Лиры натянутые струны

Надежда Зернова
Проходя  мимо мастерской  медника, который  склонясь над наковальней с куском  металла, занимался  своим  ремеслом, ПИФАГОР невольно  остановился, вслушиваясь  в  звуки, издаваемые  различными  молоточками и другими  инструментами при ударе о металл, оценивая  гармонию и дисгармонию получающихся в процессе работы комбинаций.

Со  свойственной  ЕМУ  тщательностью, войдя в  каморку  мастера, изучил  все  инструменты, последовательность действий умелых рук, поспешил  домой, стал  конструировать: прикрепив  балку к  стене, приделал к ней через  равные  интервалы  четыре  струны. Во  всём  одинаковые, но с разным весом  утяжелителей на конце каждой, соответствующей весу  молоточков  медника.

 
К первой из них прикрепил вес в двенадцать фунтов, ко второй – в девять, к третьей – в восемь и к четвертой – в шесть фунтов. Обнаружил, что первая и четвертая струны, когда звучат вместе, дают гармонический интервал октавы, потому что удваивание веса имело тот же эффект, что и укорачивание струны наполовину. Натяжение первой струны было в 2 раза больше, чем четвертой струны, и, как говорят, их соотношение равно 2:1, или двукратное.

 
Подобным же рассуждением он пришел к заключению, что первая и третья струны дают гармонию диапенте, или квинту. Натяжение первой струны было в 1,5 раза больше, нежели третьей струны, и их соотношение было 3:2, или полуторное.

Вторая и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и третья, давали гармонию диапенте. Продолжая это исследование, Пифагор открыл, что первая и вторая струны дают гармонию diatessaron, или терцию, натяжение первой струны на треть больше, чем второй, их соотношение 4:3, или sesquitertian. Третья и четвертая струны, имея то же соотношение, что и первая и вторая, дают ту же гармонию. Согласно Ямвлиху, вторая и третья струны имеют соотношение 8:9, или epogdoan.

Ключ к гармоническому соотношению скрыт в знаменитом Пифагоровском тетрактисе , или пирамиде из точек. Тетрактис образован из первых четырех чисел: 1, 2, 3 и 4, которые в их пропорциях открывают интервалы октавы, диапенте и диатессарон.

 
По всей вероятности, Пифагор разработал свою теорию гармонии, работая с монохордом, однострунным инструментом (изобретение, состоящее из одной струны, натянутой между зажимами и снабженное подвижными ладами).


Для Пифагора музыка была производной от божественной науки математики, и ее гармонии жестко контролировались математическими пропорциями.
Пифагорейцы утверждали, что математика демонстрирует точный метод, которым Бог установил и утвердил ВСЕЛЕННУЮ. Числа, следовательно, предшествуют гармонии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. После открытия этих гармонических соотношений Пифагор постепенно посвятил своих последователей в это учение как в высшую тайну своих мистерий. Он разделил множественные части творения на большое число плоскостей или сфер, каждой из которых он приписал тон, гармонический интервал, число, имя, цвет и форму. Затем он перешел к доказательству точности его дедукций, демонстрируя их на различных плоскостях разума и субстанций, начиная с самых абстрактных логических посылок и кончая наиболее конкретными геометрическими телами.

Из общего факта согласованности всех этих различных методов доказательства он установил безусловное существование определенных естественных законов.
Утвердив музыку как точную науку, Пифагор применил найденные им законы гармонических отношений ко всем феноменам природы, зайдя настолько далеко, что установил при этом гармонические отношения между планетами, созвездиями. Интересным примером современного подтверждения древнего философского учения является прогрессия элементов согласно их гармоническим отношениям.

 Если упорядочить перечень элементов по восходящей в зависимости от атомных весов, то, по А. Ньюленду, каждый восьмой элемент заметно повторяет свойства. Это открытие в современной химии известно под именем закона октавы.

Поскольку считалось, что гармония определяется не чувственным восприятием, но разумом и математикой, пифагорейцы сами себя называли канониками , чтобы отличить себя от гармонической школы , которая полагала истинными принципами гармонии вкус и интуицию. Осознавая, однако, глубочайшее воздействие музыки на чувства и эмоции, Пифагор не колебался относительно влияния музыки на ум и тело, называя это «музыкальной медициной».

ОН отдавал столь явное предпочтение струнным инструментам, что предупреждал своих учеников, дабы они не внимали звукам флейты и цимбал. Он далее утверждал, что душа должна быть очищена от иррациональных влияний торжественным пением, которому следует аккомпанировать на ЛИРЕ!

В своем исследовании терапевтического значения гармонии Пифагор открыл, что семь модусов, или ключей, греческой системы музыки имеют силу возбуждения различных эмоций. Рассказывают о таком эпизоде: как то наблюдая за звездами, Пифагор увидел молодого человека, который ломился в дом своей подруги и, будучи пьяным и сгорая от ревности, хотел поджечь дом. Ярость молодого человека подчеркивалась игрой флейтиста, который был недалеко от этого места и играл возбуждающую фригийскую мелодию. Пифагор убедил музыканта изменить мелодию на медленную и ритмичную музыку, после чего опьяненный молодой человек собрал свой хворост и ретировался домой.


Пифагор лечил многие болезни духа, души и тела, играя составленные им специальные композиции или же читая в присутствии больного отрывки из Гомера и Гесиода. В своем университете в Кротоне Пифагор начинал и кончал день пением: утром для того, чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, подходящую дню, вечером пение должно было успокоить и настроить на отдых. В весеннее равноденствие Пифагор собирал своих учеников в круг, посреди которого стоял один из них, дирижируя хором и аккомпанируя на ЛИРЕ.

Терапевтическая музыка Пифагора описывалась Ямвлихом таким образом: «И некоторые мелодии были выдуманы для того, чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя, и Пифагор показал в этом себя большим мастером. Другие же мелодии использовались им против ярости и гнева, против заблуждений души. А были еще и мелодии, которые умеряли желания».

Вероятно, пифагорейцы осознавали связь между семью греческими ладами и планетами. Так, например, Плиний говорил, что Сатурн движется в дорийском ладе, а Юпитер – во фригийском. Кажется, что и темпераменты тоже могут рассматриваться в свете различных модусов, то же относится и к страстям. Таким образом, гнев, который является огненной страстью, может быть усилен огненным модусом и нейтрализован водным модусом.

Согласно легенде, БОГ сконструировал первую ЛИРУ, натянув струны на панцирь черепахи. Осирис и Исида были патронами музыки и поэзии. Платон, описывая  античные искусства египтян, говорит, что песни и поэзия были такой возвышенной и одухотворённой природы, что только Боги или богоподобные люди могли сочинить их. В Мистериях  ЛИРА считалась секретным символом человеческой конституции: корпус инструмента представлял человеческое тело, струны - нервы, а музыкант - Дух.
               
ДУХ  сотворил  гармонию  музыки,  которая, превращается в дисгармонию, если природа человека развращена. Если древние китайцы, индусы, персы, египтяне, израильтяне и греки использовали вокальную и инструментальную музыку в своих религиозных церемониях как дополнение к поэзии и драме, то Пифагор поднял искусство до истинно достойных  высот, продемонстрировав  его  математические  основания!

Древнегреческий  философ – идеалист,  политический и религиозный  деятель, основатель  пифагореизма.Талантливый, разносторонне развитый  человек, вся  жизнь  которого -  сплошные  поиски  и  открытия! Чего не  коснулась бы его ДУША!
 
В области математики Пифагору приписывается систематическое введение доказательств в геометрию, создание учения о подобии, доказательство теоремы, носящей его имя, построение некоторых правильных многоугольников и многогранников. С его именем связывают также учение о четных и нечетных, простых и составных, фигурных и совершенных числах, об арифметических, геометрических и гармонических пропорциях.

Последователи Учителя, принимали шарообразность земли и ее движение вокруг центрального огня — источника света и тепла; вокруг него же движутся и другие светила, которые производят при этом музыкально-благозвучный шум, так называемую «гармонию сфер».

Пифагорейцы признавали бессмертие души и ее постепенное очищение (катарсис) посредством постижения музыкально-числовой структуры Космоса.

 Сегодня  мы постигаем  сердцем,  внимая тем звукам, что,  пронизывая эпохи – звучат для нас на   струнах  ПИФАГОРОВСКОЙ  ЛИРЫ!

 В руках ПОЭТОВ, МУЗЫКАНТОВ – земным «монохордом» звучащих!
 Гипотетически соединяющих нас той натянутой струной, что всегда  остаётся
 неизменным  проводником к Божественным Субстанциям МИРОВ!



ПОСТСКРИПТУМ:

Не  оставил равнодушным  сей  "трактат". Звонят мои  постоянные читатели, просят продолжить затронутую  тему, как и  необыкновенно глубокий МИР  ГЕНИЯ  - ПИФАГОРА, с ЕГО  ОТКРЫТИЯМИ, яркой, насыщенной  ЛИЧНОЙ   ЖИЗНЬЮ.


Вот, что пишет Валерий  СТАРОСТИН в  своей  научно - изыскательской  рецензии:

 "В прошлом веке наши отечественные теософы-эзотерики, Г. И. Гурджиев и П. Д. Успенский, с помощью «закона октавы» описали развитие макрокосма (Вселенной) и микрокосма (человека) через вибрации Божественного Луча Творения в трёх Октавах.

Вот выдержки из книги П.Д. Успенского:
«Следующий фундаментальный закон вселенной — это закон семи, или закон октав…
Чтобы понять смысл этого закона, необходимо рассматривать вселенную как состоящую из вибраций. Эти вибрации происходят во всех видах, аспектах и плотностях материи, составляющих вселенную, от самых тонких до самых грубых её проявлений; они исходят из разных источников и продолжаются в разных направлениях, пересекаясь друг с другом, сливаясь, усиливаясь, ослабевая, препятствуя друг другу и т.д.
Законы, управляющие замедлением или отклонением вибраций от их первоначального направления, были известны древней науке и включены в особую формулу, или диаграмму, сохранившуюся до нашего времени. В этой формуле период удвоения вибраций был разделён на восемь неравных ступеней в соответствии с темпом возрастания вибраций. Восьмая ступень повторяет первую, но с удвоенным числом вибраций. Этот период удвоения вибраций между данным числом и удвоенным называется октавой, т.е. периодом, состоящим из восьми членов.
Принцип деления периода удвоения вибраций на восемь неравных частей основан на наблюдениях неравномерности возрастания вибраций в октаве; отдельные «ступени» октавы показывают ускорение или замедление в разные моменты её развития.

В облачении этой формулы идеи октавы передавались из рук в руки, от учителя к ученику, от одной школы к другой. В очень отдалённые времена одна из этих школ нашла возможным применить формулу к музыке. Таким образом была получена музыкальная гамма семи тонов, известная с глубочайшей древности, затем забытая, а впоследствии опять открытая, или «найденная».
Гамма семи тонов есть формула космического закона, полученная древними школами и примененная к музыке. Однако, если мы будем изучать проявление закона октав в вибрациях других родов, мы обнаружим, что закон повсюду остаётся одним и тем же; что свет, тепло, химические, магнитные и другие вибрации подчиняются тому же закону, что и звуки. Например, в физике известна цветовая шкала, в химии — периодическая система элементов, без сомнения, тесно связанная с принципом октав, хотя эта связь ещё не вполне ясна науке...
Изучение музыкальной гаммы семи тонов даёт хорошую основу для понимания космического закона октав…»

Подытоживая прозаические выкладки, позволю себе лирический стихотворный аккорд:


"Семь Лучей и семь Нот, три Октавы –
В этом суть всех вибраций Вселенной.
И Симфонию звёзд величаво
Нам поют Струны Лиры Нетленной.

Наполняется наша планета
Благозвучием Божьей Симфонии.
Сотворяется Нотами Света
Красота Мирозданья гармонии.

Вдохновенной мелодией Света,
Голос Музы звучит гармонично,
Зарождая в душе у поэта
Соло строчек, поющих лирично!"



*- по мотивам книги П. Д. Успенского
«В поисках чудесного»


Автор:  Валерий   СТАРОСТИН



Людвиг Ван Бетховен "Лунная соната"

https://rus.drivemusic.cc/listen_music/64845.html



Надежда  Зернова