наслаждаясь мелодией... Ну что же, как говорится, было над чем работать. Дал девочкам ноты. Они быстро выучили несколько вещей, и я стал включать их в свои авторские концерты. Лена и Ира, безусловно, внесли в них свежую струю. Уже само появление двух «близняшек» всегда вызывало в зале оживление. Пели от раза к разу всё лучше. Я говорил им: «Обязательно думайте – о чём поёте. Ищите такие краски, такой звук, такое его напряжение, которые помогали бы выразить суть песни, её основную мысль».

Очень убедительны у них, например, «Чудеса». Песня условно-ориентальная, шуточно-лирическая. Восточный колорит плюс современная манера пения. Песня стала у Лены и Иры первым «шлягером». А вот «О чём ты думаешь, скажи?» вышла не сразу. За полгода записывали эту вещь трижды. Сначала получалось слишком сладко, а в этой песне идеально «выутюжить» кантилену мало, тут нужно слегка еще «поиграть», создать контраст эмоций. Лишь третья запись вышла, наконец, удовлетворительной...

Есть песни, им пока недоступные. Скажем, драматические. Либо медленные баллады-размышления. Но они уже отходят от этих удачно получающихся у них песен, расширяют диапазон своих настроений. У них неплохо получается сочетание народных и эстрадных интонаций. Если бы «Тройку почтовую» или «Катюшу» спела традиционная артистка «в русском стиле под баян», то вышло бы, скорее всего, тяжело и неинтересно. Ожидаемо. А у Лены и Иры песня звучит и по-русски, и современно-эстрадно. Очень непринуждённо. Они молоды и искренни – и это слышно, это легко почувствовать...»

Существуют дуэты двух типов. Дуэты контраста и дуэты согласия. Дуэт сестёр Базыкиных безусловно – второго типа. У них всё основано на слиянии в унисон, на соединении двух совершенно однородных тембров. Создание некоей единой вокальной линии – ажурной, лёгкой и прозрачной, когда звук рождается не в глубине груди, а где-то прямо «на языке».

Да, такой тембр распространён в мировой практике (достаточно назвать хотя бы ту же «ABBA»), но у Базыкиных ощутима сейчас своя, самостоятельная позиция, свои интонации, свой стиль. У них есть своё, пусть маленькое, но ясно различимое «я». Вот почему на них и обратил внимание шведский продюсер, кстати, в их репертуаре появилось несколько эстрадных композиций шведских авторов (с русскими текстами Маргариты Пушкиной). До них эти песни исполнял шведский дуэт Katz (Кошечки).

В 1988 году сёстры Базыкины начали сотрудничать с композитором Владимиром Матецким.
Ярчайшим творением, по которому до сих пор вспоминают Лену и Иру, стал его хит «Московские ночи» (Moscow Nights), крутивший на советском ТВ. Но к тому времени сёстры Базыкины жили уже за границей.

По одной из версий, Ирина и Елена уехали за границу в 1986 году, кстати, перед этим успев поработать у Андрея Литягина, записывая первый альбом будущей группы «Мираж», который так и не был издан с их вокалом. Но версию эту никто до сих пор не подтвердил.

После 1989 года о сёстрах Базыкиных неизвестно ничего…

* * *

Сёстры БАЗЫКИНЫ. «ВРЕМЯ НАС РАССУДИТ»

Чайка над волной (А. Пахмутова – Н. Добронравов)
Ты и я (Т. Норелл, У. Хоканссон – М. Пушкина)
Какая дивная Пора (А. Мажуков – А. Поперечный)
Чародеи и факиры (Чудеса) (А. Мажуков – А. Вратарёв)
Тройка почтовая (А. Мажуков – Н. Зиновьев)
Твой голос и мой (Т. Норелл, У. Хоканссон – М. Пушкина)
Белые туманы (Р. Паулс – Л. Фадеев)
О чём ты думаешь, скажи (А. Мажуков – М. Рябинин)
До чего любовь слепа ’86 (Т. Норелл, У. Хоканссон – М. Пушкина)
Время нас рассудит (В. Матецкий – ?)
Sister, Sister (В. Матецкий – А. Берг)
Mosсow Nights (В. Матецкий – И. Форсман)
Female Of The Species (Т. Норелл, У. Хоканссон)
What Goes On In Your Mind (Т. Норелл, У. Хоканссон)
Dancing Shoes (Т. Норелл, У. Хоканссон)
Plaing With Fire (Т. Норелл, У. Хоканссон)
Why to... (В. Матецкий – А. Берг, И. Форсман)
До чего любовь слепа ’88 (Т. Норелл, У. Хоканссон – М. Пушкина)
One Touch Too Much (Т. Норелл, У. Хоканссон)
Mosсow Nights (maxi version) (В. Матецкий – И. Форсман)

Записи 1986-88 гг.

ССЫЛКА на СКАЧИВАНИЕ: https://yadi.sk/d/5KXXZxpt3ETvWE

Размер архива: 110,1 МБ
Качество: МР 3 (192 кб/с)
Общее время звучания: 79 мин. 59 сек.