Уроки психологии

Светлана Гунько
Братик родился в конце марта. На Урале в это время еще зима, но солнышко уже начало весело подмигивать, и снег стал терять свою белоснежность. Мама принесла маленький комочек, завернутый в теплое оранжевое одеяло, перевязанное синей лентой, и положила в детскую кроватку-качалку. Светочке было уже восемь лет, и она считала себя взрослой, ведь она ходила  в третий класс, читала книжки и хорошо рисовала не только в альбоме, но и на всех тетрадках. Светочка смотрела на сморщенное лицо маленького мальчика и удивлялась:  что же он так кричит, отчего его личико еще больше морщилось.
«Покачай Светочка братика» - просила мама и уходила в кухню. Светочке приходилось отрываться от своих любимых занятий и качать этого крикуна. Кроватка-качалка была деревянная с резной спинкой и немного поскрипывала, Светочка качала и качала, до тех пор, пока  глаза у неё начинали слипаться.
Прошло три месяца, но мальчишка так и продолжал кричать. Маму попросили выйти  на работу - в школе начались каникулы, и мама должна была заниматься с детьми в теплице. В начале мая   приехали бабушка с дедушкой из далекого Волгограда нянчить внука. Мама приходила со школы, и кормила Витю  грудью, а потом уже начала варить ему манную кашку. Кашку варили из сухого молока, которое продавали в магазине. Молоко было в трехлитровых жестяных  банках и было очень вкусное. Светочка любила кушать сухое молоко ложкой.
Коровьего молока негде было купить, в военном городке не продавали, а так как ближайшие села были очень далеко, приходилось кормить малыша кашей сваренной на сухом молоке.
«Золотуха» -говорила мама. Светочка не могла понять, что это такое.
«Вот смотри у маленького вся голова в струпьях, они чешутся и поэтому он кричит» Мама смазывала братику голову маслом и вычесывала эти струпья расческой. И лицо у Вити тоже было в каких-то красных прыщиках - он вытаскивал ручки из одеяла и старался почесать свои щечки.
Вот уже майские теплые деньки начались, но было еще прохладно. Бабушка и дедушка, папа и мама собрались в кухне. На столе стоял самовар, еще топилась печка, и в кухне было тепло и уютно. Бабушка напекла любимых Светочкиных пирожков с картошкой. В комнате спал в кроватке Витя. Бабушка рассказывала какие –то истории про своих сельских родственников и мама с папой слушали её. Но неожиданно Витя расплакался.
«Иди, покачай братика» - мама обратилась к Светочке.
Девочка послушно пошла и стала качать кроватку. Заглянула-вроде спит. Светочка пришла в кухню и села за стол. Взяла горячий пирожок. В комнате опять раздался плачь.
«Иди,- мама подтолкнула Светочку. Взрослые тем временем о чем-то оживленно разговаривали и смеялись. Светочка взяла пирожок  и опять пошла в комнату. Качала, качала, потом решила раскачать посильнее, чтобы кроватка-качалка  подольше качалась, но не рассчитала силы. Неожиданно кроватка замерла в наклоне, а потом перевернулась с грохотом. Напротив  детской кроватки-качалки стояла большая родительская кровать с никелированными спинками, с декоративными шариками. Закутанный в одеяло брат как мягкий цилиндрик закатился под взрослую кровать. Мама и бабушка прибежали на грохот.
Бабушка увидела на полу что-то красное и запричитала:
«Ох, убыла, же убыла дитятко!»
Впоследствии оказалось, что это была соска. Мама схватила Витеньку и увидела, что он даже не проснулся. Бабушка подняла детскую кроватку, и они вместе с мамой осторожно уложили туда Витю. И теперь они с рассерженными лицами повернулись к Светочке:
«Как ты могла бессовестная, ты чуть братика не убила! Уходи от нас» И они обе открыли дверь и вытолкали Светочку на улицу.
Как же это страшно, когда тебя выгоняют из дома. Светочке казалось, что она проваливается в пространство без воздуха. Слезы застревали в горле, оставались только всхлипывания. Она стояла посереди двора в сером пальтишке и думала, что сейчас все- все со всех сторон из окон на нее смотрят и говорят:
«Смотрите, какая она бессовестная-её выгнали из дома»
Светочка,  медленно поднимая ноги,  пошла, куда глаза глядят. Все проплывало мимо неё: какие-то черные ветки, травка на дорожке, лужи с грязной водой, голуби на крыше сарая, котенок, прыгающий через дорожку. Не заметила, как подошла к сараю, где они часто играли с Лидой. Но Лиды не было и Светочка села на перевернутый ящик. Но вот из-за угла выскочила Лида и радостным криком подбежала к сидящей Светочке:
«Ты чё хмурая? А у меня папка спит, и я на улицу гулять!»
Лида всегда веселая и беззаботная со смешными веснушками потянула Светочку за руку:
«Пойдем, что покажу тебе!»
У Лиды мама рано умерла, и она осталась с отцом. Отец периодически напивался с горя, как он считал,  и Лида часто была предоставлена сама себе-гуляла до темноты и иногда жаловалась, что хочет кушать. Светочка приносила ей любимое лакомство-хлеб с сахаром, и они сидели на ящиках за домом и болтали.
«Счастливая ты Светочка! У тебя дом, и мама, и братик и пирожки, а я никому не нужна. Наверное, никто и не заметит, если я уйду» - делилась сокровенным Лида. Светочке было жалко Лиду, и она ничего не стала говорить подружке о том, что её выгнали из дома.
«А у Ромки родители купили такую смешную машину!» -тараторила Лида на бегу. Подружки  побежали к дому Ромки. Там стояла целая толпа ребятишек, и они осматривали маленькую машину под названием «Запорожец»
«Классная машина!»– гордо заявил Ромка. Потом папа Ромки сфотографировал всех пацанят возле этого приобретения.
Неожиданно из-за дома запыхавшись, выбежала мама Светочки и увела её домой. Ночью Светочке все снилась падающая в бездну кроватка и слова мамы:
«Уходи от нас!»
Светлана Васильевна приезжала часто к маме. Сначала мама вернулась на родину, купила дом, а потом и Светлана Васильевна уговорила своего мужа переехать с Урала в Поволжье. Теперь семья была вместе, не так как раньше когда они тряслись в поезде, ехали в автобусах, чтобы погостить у бабушки с дедушкой.
«А ты не помнишь, как мы тебя налысо постригли?» – часто спрашивала бабушка» и мама вторила: «А как мы по лугу с цветами бежали и ты кричала «Кьясота»? «Нет, не помню» - отвечала Светлана Васильевна. Но от частых и восторженных рассказов о своем детстве, Светлане Васильевне стало казаться, что она действительно помнит пышную  поляну с цветущими розовыми цветами алтея и сиреневыми пирамидками шалфея, белую панамку с вышивкой и маму веселую и молодую в розоватом с крупными цветами крепдешиновом платье. А мама, гладя в окно вспоминала:
«Мы тебя любили, ты послушная была, рисовать любила» Неожиданно у Светланы Васильевны защемило сердце.
«А из дома меня выгнали-помните? Педагоги! А если бы со мной что случилось?»
«Ты что? Мы за тобой наблюдали из окна» - виновато вступилась мама.
«Наблюдатели, блин, а я вот до сих пор помню, как мне было страшно» -Светлана Васильевна вздохнула.
Вечером Светлане Васильевне позвонила учительница:
«Вы в курсе Светлана Васильевна, что ваша дочь Татьяна уроки пропускает, троек нахватала, четверть-то заканчивается»
Ну, вот неожиданно   еще и эта проблема. Как-то все навалилось: на работе возникли конфликты с сотрудниками, с мужем споры-раздоры, а тут еще и дочурка подводит. Светлана Васильевна позвала дочь:
«Что происходит Таня? Учишься плохо, уроки пропускаешь»- Таня только фыркнула. Потом слово за слово и неожиданно Таня выпалила:
«Плохая? Могу и уйти из дома, раз я такая двоечница!»
«Да хоть сейчас» -Светлана Васильевна только махнула рукой и ушла в комнату. Она села за стол и пыталась читать книгу, чтобы успокоиться.
«Какие  все-таки неблагодарные дети, -Светлане Васильевне стало обидно,- стараешься, работаешь, все для Танечки: платья-лучшие, котлетки, конфетки, а она вон как - уйду!»В прихожей хлопнула дверь.
«Таня!»- Светлана Васильевна вошла в комнату. Тани не было, на вешалке не увидела Таниного пальто.
«Ну и пусть, побежит и одумается» - подумала Светлана Васильевна. За окном уже синело, подул холодный ветер.
«Ох!»- У Светланы Васильевны неожиданно в памяти возник двор, и она увидела маленькую девочку Светочку с полными глазами слез  перед окнами своего дома и страшные  слова:
«Уходи из дома!»
Светлана Васильевна накинула куртку, сбежала по ступенькам   третьего этажа и побежала по улице. Впереди никого не было. Стал накрапывать дождик.
«Что я наделала, что,где же она моя доченька?»
Светлана Васильевна бежала и бежала и вдруг впереди она увидела маленькую фигурку, которая постоянно оборачивалась.
«Таня» -фигурка остановилась и пошла навстречу, все быстрее и быстрее. Светлана Васильевна протянула руки и обняла свою Танюшку.
«Прости меня дочка»- говорила сквозь слезы Светлана Васильевна.
«И ты меня мамочка проси»- я больше никогда не буду уходить из дома.
Они пришли домой и сели пить чай. Разговор получился долгий. Светлана Васильевна решила перейти на другую работу, чтобы больше времени проводить с дочерью. Таня хорошо окончила школу и поступила в институт.
Светлана Васильевна ждала приезда дочери. Они давно не приезжали, внуку Васе уже было восемь лет. Таня с сыном жили в одной комнате, Светлана Васильевна в другой. Однажды разгорелся спор по поводу воспитания сына. Таня за дверью кричала, и Светлана Васильевна услышала, что она  стала шлепать Васю. Не выдержав, она зашла в комнату к дочери.
«Что это такое? Зачем ты бьешь ребенка!» - возмущенно воскликнула Светлана Васильевна. Спор вышел нешуточный, они что-то кричали обидное, не слушая друг друга.
«Не вмешивайся мама!» -В конце спора Таня резко выкрикнула:
«Тоже мне учитель! Ты меня мама  вообще из дома выгоняла!»
Светлана Васильевна широко открыла глаза и вышла из комнаты. Она села в кресло и слезы покатились из её глаз как горошины. Она тихо сидела, не всхлипывая, чтобы никто её не услышал.
Потянуло сквозняком, открылась дверь. Таня бросилась к маме.
«Прости меня мамочка»- у Тани тоже были заплаканы глаза, она обняла Светлану Васильевну, Светочку:
«Я обещаю, что буду разговаривать спокойно с  Васьком, но ты не встревай. Я говорю одно, а ты мама другое. Какое это воспитание? Вот поэтому он и не слушает меня!»
«Что вы тут ревёте, –спросил Вася, заходя в комнату. да буду я послушным, буду! Только не ревите! Просто баба Света меня понимает!»
«Вот и закончились наши гости! Вася идет в первый класс. Август – пора и  к школе готовиться,  - грустно сказала Таня,- завтра уезжаем  с Васьком, ты тут не скучай мамулька, и не забивай голову грустными воспоминаниями» Таня стала собирать вещи, Светлана Васильевна суетилась на кухне с пирожками.
«А ты спать Васек -завтра рано вставать»
Таня вышла на балкон, уже совсем стемнело, да время-то движется к полуночи. Напротив, из дома вышли две детские фигурки, сначала  они долго стояли, освещенные фонарем, потом  уселись на скамеечке. Таня удивилась, час – то поздний, что же они одни и без родителей. Фигурки уселись на скамейке, свет у подъезда погас.Темнота окутала все кругом,  но вдруг  неожиданно дверь подъезда снова осветилась   - кошка пробежала. На скамейке тихо сидели две маленькие фигурки, одна чуть меньше другой, они даже не переговаривались. Таня вернулась в комнату, Васек спал, уткнувшись в подушку, поджав ноги. Она расправила ему ножки, приговаривая любимую мамину фразу: «Расправляй  ножки -  расти не будешь». Васек выпрямился в маленький столбик и ровно задышат. Таня вернулась на балкон. Фигурки смутно виднелись на скамейке, а ведь прошло уже полчаса. «Может, выгнали?» -мелькнуло у Тани  в голове. Подумав, Таня  решила выйти на улицу, она наспех надела свой клетчатый  халат, и снова подошла к открытой створке  окна на балконе. Но вот  темноту прорезали фары машины, ближе, ближе – это  такси. Машина повернула к подъезду дома напротив. Хлопнула дверца, из машины  вышла женщина. Она подбежала к скамейке и схватила в охапку детей. Потом все сели в машину,  такси развернулось от освещенного подъезда и уехало. Темнота и спокойствие опустились на дома. Таня вернулась в комнату, Васек спал, в кухне на столе в большой фаянсовой  тарелке горой лежали румяные пирожки с картошкой. Таня заглянула в мамину комнату. Мама сидела на кровати и разглядывала в альбоме детские фотографии Тани. Таня разделась и легла на диван: « Боже мой,  как же хорошо!»