Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо 17

Борис Гончаров
О бедности

Всё это брось, коль мудр, или вернее,
Чтоб мудрым стать, и слушай не вполуха:
Спеши что было сил и будь умнее,
Стремясь во все лопатки к благам духа.

Всё, что удерживает тебя, ты отсеки.
«Но медлю я из-за домашних дел,
Которые всегда довольно велики,
Поэтому я в жизни вот чего хотел:

Хочу устроить все свои дела я так,
Чтоб ничего не делая, иметь достаток,
И не отягощал меня бы бедности кулак,
Другим бы не был в тягость, как придаток».
 
Я думаю, тебе не вскрылись, к сожаленью,
Ещё вся сила и могущественность блага,
К которому ты со своей тягучей ленью
Находишься, видать, в пределах полушага.

Ты в общем различаешь, чем полезна
Нам философия в житейском бытии,
А в мелочах её не видишь словно бездарь,
Не знаешь досконально все её слои.

Вот, говоря тебе словами Цицерона,
И выручит она тебя в большом,
И может жизнь по мелочам затронуть,
Создав тебя свободным иль рабом.

Зови её в советники, доверься мне:
Она склонит тебя подолгу не сидеть,
Подсчитывая, что тебе ценней,
С каким доходом встретишь смерть.

А не такой ли устанавливаешь цель,
Не ради ли того оттягиваешь срок,
Чтоб не бояться бедности в конце
И философией ты заниматься смог?

А если бедность всё-таки желанна?
Ведь многих толстый кошелек отвлёк
От философии, – они преглупые бараны,
У бедности ведь нет отчаянных тревог.

Звучит сигнал трубы – бедняк уж знает,
Что не его она зовет в очередной поход;
Когда идет потоп, добро он не спасает,
А думает, как бы спастись от этих вод.

Вокруг него нет полчища рабов,
Которым на прокорм необходима пища.
Нетрудно прокормить немного ртов,
Которым лишь достаточно жилища.

Недорого обходится нам голод,
А привередливость – за дорогую цену.
Ведь бедность все желания переборола,
Богатство для неё всего лишь пена.

Так не отказывайся выбрать себе ту,
Кого в пример берёт рачительный богач.
Чтобы в душе ты не терял бы доброту,
Будь или беден, или ты её означь.

Усердные занятия тебя не исцелят,
Когда не будешь ты воздержан ввек.
Воздержанность, так это на мой взгляд,
Непринудительная бедность без опек.

Оставь ты для других пустые извороты:
«Того, что есть, мне не хватает ныне,
Вот накоплю сколь надо, чтоб была охота
Заняться философией без мутного уныния».

Но то, что ты откладываешь напоследок,
Приобретай заранее, с него начавши.
Ты говоришь, что в жизни твоё кредо –
Всё сделать так, чтоб дом был полной чашей.

Так научись же, что тебе приобретать
И не гонись за невозможною мечтой!
Коль что мешает тебе важно проживать,
То важно умереть не помешает тут ничто.

Нет поводов, что бедность или нищета
Могли б от философии тебя отвлечь,
Ведь бедность может быть пережита,
И даже ты на голод мог себя обречь.

Терпели же его, кто находился в цитадели
И осажден был вражеским отрядом.
Чтоб в лапы не попасть к врагу они хотели,
За стойкость видя в этом лишь награду.

А тут обещано нам много больше:
Быть вольным – это достижение,
Перед богами не роптать, быть проще,
Добившись этого ценою истощения.

Нужду терпели ратники во всём и вся,
Питались пищей, что назвать противно.
И это всё – чтобы, все трудности снеся,
Другими царствами владеть активно.

Не согласится ли любой изведать бедность
С тем, чтоб очистить душу понемногу?
Поэтому приобретать заранее что-то вредно,
А к философии придёшь без денег на дорогу.

Да это так. А ты, когда всё будет у тебя,
Тогда захочешь получить и мудрость
Вдобавок как методу жизни для себя, –
Последнее из средств. Так это – дурость.

Так вот, коль у тебя хотя бы есть что-либо,
То философией займись тотчас же,
А если ничего нет, то тогда твой выбор
Искать её безотлагательно и без поблажек.

«Но у меня не будет самого убогого».
Во-первых, этого не может быть,
Так как природа требует немногого,
Мудрец же по природе должен жить.

А ели не останется добра у мудреца,
Уйдёт из жизни он, собрав все силы,
Не будет себе в тягость и не потеряв лица,
Но от него станется не только след могилы.

А если будет у него убогонький достаток,
То состояние скуднейшее, что ни на есть,
Сочтёт за благо – он действительно богатый,
Всё у него имеется для жизни – пить и есть.

А сам тогда он будет весело смеяться
Над неизменно занятыми богачами,
Которые вперегонки за изобилием мчатся
С тем, чтоб забить свою мошну деньгами.

Ужель ты часа ждёшь, когда разбогатеешь,
По завещанию новопреставленного старика,
Толь на процентах от долгов тех, кто глупее,
От барышей с товаров, что пришли из далека?

Вот мудрость – заместительница изобилия:
Она ведь всё дает тебе, во всём поможет.
Тебе не нужно делать никаких усилий,
Во все века хватает нам всегда того же.

На этом я бы мог письмо закончить,
Когда б не приучил тебя к подаркам,
Как и парфянскому царю оказывали почесть,
Я завершу своё письмо таким приварком.

Вот почему возьму я в долг у Эпикура:
«Такие есть, которые богатство накопив,
Нашли себе отнюдь не синекуру,
А лишь неисчислимых бед наплыв».

Тут нечему, вообще-то удивляться:
Порок – не в том, что вокруг нас,
А то, что может целиком скрываться
Пусть даже в ангельской душе подчас.

Всё то, что делало тяжелой нищету,
Творит тяжелым и тугой карман.
Положишь ли больного, что в бреду –
Нет разницы, в палаты иль в чулан:

Куда бы ты его не перенёс, в остатке –
Перенести с собою немощь он готов.
Душа больная в бедности или в достатке:
Порок вовеки с нею. Будь здоров.

19.08.2019