Дорогая находка

Зоя Ионочкина
     12 апреля 1913 года. Красная площадь. Знаменитый Вербный Торг у стен древнего Кремля. Через неделю - Святая Пасха. Люди покупают веточки вербы, чтобы идти с ними в храм и чтобы приобрести для своих  близких Пасхальные подарки.
    Внимательно рассматривая старую фотографию, вдруг обнаруживаю знакомую мне фигуру.  Постойте, постойте...  Неужто  так повезло! Неужели это сам профессор Иван Владимирович Цветаев - основатель московского Музея Изящных Искусств имени Пушкина на Волхонке, филолог, искусствовед, учёный и... отец поэта Марины Цветаевой? А почему бы и нет! От  музея, где он служит директором,  до Кремля рукой подать. Вот он, чуть сутулясь, в распахнутом пальто, в котелке (по тогдашней моде),  с   зонтом в виде трости идёт к левому нижнему углу фото (не могу разглядеть - есть ли его неизменные очки, но седые висячие усы точно есть!) Взгляд опущен вниз - о чём задумался старый профессор? Может быть, он - сын священника из села Талицы Владимирской губернии, вспомнил свои детство и юность, как тогда, с вербочками, срезанными над рекой,в  небольшом деревенском храме  отмечали Вход Господень в Иерусалим.
   Он очень любил ходить пешком. Эта привычка передалась на всю жизнь и его дочерям Марине и Асе. У Марины  есть стихи "Ода пешему ходу":

В век сплошных скоропадских,
Роковых скоростей-
Слава стойкому братству
Пешеходных ступней!

 
   1913 -это последний год его жизни. Он умрёт в шестьдесят шесть лет, 30 августа, от повторного сердечного приступа и будет со всеми почестями похоронен на Ваганьковском кладбище.
  Долго всматриваюсь в фигуру человека, которого я никак не могла знать лично, но о котором немало читала, видела его фотографии разных лет, посещала его Музей, несколько раз приносила цветы на его могилу...  И даже если я ошибаюсь, и это вовсе не Иван Владимирович, мне дорога память о всём, что связано с  поэтом  Мариной Цветаевой и её необыкновенно талантливой,  благородной, к сожалению, отмеченной не одной трагедией, русской семьёй.


               

                МАРИНА ЦВЕТАЕВА ОБ ОТЦЕ

 
   "... раздаривал он до последнего вздоха, ибо последний вздох его был актом отдачи, сожалением, что не хватило еще нескольких лет жизни для перестройки – на собственный счет, на тройной свой оклад профессора, директора и почетного опекуна – музейных колонн, показавшихся критикам слишком тонкими по отношению к высоте.

...А сколько бедных студентов, бедных ученых, бедных родственников поддерживал он!"
   
Из стихотворения М.Цветаевой "Отцам"

Вам, в одном небывалом
Умудрившимся - быть,
Вам, средь шумного бала
Так умевшим - любить!

До последнего часа
Обращенным к звезде -
Уходящая раса,
Спасибо тебе!