Валерий Балабанов - автор ордена Георгия Жукова

Георгий Куликов
Фотографии:
1) С В.Н.Балабановым (слева) на праздновании моего 50-летия. 18.12.1997. Фото Сергея Старшинова
2) Орден «Георгий Жуков»

Беседа с автором  полководческого ордена России
«Георгий Жуков» художником В.Н.Балабановым (1939 - 2009)
состоялась накануне празднования 50-летия Победы
в Великой Отечественной войне



     –  Валерий Николаевич, как вы – художник-живописец, работающий в жанре, если можно так выразиться, остросюжетного символического реализма (а собственно – в манере сугубо балабановской, которую ни с какой иной не спутаешь!) – вдруг отважились участвовать в столь специфическом конкурсе, объявленном, по сути дела, лишь для художников-медальеров?
     – Во-первых, вовсе не вдруг. А во-вторых, усмотрев в этом приглашении некий Знак свыше, не только, как вы сказали, отважился, но почёл за великую честь.
     В широкой публике – да, меня больше знают как живописца, но приглашающим был также известен мой опыт в художественном создании эмблем различных фестивалей и праздников, например, Дней славянской письменности и культуры.
     – Видимо, всё же главным поводом послужило ваше авторство нагрудных знаков Фонда «Маршал Жуков»?
     – Вполне возможно. Как члену совета этого фонда мне предложили создать его символику. Разработки мои были приняты. А сам труд, то есть творческий поиск стал как бы последней ступенью в восхождении к работе над орденом.
     – В чём же для художника состояла основная трудность в создании такого ордена?
     – В соединении символов двух эпох. Задача, на первый взгляд, неразрешимая. С одной стороны, необходимо было восстановить утраченную традицию орденов Российской империи, с другой – не перечеркнуть традицию боевых наград Великой Отечественной войны. Вот Сцилла и Харибда, между которыми предстояло проплыть каждому конкурсанту.
     – Вы оказались самым точным. Оглядываясь назад, пожалуйста, поясните, как вам это удалось?
     – Попробую. Насколько известно, в символику наград Великой Отечественной обязательно входит пятиконечная звезда и красный цвет. А в имперские боевые награды – непременно крест. Как совместить несовместимое? Однако же, совмещение уже началось во время войны: недаром советское правительство вспомнило и закрепило в орденах имена русских  полководцев – святого Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. И Георгия Жукова мы вписываем в этот славный ряд защитников Отечества. Именно на слове «защитники» я ставлю акцент. Вот почему в ордене появился доминирующий символ – щит! Из четырёх рубиновых щитов, обороняющих страну с Запада, Востока, Севера и Юга, на ордене выстраивается нерушимый крест защиты святой Земли Русской – удела Божией Матери. А серебряные орденские лучи-штралы образуют восьмиконечную Богородичную звезду. Вот так соединяется Земное и Небесное. А это и есть символика!
     Исторически справедливо, что высший боевой орден за первым номером – Орден Победы был вручён не кому-нибудь, а именно маршалу Жукову. Поэтому вполне закономерно, что орден «Георгий Жуков» в своём цветовом решении восходит к Ордену Победы, знамени победы и к Георгиевскому кресту – символу солдатской доблести и славы.
     – Валерий Николаевич, уже само имя маршала-героя, начертанное на ордене, для русского человека символично. Как тут не вспомнить о святом Георгии Победоносце?
     – Вы затронули самый нерв идеи ордена! В честь святого Георгия и его боевых кавалеров назван один из парадных залов Большого кремлёвского дворца. В Георгиевском зале, зале нашей воинской славы, на мраморных досках золотыми буквами начертаны имена более 10 тысяч георгиевских кавалеров, и среди них – имя Георгия Жукова! Это его первая героическая ступень. Но всё началось раньше. В деревенской семье родился мальчик, которого окрестили, дав имя «Георгий». Он вырос, возмужал и оказался никем иным, как Георгием Победоносцем Великой Отечественной войны! Вы помните, когда она закончилась?
     – Конечно, помню: 9 мая 1945 года.
     – Не совсем так. Вы назвали дату подписания Акта о капитуляции. Фактически же война закончилась 6 мая – в день, когда Православная церковь празднует память святого Георгия Победоносца. Скажете, ряд случайных совпадений? Вовсе нет. Это промыслительная цепь – звено к звену! Вот почему на ордене перед фамилией «Жуков» я не поставил слово «маршал» или «полководец», а вписал имя – Георгий!
     – Как этого не понять! Как и промыслительного (добавлю!) «совпадения» в 1945-м году  праздника Пасхи с днём празднования памяти святого Георгия Победоносца! Скажите, ваш проект был принят без изменений? Или всё же потом вносились коррективы?
     – Против надписи никто не возражал. Единственно – пришлось убрать с верхнего щита изображения «Чуда Георгия о змие», поскольку на ордине размером в 55 мм этот иконописный сюжет выходил почти неразличимым.
     – Валерий Николаевич, мы ведём разговор о воплощённом замысле. А как он зародился?
Был ли такой момент, когда вас осенило: «Вот таким и никаким другим должен быть этот орден!»
     – Замысел художника менее всего похож на итог компьютерного расчета. Идея всегда вспыхивает, как озарение. Однако, конечно же, этой вспышке предшествуют годы духовного строительства.
     Я родился перед войной, помню её ужасы. Несомненно, что опыт военного детства влияет на мои творческие замыслы. Огромное значение для меня, как для художника, имеет и опыт лет недавних.
     – В греческом городе Солоники мы с писателем Василием Беловым посетили сербское кладбище… С какой великой заботой потомки павших воинов ухаживают за их могилами! Народ, который так чтит память своих предков, – непобедим! А что мы сегодня видим на кладбищах российских?  Разве так героев надо бы почитать?!
     Или вот ещё сердечный опыт. Он уносит меня в будущее. Наши потомки, увидев октябрьский расстрел российского парламента, заснятый американским телевидением, вполне возможно, услышат при этом такие слова: русские в конце ХХ века, как и в его начале, снова убивают русских. А толпа зомбированных зевак смотрит на смертоубийство не в римском Колизее, а в Москве, которую русские называли «Третьем Римом». Это наша национальная трагедия, скажут потомки. А когда узнают, что за вооружённое участие в этом кровопролитии кто-то был награждён от имени Отечества, они добавят: и величайший позор! Вот почему в обосновании ордена «Георгий Жуков» я подчеркнул, что им может быть награждён только защитник Отечества от внешнего захватчика.
     – Вы установили девиз ордена: «Родина. Победа. Слава». Пожалуйста, поясните его.
     – Чего ж тут пояснять? Выбор слов, по-моему, должен быть понятен каждому россиянину. «Родина». Помните клич? – За Родину! «Победа». Вспомните надписи на медали: «За победу над фашистской Германией. Наше дело правое – мы победили». Так говорит народ-победитель. «Слава». Слава народу-герою! Слава ветеранам! И вечная память павшим за Родину!
     Тут невольно вспоминаю ещё об одном личном опыте.  В 1991 году – после утраты моего единственного сына Николая – мой друг Вячеслав Клыков, будущий автор скульптуры маршала Жукова, привёз меня на Прохоровское поле – на освящение закладного камня  храма Первоверховных апостолов Петра и Павла. После освящения нас пригласили в село Сторожевое, что от поля в трёх километрах. Стол для гостей был накрыт в яблоневом саду. Мы вспоминали павших «за други своя» и Отечество, поднимали стаканы за здоровье ветеранов. Моё личное горе отступило, а сердце оттаяло – от тепла, любви и заботы, какою мы были там окружены.
     И вот совсем недавно, ровно через три года я с Вячеславом Клыковым и писателем Владимиром Крупиным вновь приехал на Прохоровское поле. В Сторожевом я показывал фотографии бабушек, заснятых в первый приезд. А нам говорили: вот эта в том году умерла, а вот эту похоронили два месяца назад… И подруги умерших рассказали нам о том далёком дне, когда закончилось величайшее танковое сражение века.
     Бабулям этим тогда было лет по шестнадцать… Девчушки! А закончилась битва 12 июля – как раз в день Петра и Павла!  После жуткого грохота орудий и рёва двигателей на поле воцарилась удивительная тишина. Жара в те поры стояла неимоверная! И вот эти девчушки, обвязав головы платками, оставив незавязанными лишь глаза, собирали на Прохоровском поле документы и неотправленные письма наших павших бойцов. Насобирали пять огромных мешков! Но ещё больше потрясло нас другое: наши воины, по словам бабушек, лежали навзничь – лицом к небу, а немецкие слдаты – почти все ничком, уткнувшись в землю. Чем это объяснить?
     Эти же девушки хоронили павших. И когда в хрущёвские времена в Сторожевое пригнали бульдозер, чтобы срыть холм братской могилы, они этого не допустили – легли под бульдозер! Не дали уничтожить народную память! И вот так исторически произошло, что в 1994 году, в день Петра и Павла, на месте, где стоял обелиск, скульптор Вячеслав Клыков установил своей работы поклонный крест-распятие.
     Напоследок же хочу сказать слова благодарности в адрес президента фонда «Маршал Жуков» дочери Георгия Константиновича – Маргарите Георгиевне. Спасибо ей за советы и товарищеское участие в моей работе над образом полководца. Низкий ей поклон!
     – Позвольте и мне, Валерий Николаевич, от лица редакции журнала «Культурно-просветительная работа» («Встреча») поздравить вас с победой в этом конкурсе, а также пожелать вам духовной крепости и творческих успехов.
     – Спасибо!

Беседу вёл Георгий Куликов.

Опубликовано в журнале «Культурно-просветительная работа» («Встреча»), №4, 1995
Для данной публикации беседа уточнена и поправлена.